Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок по русскому языку во 2-м классе

Тема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»

Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», способствует формированию умения грамотно использовать в речи синонимы и антонимы, расширению словарного запаса, воспитывает стремление к познанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Урок по русскому языку 

 

во 2-м классе

Тема урока:

«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №10 г Вязьма Смоленской области

Захарова Юлия Руслановна.

Тема урока: Закрепление ранее изученного по теме «Синонимы, антонимы».

Цель урока: Закрепить знания по теме «Синонимы, антонимы», формировать умение грамотно использовать в речи синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

образовательные:

  • закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об предложение, грамматической основе предложения;
  • обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
  • расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
  • учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника;

развивающие:

  • развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
  • развивать интерес детей к предмету;
  • развивать общеучебные навыки;

 воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

  • создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование:  магнитная доска.

Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки для парной работы (словосочетания).

       

                                                 Ход урока

1. Организационный момент:

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

Слушаем, как садятся девочки. А теперь слушаем, как садятся мальчики. Начинаем урок русского языка. Мы с вами совершим путешествие  на поляну «Знаний» Как вы думаете какие знания нам пригодятся .? (умение писать красиво, правописание жи-ши деление слов  на слоги, постановка ударения, умение составлять слова и предложения )

Закрыли глазки (звучит музыка) .Открыли глазки.

2 Актуализация знаний.

На Поляне растет дерево. Как оно называется?(клен)На полянке сейчас осень. Что происходит с листочками на деревьях осенью?(Листочки желтеют и опадают )Деревья готовятся к зиме. Если оно не сбросит листики то оно замерзнет зимой и погибнет. Но на нашем дереве есть несколько листочков . Поможем деревцу  сбросить последние листочки ?.(ДА)

Минутка чистописания.

  • Ветер принес вам на парту листочек клена. Какая  буква написана?(К-а)А какой звук(к).Расскажите какой это звук? (согласный, твердый или мягкий если есть е ,е,ю,я).Мы читаем буквы, а произносим слоги.

Запишем строчку заглавной буквы К-а. Сели ровно, спина прямо , ноги на полу, проверили кулачком расстояние между животом и партой. Пишем. Отложили ручку и взяли карандаш и нашли самую красивую букву среди тех ,что вы написали.

Подведение к теме урока

 (впомним какие виды звуков вы знаете?( гласные и согласные звуки ) 1уч-ся

  • Задание  из слогов составь слова (лис-ток, ка -мыш, шиш-ка,чаш-ка,мыш-ка).(фронтальная работа 5 уч-ся по очереди) Словесная оценка МОЛОДЦЫ

-Самостоятельно запишите в тетрадь,  поставьте ударение.Пишем с новой строки с большой буквы ,через запятую в конце поставим точку.

Задание на кленовом листочке

  • 1вариант  укажите только согласные звуки в словах (листок, шишка) 1ученик .(характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ
  • 2 вариант  только гласные звуки (камыш, чашка)

1ученик  (характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ

 

3 Работа по теме урока

Задание разминка    Игра “Скажи наоборот”

(надо “досказать словечко”).

И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь ….(низко)

Скажу я слово далеко.

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …(пол)

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: …(нашел)

-Скажите , а что за слова вы использовали при игре наоборот?(антонимы)

-Какие знания вам пригодились? (надо знать что такое слова антонимы?)

-Что такое слова антонимы?

 Работа со словами - антонимами. (Устно)

а) дополните пословицу:

Осенью дни ненастные, а весной -…

Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные - ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?

б) прочитай и дополни пословицы антонимами.

Ученье - свет, а неученье -…

Платье лучше новое, а друг лучше -…

В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.

4Физминутка

Наши нежные цветы(сидим на корточках руки внизу)

Раскрывают лепестки.

Раз цветок, два цветок(поднялись рука правая вверх, рука левая вверх)

Раскрывают лепесток(руки округлили в форме цветка).

-Спасибо! сели .Продолжим наше путешествие по поляна знаний.

-Следующий кленовый листок вот с каким заданием.

Задание3  (упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам). 

Давайте раскроем  тайны русского языка. «Корзинка вопросов»

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения по интонации?

-С какой буквы  начинают писать предложение?

-Что ставим в конце?

- Что такое грамматическая основа предложения?

задание 4 Принес ветер кленовый листок

- Составьте предложения, используя слова – антонимы.

-Что такое слова антонимы?

(на доске 3 уч. по очереди составляют, читаем)(Коллективная проверка)(оцениваю работу уч-ся)

Дерево ________________, а куст _________________.

Чай ___________________, а мороженое ____________________.

Грач ___________________, а снег ______________________.

(слова помощники: низкий, высокое, холодный, горячий, белый, черный)

  • Составьте предложение и запиши (укажи грамматическую основу предложения)

Загрустил, серый, кормушки, у, воробьишка , пустой. (Загрустил у пустой кормушки  серый воробьишка .)  1уч-ся на доске записывает.(находим подлежащее     и сказуемое).

-О ком или о чем говорится в предложении (о воробьишке) -Задаем вопрос( кто ?  воробьишка ,а почему кто ? (это одушевленный предмет)  подлежащее подчеркиваем одной чертой)Воробьишка что сделал? загрустил –это сказуемое подчеркиваем двумя чертами). (оцениваю работу уч-ся)

Задание 5 Подбери антонимы к словам (устно)Учитель читает

 Слабый____________________________________

Добрый____________________________________

Сладкий____________________________________

Легко______________________________________

Светло_____________________________________

Подбери антонимы к словам:

Горячий____________________________________________

Высокий____________________________________________

Сильный____________________________________________

Громко_____________________________________________

Весело_____________________________

6 на парте лежит листок клена

Заглянем в корзинку вопросов Что такое синонимы?

 

Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:(работа по карточкам)

 неразговорчивый          отважный

неудачный                      алчный

несложный                     чудесный

жадный                         молчаливый

смелый                       ошибочный

прекрасный               простой

Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками:

сиять                  буря

ветер                  отец

лгать                  черта

жаркий             потчевать

линия               блестеть

метель                 вьюга

угощать             обманывать

(2 у доски)проверяем. –Ручку положили ,взяли простой карандаш если верно ставим + неверно –

Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого есть  (оцените свою работу) (!+?)

Все из рук убрали глазки закрыли(звучит музыка )Мы с вами вернулись обратно но ко мне прилетел последний листочек.

5 ДЗ Вам дома надо  придумать по картинке  4 предложения и записать их в тетрадь.

6.Итог: Где мы побывали на уроке русского языка? Что мы делали на полянке Знаний? Какие слова мы искали ? (синонимы и антонимы) Какие знания нам помогли  справится с заданиями? Кому было сложно? Помогли дереву подготовится к зиме? Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Связь слов в предложении» Цели:·         ...

Открытый урок по русскому языку в коррекционной школе 8 вида

Урок по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением"...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы." УМК "Перспектива"

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.Тип урока: открытие нового знания.Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.Цели: - сформировать представление об антонимах, их ...