РУССКИЙ!!
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кубышкина  Екатерина Александровна

УРОВНЕВЫЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx826.87 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка уровневых учебных заданий

ФИО: Плешакова Анастасия Андреевна

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема: «Состав слова»

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Примечание

Узнавание

Актуализация имеющих знаний учащихся по теме без их видоизменений

1. Найди лишнее

приставка, корень, 1 лицо, суффикс

2.  Подчеркни слова в которых есть приставка Приехал, окно, сбежал, дверь.

3. Найдите корень

https://rusinfo.info/wp-content/uploads/a/4/b/a4b959bdb425249a12e28ebf2985b7f2.jpg

Если вы верно справились с заданиями, то поставьте 1 балл.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что обозначает имя существительное

При затруднении обратитесь к учебнику на стр. 8

Чтобы выполнить данное задание необходимо вспомнить род имен существительных

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить какие бывают имена существительные

При затруднении обратитесь к учебнику на стр. 12

1 лицо

Приехал, сбежал

2

Воспроизведение

Воспроизведение изученного материала по памяти, самостоятельное выполнение задания.

1.  Подбери слова к схемам:

а) приставка + корень + окончание

б) корень + суффикс + окончание

2. Выбери из скобок правильное определение

Суффикс – это (значимая, незначимая) часть слова, которая стоит (после, перед) корня и служит для образования новых слов.

3. Напиши по образцу

Напиши по образцу.

Сделать замену – заменить, сделать подарок - ……, одержать победу - ……….,

быть гостем - ……,

сделать запись - ……, найти решение - …………., покрыть краской - ……., положить соль - ……, оказать помощь - ………

Если ты верно справился с заданиями, то поставь 1 балл.

Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить разбор сло по составу

При затруднении обратитесь к учебнику на стр.20

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

А)переходы, прописи Б)солнышко, яблочко

Понимание

Осмысленное восприятие новой информации.

1.   Распределите слова в каждую графу таблицы.

Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

Корень

Корень, суффикс

Корень, суффикс, окончание

Корень, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

2.  Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.

3..болеть, пр..ходить, п..ливать, п..дсвечник, ..тпустить, ..бжигать, подслушивать, н..ходить, д..бавка, пр..бежка, ..тгадка, ..тремонтировать, з..кричать, ..трезать, п..чинить, заведующий, п..думать, п..дделка, п..селиться, наклониться, ..тломить, д..браться, з..звенеть, ..тпрыгнуть.

https://sun9-88.userapi.com/impg/PVSiPVV72ltDeIX02WnYqgvL3m6wR8zPmxFgZw/_AHD9Lr6fF4.jpg?size=1080x258&quality=96&sign=d56a2b3a5407d02464fd78faa78bc65c&type=album

Если вы верно справились с заданиями, то поставьте 2 балла

Помни о порядке слов в предложении, не забывай ставить в нужную форму

Чтобы выполнить это задание необходимо знать определения состава слова

Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить число имен существительных

При затруднении обратитесь к учебнику на стр.20

Применение в знакомых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях

 1. Разбери слова по составу

Зелёный, зеркальный, позолота, ловец, замазка, игривый, игрушка

2. Весёлый счёт

Найди в тексте слова с приставкой и разбери их по составу

Люди входят и выходят, продвигаются вперед. 2. Мы по бережку прошли и поляночку нашли. 3. Остановились машины у линии. 4. Нам солнышко светило, нас ветер обвевал; в пути не скучно было, и каждый напевал... 5. Помотал один рогами, уперся другой ногами...

3. Что такое корень? Назовите не менее двух признаков однокоренных слов.

За выполнение заданий без ошибок уч-ся получает два балла.

Корень-общая часть родственных слов. Признаки однокоренных слов- близки по смыслу, имеют общую часть корень

Применение в новых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях.

1. Составь текст на тему «Осень» используя однокоренные слова

2.  Придумай загадку на тему  «Приставка»

3. Сделай ребус на тему «окончание»

За выполнение заданий без ошибок уч-ся получает три балла.

Вот и наступила осень.Осень-это прекрасная пора.Она очень красивая, радует глаз.Это время года, когда на деревьях красные, желтые листья.В это время улетают птицы в теплые края, прячутся насекомые .Осень богата урожаем

Она прелесна.

