технологическая карта урока русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Изложение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 42.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Русского языка
В 4 «В» классе школы №148 г.о. Самара
Учитель Митясова И.Б.
Класс: 4
Предмет: Русский язык
Учебник, авторы: Русский язык 4 класс Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В.,1 часть
Тема урока: Изложение по самостоятельно составленному плану.
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока: создание условий для написания обучающимися изложения по самостоятельно составленному плану
Задачи:
Дидактические:
- вырабатывать умение пересказывать текст изложения
- формировать умение определять этапы работы над изложением;
- вырабатывать умение делить текст на части, составлять план;
- совершенствовать умение выделять опорные слова в тексте.
Развивающие:
- совершенствовать умение планировать действие по решению учебной задачи для получения результата;
- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение и интерес к собеседнику, воспитывать умение соблюдать правила ведения диалога
Ресурсы: интерактивная доска (презентация), учебник, тетрадь, раздаточный материал
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Время | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Этап мотивации к контрольно- коррекционной деятельности | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный (слово учителя) | Приветствует и мотивирует учащихся | Приветствуют учителя | Фронтальная | 1 мин. | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога | |||
Этап актуализация и пробного учебного действия | Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) | Подводит пробному учебному действию | Участвуют в пробному учебному действию | Фронтальная | Интерактивная доска (презентация) | 4 мин | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога | ||
Этап локализации индивидуальных затруднений | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесный(беседа) | Выявляет затруднение | Выявляют затруднение | Фронтальная | 1 мин | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной задачи | |||
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Словесный (рассказ), наглядный (демонстрация) | Определяет тему и цель занятия с учащимися, проговаривает задачи | Слушают учителя | Фронтальная | Интерактивная доска (презентация) | 4 мин | УУПД: корректно и аргументированно высказывать свое мнение | ||
Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный (беседа, рассказ) | Беседует по теме занятия | Беседуют с учителем по теме занятия | Фронтальная, групповая | Тетрадь, интерактивная доска (презентация), раздаточный материал | 17 мин | Умеют определять этапы работы над изложением; выделять опорные слова в тексте | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; ответственно выполнять свою часть работы | |
Физ. минутка | Способствовать снятию физического, психического перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой | Словесный (объяснение), наглядный (демонстрация), практический(выполнение упражнений) | Показывает учащимся движения | Дети повторяют за учителем | Фронтальная | 1 мин | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику | Поддерживать физическое и психическое здоровье | ||
Этап обобщения затруднений во внешней речи во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Практический (выполнение задания), словесный (беседа) | Беседует с учащимися, инструктирует по выполнению задания | Беседуют с учителем, выполняют задание | Групповая | Раздаточный материал | 3 мин | Умеют делить текст на части, составлять план | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели | Практический (выполнение задания) | Дает инструкцию по выполнению заданий. | Выполняют самостоятельно задание | Индивидуальная, групповая | 5 мин | Умеют пересказывать текст изложения | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога | ||
Этап решения заданий творческого уровня | Повторение и закрепление ранее изученного | Словесный ( беседа) | Проводит викторину по пройденному материалу | Учувствуют в викторине | Фронтальная, групповая | Интерактивная доска (презентация) | 3 мин | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога | ||
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | Оценивать свое эмоциональное состояние | Словесный (объяснение, беседа) | Проводит рефлексию | Учувствуют в рефлексии | Фронтальная | Интерактивная доска (презентация) | 1 мин | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога УУРД: устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности |
Конспект урока
Этап урока | Прямая речь учителя | Прямая речь обучающихся |
Этап мотивации к контрольно- коррекционной деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Этот урок я начну со слов немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте «Научиться можно только тому, что любишь». - Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал. - Тогда начнем. | - Добрый день. Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку. |
Этап актуализация и пробного учебного действия | – Ребята, какое значение имеет дождь для природы? - Да, а представляете, как благоприятно он влияет на нее во время засухи. Об этом природном явлении мы и будем писать сегодня изложение. – Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение? - Мы будем писать изложение по самостоятельно заданному плану. - Сейчас я прочту вам текст, а вы скажете, можно ли, опираясь на такой текст, написать изложение Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя. Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи. | - Большое - Изложение – это письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Пересказ текста. - Нет, нельзя! |
