Стихи - запоминалки для уроков русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Рифмованные правила помогут ребятам писать грамотно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихи - запоминалки для уроков русского языка | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихи-запоминалки
Нет преград у голоса
И препятствий разных.
На свободу без забот
Звук выходит гласный.
Можем мы его пропеть,
Услышав голос свой.
И целый слог образовать –
Вот этот звук какой!
Согласный звук произнести
Легко нам не всегда,
Ведь преграда на пути
Ждет его, друзья.
Все согласные глухие:
- Стёпка, хочешь щец?
- Фу!
Все согласные звонкие:
Умная голова,
Разбирай Божьи дела!
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Кон, вес, хор, сел, мол.
Конь, весь, хорь, сель, моль.
Разделительный Ь
Перед Е,Ё,И,Ю,Я
Я в словах стою, друзья.
Здесь моя семья, жильё –
Перед Я,Ю,И,Е.
Имя существительное
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На кто? и что? отвечает.
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? вопрос мы зададим.
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род - запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род – оно моё –
Вот и выучил я всё.
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю,
Запомнить это надо нам.
Кофе, кино, эскимо и пальто-
Эти слова не склоняет никто.
Есть шесть братьев падежей,
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы Кто? Что? отвечает,
Подлежащим в предложении бывает.
Родительный падеж
Нет Кого? Чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у
вокруг, кроме, после)
Дательный падеж
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать Кому? Чему? быстрей –
По, к - предлогов нет дружней!
Винительный падеж
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу Что? Кого? волнуется
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж
Творительный падеж вещает,
Гордится Кем? Чем? решает
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный падеж
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на – он громко восклицает.
Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы какое? какая?
какие? какой? отвечает.
К существительным прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде –
В роде, числе, падеже.
Местоимение
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения:
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
Глагол
Глагол обозначает действие предмета.
Все, без исключения,
Отлично знают это.
Что делать? И Что сделать?
Вопросы так просты,
Без запинки повторить
Их быстро сможешь ты.
Начальной формой быть приятно.
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив – звучит занятно,
Я вам назвался наконец.
Наречие
Всем известно, что наречие –
Постоянная часть речи.
Хоть всякое случается,
Оно не изменяется.
Его вопросы без труда
Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?
Предлог
Он членом предложения бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить.
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи дает.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда – лишний груз.
Если союз к вам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым.
Видишь, дружок, запятую?
Перед союзами а и но
Других сомнений быть не должно:
Не думай впустую – ставь запятую!
Перенос слов
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
А теперь попробуй сам,
Раздели слова: лиса, петушок, трава, коса.
По слогам слова скажи
И в тетрадку запиши.
Большая буква в именах собственных
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква и.
Если после корня – а
В корне будет и всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
Непроизносимые согласные
До чего ж сегодня день чудесный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность,
И теплом своим сердца бодрит.
Но лежит на пастбище корова,
Грустно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«Здравствуйте!» сегодня не сказал.
И ужасно, и опасно
Букву т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Безударный гласный
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомненья.
Парный согласный
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лед – на льды.
Будешь грамотным и ты.
Парные звуки согласные
Бывают такими опасные!
Звук нечетко слышится,
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный,
И согласный неопасный.
Двойные согласные
С двойной согласной непременно
Пишем мы слова: антенна,
Килограмм и грамм, и тонна.
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма, русский,
Класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.
«Ж» удвоенная
Если хочешь научиться
Где двойную «ж» писать,
То запомни: вожжи, дрожжи,
Можжевельник и жужжать,
А ещё словечко - жжёный.
Вот теперь ты, брат, ученый!
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган на цыпочки привстал,
И он цыпленку «Цыц!» сказал.
Приставка
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
В корне - смысл, но не весь.
Главный, но неполный.
Потому приставка есть,
Смысл она дополнит.
Пре или при?
Это совсем не секрет,
Ты на значение слова смотри –
Сразу получишь ответ!
Предлинный достанет до крыши рукой.
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере и пре,
Писать только пре там надо.
Ты запомни, что приставки
Раз, из, через, воз и без
Перед согласными глухими
Быстро сменят з на с.
Корень
Общая часть родственных слов
Корнем зовётся – ответ наш готов.
Суффикс
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
И на род укажу, и про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени.
Слова – половинки
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово пол с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед «л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово пол – любому ясно –
Отделяется чертой.
Двойное Н в прилагательных
с суффиксом ян(н)
Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.
Глаголы – исключения
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на - ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть, слышать
Видеть, ненавидеть, гнать,
Дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Не с глаголами
Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!
Дефис
Кое, либо, то, нибудь
Чёрточку – то не забудь.
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Перевод стихов английских поэтом на русский язык
Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед высшей категории,ГБОУ гимназия №1573 Москва.Перевод на русский язык стихов английских поэтов. THE ARROW AND THE SONG....
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
“Kolobok”-сценарий сказки в стихах на английском и русском языках.
ldquo;Kolobok”-сценарий сказки в стихах на английском и русском языках....
стихи-запоминалки правила по русскому языку
стихи-запоминалки на правила русского языка...
Технологическая карта урока русского языка «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формировать представление об истории русского языка, о происхожде...