Дальше не знаю(Вот и наступила осень. Это начало школьной поры. Дети идут в школу и начинается первая учебная четверть. Под ногами шуршат опавшие листья. Утром на землю ложится изморозь. Желтые, красные, золотые листья украшают деревья. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Березки ссыпают свои листья на зеленые елки. Покрылись позолотой дубы и клены. Осень зажгла фонарики на кустах калины, а на болотах поспела клюква и брусника. Совсем скоро на юг улетят журавли и будут прощаться с нами печальным курлыканьем. Осень -  необычайная пора. Она одаривает нас множеством созревших фруктов и овощей. Как приятно наслаждаться вкусом сочных яблок и груш, винограда и слив! Осень великодушна и  щедра на подарки!

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется…

https://mypresentation.ru/documents_6/8b239dc60affe953105bd0914652c621/img11.jpg

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Примечание

Узнавание

Актуализация имеющих знаний учащихся по теме без их видоизменений

1. Подчеркни имя существительное

Белый, белизна, белка, беляк, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка.

2. Подчеркни имена существительные мужского рода

Стул, одежда, дождь, окно, лодка, облако

3. Распредели картинки на группы

Одушевленные

Неодушевленные

https://i.pinimg.com/736x/2d/5a/3d/2d5a3d0bc3733d70bf684d29c8ab1d40--clipart-croquis.jpghttps://w7.pngwing.com/pngs/199/679/png-transparent-digital-clock-analog-signal-clock-face-alarm-clocks-clock-digital-clock-time-number.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/379/841/png-transparent-kitten-cat-cupboard-furniture-mammal-animals.pnghttps://yt3.ggpht.com/ytc/AAUvwni9druItF5ldFWQTlGjtH7VzzcrkpL40Zzw7Eox=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

Если вы верно справились с заданиями, то поставьте 1 балл.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что обозначает имя существительное

При затруднении обратитесь к учебнику на стр. 8

Чтобы выполнить данное задание необходимо вспомнить род имен существительных

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить какие бывают имена существительные

При затруднении обратитесь к учебнику на стр. 12

Белизна, белка, беляк, сон, сметана, любовь, улыбка.

 


 Стул, дождь

Одушевленные: девочка, кот

Неодушевленные: часы, дом

Воспроизведение

Воспроизведение изученного материала по памяти, самостоятельное выполнение задания.

1. Сделай по образцу

Кухня – кухни, эклеры – эклер

 Ветка, губы, ежик, иголки, ресторан, обруч, арбуз, пиджаки, кувшин.

2. Выбери из скобок правильное определение

Имя существительное-это (часть слова, часть речи) которая обозначает (признак, предмет) и отвечает на вопрос (кто? что?; что делает, что сделал?)

3.  От данных глаголов образовать имена существительные

Заварить, нарезать, победить

Если ты верно справился с заданиями, то поставь 1 балл.

Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить число имен существительных

При затруднении обратитесь к учебнику на стр.20

Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить определение «Им я существительное»

Ветка-ветки, губы-губа, ёжик-ёжики, иголки-иголка, ресторан-рестораны, обруч-обручи, арбуз-арбузы, пиджаки-пиджак, кувшин-кувшины

Имя существительное - это часть слова, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

Заварка, нарезка, победа

Понимание

Осмысленное восприятие новой информации.

1.  Из слов каждой строчки составьте предложения. Первое предложение разберите по членам.

Подчеркните имена существительные единственного числа.

1) К, звери, готовятся, и, птицы, з..ме.

2) Зап..сает, орехи, к..дровые, бурунду.. .

3) Сушит, на, белка, суч..ках, ос..н..ю, гр..бы.

2.  Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Ученье – свет, а неученье – тьма.

3.  Запишите словосочетания в единственном числе.

Аккуратные чертежи, полевые мыши, пасхальные куличи, мясные гуляши, красивые пейзажи.

Если вы верно справились с заданиями, то поставьте 2 балла

Помни о порядке слов в предложении, не забывай ставить в нужную форму

Чтобы выполнить это задание необходимо найти противоположные по смыслу слова

Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить число имен существительных

При затруднении обратитесь к учебнику на стр.20

1) Звери и птицы готовятся к зиме

2) Бурундук запасает кедровые орехи

3) Осенью белка на сучьях сушит грибы

1) Труд(м.р), лень(ср.р)

2) Мир(м.р, ссоры

3) Герой(м.р), трус(м.р)

4) Свет(м.р), тьма(ж.р)

Аккуратный чертёж, полевая мышь, пасхальный кулич, мясной гуляш, красивый пейзаж.