Этап локализации индивидуальных затруднений | - Почему возникло затруднение? | - Текст логически несвязный |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Слайд - Тема нашего урока «Изложение по самостоятельно составленному плану» Слайд - Итак, какую цель мы можем поставить? – Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? | - Написать изложение по самостоятельно составленному плану - Запомнить текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему грамотно записать текст. |
Этап реализации построенного проекта | II. Работа над изложением. а) Определение этапов работы над изложением. – Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы. Слайд План: Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную мысль. Озаглавить. Найти в тексте опорные слова. Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить. Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание. Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний. Написать изложение, проверить свою работу. – Итак, начнем с первого шага. Но, чтобы текст изложения звучал правильно давайте расставим его части в верной последовательности. Слайд - На экране вы видите части текста, в какой последовательности их можно расставить? - Верно, так текст звучит логически правильно. б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли. Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи. – Какой это текст по типу? – Определите его тему – А основная мысль? – Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай? в) Выделение опорных слов текста. - Сейчас при помощи моих вопросов мы с вами выделим опорные слова. - Итак, какое лето стояло? - Почему оно жаркое, а не теплое? - Что случилось с травой? - А какой была земля? - А что случилось однажды утром? - Что приближалось? - Ветер стал сильнее или стих? - Каким был дождь? - Что это значит? - А что громыхало? - Чему радовалась природа? - Верно, дождь принес конец засухи - Итак, теперь выделите опорные слова Слова записывают на доске. Слайд с опорными словами – Что заметили? Проходит не больше 15 минут | - План: Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную мысль. Озаглавить. Найти в тексте опорные слова. Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить. Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание. Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний. Написать изложение, проверить свою работу. - Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи. - Текст – повествование - В тексте идет речь о дожде - Спасение природы от засухи - Чтобы люди понимали, что влага очень важна для природы - Жаркое - Потому что на улице было очень жарко - Она пожелтела и пожухла - Она высохла и потрескалась. - Погода переменилась. - Дождь - Ветер стих - Это значит, что его появления природа очень долго ждала - Частые раскаты - Концу засухи - Жаркое лето, пожухла, земля высохла, погода переменилась, приближении дождя, ветер стих, долгожданный, раскаты, концу засухи - В основном это глаголы, которые помогут вспомнить последовательность действий
|
Физ. минутка | - А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют упражнения |
Этап обобщения затруднений во внешней речи во внешней речи | г) Деление текста на части, составление плана. - Сейчас вы самостоятельно в группах поделите текст на смысловые части и озаглавите их. Для того, чтобы это сделать вы можете воспользоваться листами бумаги, которые я заранее положила на ваши столы Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение. – Как озаглавили первую часть? – Какое название вы предлагаете первой части? – Как можно озаглавить третью часть? Запишите план к себе в тетрадь. д) Лексико-орфографическая подготовка. Детям раздается текст с пропущенными орфограммами, где они заполняют коллективно, в группах, пропуски. - Даю вам на выполнение задания 2 минуты Ст_яло жаркое лето. Уже две недели не_было д_ждя. Тр_ва п_желтела и п_жухла. Л_ства на деревьях и кустах п_теряла свою свежесть. З_мля высохла и потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем и_чезли. Но однажды утром п_года перем_нилась. П_дул резкий ветер. Стали собираться ч_рные тучи. Все говорило о пр_ближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины пр_грохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. С_ловно вся природа рад_валась концу засухи. - Какие ошибки встретились? – Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища и исправляют его недочеты (если они будут). - Даю вам на это три минуты 22 минуты | Дети в группах самостоятельно делят текст на смысловые части и озаглавливают их. - Примерный план: 1. Засуха. 2. Перемена погоды. 3. Долгожданный дождь. - Засуха - перемена погоды - Долгожданный дождь - Ошибки в безударных гласных в корне слова, безударный суффикс |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Слайд с опорными словами остается - Теперь запишите каждый свою часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите текст в тетрадь. 30 минуты | Распределяются между собой Записывают изложение |
Этап решения заданий творческого характера | - Теперь каждая группа зачитает свой текст, а остальные оценят - Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи. - А теперь нужно ответить на вопросы - Как чувствовала себя природа до того, как начался дождь? - Какие тучи начали собираться? - Шел только дождь? Или его еще что-то сопровождало? - Какое лето было? - Листва оставалась свежей? - Что стало с ручьями? - Сколько недель не было дождя? | Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат. - Она была обезвожена - Черные тучи - Сверкали ослепительные молнии - Лето было жаркое - Листва потеряла свою свежесть - Ручьи почти исчезли - Две недели |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | – Какой этап урока у вас вызвал трудности? – Что понравилось? – Чему научились? Слайд - Скажите, мы достигли цели урока? - Теперь оценим свою деятельность Слайд - Выберите любое начало предложения и продолжите его. Сегодня на уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел... | - Написание изложения - Работать в группах - Больше ладить в группах - Да, мы написали изложение. Участвуют в рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...