Применение в знакомых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях

 1. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Измени существительные, определи число  и род имен существительных

Это была стран..ая комн…та. В ней ж..ли уд..вител..ные (вещь)__________: соломен…ые (стул)_______ и резиновые (м…две…ь)____________, мя…кие (с…бач..ка)_________ и старые (м…ш…на)____________. В б…льших (коро…ка)____

________ пос…лились (мышь) __________, а в книжных (шка…) ютились (гном).

2. Весёлый счёт

Найди в тексте существительные, установи , сколько в нём существительных множественного числа, сколько единственного числа. Сколько существительных мужского, среднего, женского рода, сколько собственных существительных.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

3.  Составь рассказ из предложений, подставляя по смыслу подходящие существительные

С тех пор _____ никогда не забывает ______ дома

По ночному лесу шел ______, не взявший с собой ружья. Вдруг впереди он увидел медведя.

Однажды вечером шёл ___. Он очень  испугался и спрятался за дерево.

За выполнение заданий без ошибок уч-ся получает два балла.

Необходимо поставить существительное в другое число

Необходимо подобрать существительное, что бы получился связанный рассказ. Помни о порядке предложений

Это была странная комната. В ней жили удивительные вещи: соломенные стулья и резиновые медведи

Множественное число: 4

Единственное число: 10

Собственные существительные: 2

Однажды вечером шёл дождь. По ночному лесу шел охотник, не взявший с собой ружья. Вдруг впереди он увидел медведя. Он очень удивился, испугался и спрятался за дерево.

С тех пор охотник никогда не забывает ружье дома

Применение в новых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях.

1. Составь текст на тему «Памятный денёк» используя существительные.

2.  Нарисуй карту страны «Имя существительное»

3. Сделай ребус на тему «Существительное»

За выполнение заданий без ошибок уч-ся получает три балла.

Райское место – море, солнце, чайки, нескончаемый шум волн и многое другое. Была одна поездка, которая особенно запомнилась. Есть в окрестностях Сочи такое известное место – Мацеста. Много колонн и скульптур, выполненных из мрамора. А потолок – тоже особенный, резной! Здесь можно отдохнуть и, если потребуется, то отведать минеральной воды для утоления жажды..

C:\Users\User\Desktop\slide_05.jpg

C:\Users\User\Desktop\существительное.png

Дата: 16.03.2021

Тема: «ПЕРЕНОС СЛОВ»

Класс: 1

Цель урока: - создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя

самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с правилами переноса слов;

- учить делить слова для переноса.

Развивающие:

развивать умение видеть разные по количеству слогов слова

-развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах

орфограмму, графически обозначать ее, внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.)

Воспитательные:

- способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, взаимовыручке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую;

- определять способы переноса;

- переносить слова по слогам.

Личностные:

- выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Познавательные:

- Умение наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; 

- Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, используют  на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- умение адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование: презентация, жетоны для рефлексии, макет дерева и цели из бумаги, карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      I.            Мотивационно-ориентировочный

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Александра Дмитриевна.

2. Психологический настрой

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

- Ребята! Наступила весна, и на нашем дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите то, что разрешается делать на уроке русского языка.

       повторять то, что знаем

       баловаться

       узнавать новое

       играть в умные игры

       советоваться с другом

       помогать другу

       мешать другу

       смеяться над неудачами

       радоваться за себя и класс

3. Работа с девизом

- Прочитайте слова на слайде.

- Что одному трудно – то сообща легко.

- Как вы их понимаете? Как нужно работать на уроке?

4. Минутка чистописания

- Ребята, с чего начинается урок русского языка?

- Что нужно сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

Пальчиковая гимнастика

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

И десятый мы загнем.

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

- В написании каких букв будем упражняться?

- Назовите виды соединений буквы «Я» с другими буквами.

- Сколько звуков обозначает буква «я» в этих сочетаниях?

- В каких еще случаях буква «я» обозначает два звука?

-Запишите буквосочетания до конца строки

Яя яз зя ям ял мя

- Прочитайте предложение.

- Что это?

- Как вы понимаете её смысл?

- Запишите предложение и поставьте ударение в словах.

Язык острее мяча.

5. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.

Не снег, а белое всегда.

Хоть и течёт, а не вода.

Оно бывает и парным.

И вообще - нам сытно с ним.

(Молоко)

 

Хоть красавица, но злючка

Настоящая колючка.

(Роза)

На земле лежит у дома -

Совершенно невесома,

Но её, могу сказать,

Далее краном не поднять.

(Тень)

 

У них овальные бока,

Продолговатые слегка.

Они бывают из лосьона,

Из пива, чая, из бульона,

Из мёда, спирта, керосина,

Сиропа, молока, бензина,

Из сока яблок и айвы...

Но чаще - из простой воды.

(Капли)

- Каким способом можно определить количество слогов в слове?

 

Приветствуют учителя

 

 

 

Настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

Выбирают цели и прилепляют на дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают девиз

Работать слаженно и дружно

 

 

С минутки чистописания

Пальчиковую гимнастику

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я» заглавная и «я» строчкая

 

Нижнее и верхнее (яз)

 

Два звука – яя, яз, ям, ял – в начале слова и после гласной

После «ь» и «ъ»

Пишут буквосочетания

 

 

Пословица

Ответы детей

Пишут предложение, ставят ударение

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько гласных – столько и слогов

   II.            Поисковый

1.Определение темы урока. Поставка учебных задач.

- Запишите под диктовку предложение.

Дедушка купил внуку подарок.

- Все ли слова поместились на строке?.

 

 

- Что нужно делать, если слово полностью не входит на строку?

- А как можно перенести слово на другую строку?

- Назовите тему урока.

Тема нашего урока – «Перенос слов.»

- О чем хотите узнать?

 

- Чему научимся сегодня ну уроке?

Один ученик записывает предложение на доске.

 

Нет, не все Слово подарок не помещается полностью на строке

 

Перенести слово

 

Ответы детей

 

 

Как правильно переносить слова со строки на строку

Переносить слова на письме

III.            Практический

1. Наблюдение за языковым материалом.

- Как же нам перенести слово?

 

 

 

- То есть, как можно перенести слово подарок?

- Покажите, как вы перенесли? Каким способом?

 

- Давайте проверим. Запишем предложение.

По небу плывет пушистое облако.

- Разделите каждое слово на слоги

- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую. (слайд: По не-бу плы-вёт пушис-тое об-лако.)

2. Формулировка выводов

- Сформулируйте по записи на доске правило переноса.

 

- Запомнить правила переноса слов вам поможет стихотворение:

Перенос веди толково,

Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово

Как на дольки шо-ко-лад.

3. Самостоятельная работа

Дети получают карточку для самостоятельной работы.

Задание. Раздели слова для переноса, используя дефис.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно.

Самопроверка по образцу.

Ар – буз, ар – мия, пол – ка, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за

4. Физкультминутка

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

5. Чтение и работа со стихотворением А. Шибаева

- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит?

- Можно ли перенести слово осень?

- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

Е-два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

У-кол

И получил за это «кол»,

Опять я перенес:

О-пять,

Теперь, наверное, будет «пять»?!

- Так получит мальчик оценку «пять»?

- Почему? Объясните.

 

 

- Конечно, иногда  при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения.

- Какие правила переноса не знал мальчик?

- Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.

- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить

- Какую задачу мы решили?

- Какую задачу будем следующую решать?

5. Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»

- Отгадайте загадку (про весну)

- Весной появляется очень много цветов.

- Прочитайте слова на доске. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

Колокольчик, ромашка, василек

- Посмотри, как разделены слова для переноса.

Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.

- А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напишите любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

- Один ученик будет работать у доски.

- Кто записал другое слово?

- Какой вывод можем сделать?

 

6. Самостоятельная работа

- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, мы выполним самостоятельную работу.

- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку и оцените работу смайликом.

 

*7. Творческое задание.

КЕРА

НИКГА

-Составьте из букв слова и разделите их для переноса.

При переносе слово надо поделить на части. Мы умеем делить слова на слоги. Можно предположить, что слово надо переносится слогам

 

по - дарок, пода-рок, по-да-рок

Пишут слово на доске с нужным переносом

Учащиеся записывают

Учащиеся делят слово на слоги

 

 

 

 

Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги

 

 

Несколько раз повторяют стихотворение

 

 

 

Работают по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

нет, т.к. в слове кит1 слог.

 

2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, не получит

Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке

 

 

 

 

 

Аня, Оля, ежик, оса и т.д.

 

 

Познакомились с правилами переноса

 

 

 

Пишут слова и вариантами переноса

 

 

 

Слова со строки на строку могут переноситься по-разному

 

 

 

 

Выбирают слова

 

Работают по карточкам

 

Делают взаимопроверку по образцу

 

 

 

 

 

 

Выполняют творческое задание

РЕ-КА

КНИ-ГА

IV.            Рефлексивно-оценочный

1.Подведение итогов урока

Над какой тмой работали?

- Чему учились?

Расскажите правила переноса слов.

2. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке цветными жетонами.

3. Домашнее задание

Подобрать 8 слов с разным колличеством слогов, записать их и разделить их для переноса

 

Научиться делить слова для переноса

 

 

 

 Разработка уровневых учебных заданий

Тема: «СОСТАВ СЛОВА»

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Примечание (при необходимости)

Узнавание

Актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без видоизменений.

Cпишите слова. Выделите основу и окончание.

Стул, стулом, у стула; низкий, низкая, низкое

Правильный ответ – 1 балл.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Окончания:
Нулевое, -ом, -а;
-ий, -ая, -ое.

 

2. Напишите по образцу
Сделать  замену – заменить;
Сделать подарок - … ;
Одержать победу - … ;
Быть гостем - … ;
Сделать записи - … ;
Покрыть краской - … ;

Правильный ответ – 1 балл.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Подарить, победить, гостить, записать, покрасить.

 

Спишите, изменяя окончания слов, данных в скобках.

Над (цветы) около дома летали(пчела, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями(бабочка).

Правильный ответ – 1 балл.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Над цветами около дома летали пчелы, стрекозы. Трепетали на солнышке крыльями бабочки.

 

Воспроизведение

Воспроизведение изученных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях.

К данным словам припишите противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.

Развязать – связать;
Вбежать - … ;
Ввести - … ;
Разлепить - …;

Вползти - …;

Правильный ответ – 1 балл.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Выбежать – приставка вы-;
Вывести – приставка вы-;
Слепить – приставка с-;
Выползти – приставка вы-.

 

Подберите слова к схемам:
А)приставка + корень + суффикс + окончание
Б)приставка + корень + окончание

Правильный ответ – 1 балл.

При затруднении обратитесь к учебнику.

А)Спутник, сумрачный
Б)Поднесу, заберу

 

Подберите к данным словам однокоренные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Рыба, береза, перо, солнце, гнездо.

Правильный ответ – 1 балл.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Рыбка, березка, перышко, солнышко, гнездышко.

 

Понимание

Осмысленное восприятие новой информации

Образуйте слова с помощью данных приставок: над-; от-; пре-; при-; у-; с-;

Правильный ответ –2 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Надрез, отрез, презабавный, прилететь, улететь, слепить.

 

Образуйте 5 слов с помощью суффикса -к-.

Правильный ответ –2 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику .

Рыбка, березка, тучка, горка, осинка.

 

Напишите названия частей слова.

Правильный ответ –2 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

 

Применение в знакомых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разберите по составу слова: море, моряк, морской, огурец.

Правильный ответ –2 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику.

Море - корень - мор, окончание –е, основа - мор.
Моряк – корень - мор, суффикс –як, окончание - нулевое, основа – моряк.
Морской – корень – мор, суффикс – ск, окончание –ой, основа – морск.
Огурец – корень – огурец, окончание – нулевое, основа – огурец.

 

Распределите  слова в 2 столбика. В первый – однокоренные, во 2 – формы слова.
Пчела, пчеловод, пчелой, пчелами, пчеловодство, пчелиный, пчелиному, пчелам.

Правильный ответ –2 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику

1 столбик – пчела, пчеловод, пчеловодство, пчелиный.
2 столбик – пчелой, пчелами, пчелиному, пчелам.

 

Распределите слова на 3 группы: синонимы, антонимы, однокоренные слова.
Рисовый, рисовать, рисунок, рис, изображать, малевать;
Гореть, гора, впадина, гористый, перегореть;
Смелый, трусливый, храбрый, смелость, осмелеть.

Правильный ответ –2 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику

Однокоренные слова: рисовый - рис, рисовать - рисунок, гореть – перегореть; гора – гористый; смелый – смелость, смелый – осмелеть.
Антонимы: гора - впадина, смелый – трусливый.
Синонимы: рисовать - изображать, малевать – рисовать, смелый – храбрый.

 

Применение в новых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях.

Придумайте текст на тему «Весна», используя однокоренные слова.

Правильный ответ –3 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику

Травка становится зеленее с каждым днем. Зеленеет поляна. В лесу сидят на вечнозеленой ели птички…

 

Придумайте сказу «Как подружились части слова».

Правильный ответ –3 балла.

При затруднении обратитесь к учебнику

Жили - были разные морфемы. Приставка Пре, Корень Крас, Суффикс Н и Окончание Ый. Корень все время был одинок, ему было тоскливо и  грустно. Тогда подошел корень к Суффиксу…

 

Составьте кроссворд по теме «Части слова»

Правильный ответ –3 балла.

Если есть трудности обратись к определениям.

Кроссворд со словами: суффикс, приставка, основа, корень, окончание.

 

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема: «Суффикс»
Класс: 2
Цель фрагмента урока: создание условий для формирования понятия «суффикс»
Задачи фрагмента урока:

Дидактические – формировать умение находить суффикс, выделять его в слове, самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса.
Развивающие – развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Воспитывающие – воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Планируемые результаты

Этап фрагмента урока

 

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации и учебной деятельности(Ф-фронтальная,И-индивидуальная,П-парная,Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Предметные

Метапредметные(П-познавательные,Р-регулятивные,К-коммуникативные)

Личностные

1.Мотивационно-ориентировочный

 

 

 

2.Поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.Рефлексивно-оценочный

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроить обучающихся на работу на уроке

 

 

 

 

Создать проблемную ситуации и построение плана выхода из неё 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать представление о суффиксе как значимой части слова, умение находить в словах суффиксы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщить полученные знания о суффиксе

Оценить свою работу на уроке

 

Словесный

Наглядный

 

 





Словесный, беседа
Практический
Наглядный





Словесный










Практический


Словесный, беседа










Словесный








Словесный














Практический











Практический












Словесный






Наглядный

 

 

 

1.Приветствие
2.Психологический настрой
3.Работа над девизом

«Что не сделает один, то сделаем мы вместе!»
- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
1.Создание проблемной ситуации
- С какими частями слова вы уже познакомились?
- Сегодня мы продолжим изучать морфемы. Но чтобы узнать, что же сегодня мы изучим, разгадайте кроссворд.
-
 Какое слово получилось?
2.Определение темы урока, постановка учебных задач

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какие задачи поставим перед собой?
- Кто справился с этим заданием, поставьте «+» в листах самооценки.
1. Формирование понятия «суффикс» путем нахождения его в слове
- Запишем первое слово «гном». Если он совсем маленький? (Гномик)

- Давайте разберем слово по частям.

- Какая часть слова не выделена? Как вы думаете, она называется? Где он стоит?

- Как выделить суффикс на письме?
- Выделите суффикс в слове «гномик».

- Попробуйте дать определение суффиксу.
2.Работа над формулировкой учебника

- Прочитаем правило на с.89. Что же такое суффикс?

- Чтобы узнать, как найти суффикс в словах, откройте с.90.
- Ребята, а вы любите, когда вас

называют ласковыми именами?

- При помощи чего это можно сделать?

- Давайте, попробуем сказать ласковые имена друг другу. Какие суффиксы мы использовали?

- Ребята, какую задачу мы с вами решили?
- Кто справился с этим заданием, поставьте «+» в листах самооценки.
3.Нахождение суффиксов в словах упр.165

- Давайте выпишем  слова, которые имеют суффикс, выделяя при этом все части слова. (Домик, домище, звездочка, звездный, школьник, школьница)

-  Кто справился с этим заданием, поставьте «+» в листах самооценки.
4.Преобразование слов с помощью суффиксов
-
 Попробуйте изменить самостоятельно в парах слова так, чтобы в них появился суффикс     

Машина, береза, рыба)
- Проверим с помощью документ-камеры.

- Какую задачу мы с вами решили?

-  Кто справился с этим заданием, поставьте «+» в листах самооценки.

1.Подведение итогов
- Какой была тема нашего урока?
- Где стоит суффикс?

- Какие учебные задачи мы решили?
- Следовали ли мы девизу нашего урока?
2.Рефлексия
- Посчитайте количество «+» в ваших листах самооценки и переместите звездочку на тот уровень, на котором, вы считаете, находятся ваши знания.

Передают своё настроение соседу по парте.

Настраиваются на работу на уроке.
Читают девиз урока, объясняют его значение.

 



Отвечают на вопросы по теме урока.

Разгадывают кроссворд, пишут отгаданные слова на интерактивной доске.


Суффикс.

 

 

 

 

Суффикс.

Познакомиться с понятием суффикса.
Научиться находить и выделять суффикс в словах.
Осуществляют самооценку.



Записывают слова.


Разбирают слово по составу.
Суффикс, после корня и перед окончанием.


Галочкой.

Выделяют суффикс.

Дают примерное определение.

 

 

 

Читают правило.





Да, можно сделать при помощи суффиксов.



Суффиксы: - еньк, -ечк и другие.



Познакомились с понятием суффикса.
Выполняют самооценку.





Выделяют суффиксы в словах. Один ученик на интерактивной доске.



Выполняют самооценку.





Выполняют самостоятельную работу.
Одна тетрадь для документ-камеры.


Научились находить и выделять суффикс в словах.
Выполняют самооценку.



Отвечают на вопросы.
Поставленные задачи были решены. Мы следовали девизу, работали сообща.


Осуществляют самооценку, анализируют качество усвоения материала.

И


Ф







Ф













Ф



И







Ф










 

 

И





Ф











Ф






И






И







И





П





 

Ф


И




Ф







И





Презентация








Интерактивная доска












Презентация










Интерактивная доска
















Учебник























Интерактивная доска












Презентация, документ-камера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация






Интерактивная доска

 

 

Создать условия для активизации обучающихся на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить с понятием суффикса как значимой частью слова

 

 

 

 

 

 

 

Формирование понятия «суффикс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умения выделять суффиксы в словах













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Образовывать с помощью суффиксов новые слова

 

Р - контроль своих действий
К  - установление учебного сотрудничества между учителе и сверстниками

 

 

П - анализ информации, структурирование знаний, нахождение наиболее эффективного способа решения задачи.

 

 

 

 

 

 

 

П - самостоятельное формулирование вывода

 

К – формулирование темы и задач урока самостоятельно

К - организация совместного обсуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

Р - организация последовательности действий

 

 

 

 

 

 

К - аргументация личной позиции ученика

 

 

 

 

 

 

Р - организация последовательности действий, контроль и оценка результата

 

 

 

К - аргументация личной позиции

 

 

 

 

Р - осознание важности и значимости полученных знаний

П – ориентироваться в своей системе знаний

 

К- умение грамотно формулировать и выражать собственные мысли

 


Р – принимать и сохранять учебную задачу, строить умозаключения

 

 

П – умение отвечать на вопросы, строить цепочку рассуждений, осуществлять анализ и синтез

Формирование умения и желания учиться

 

 

 

Установление смысла между учебной деятельностью и её мотивом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование имеющихся знаний, осознание трудностей и стремление к их преодолению

 

 

 

Построение рассуждения

 

 

 

 

Умение учитывать мнение собеседника

 

 

 

 

 

 

Способность к самооценке собственной деятельности

 

 

 

 

 

 

Умение высказывать свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка своих действий на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной ф

 

 

Тема : УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

             Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная,
И- индиви-

дуальная,
П- парная,
Г- групповая)

Дидактическое средства, интерактивное оборудование

           Планируемые результаты

Предмет-ные

Метапредметные

(П- познавательные,
Р- регулятивные,
К- коммуникатиыные)

Личностные

1.Мотивационно- ориентировачный этап

Создать положительный эмоциональный настрой.  Подготовить к воспроизведению учебного материала обучающихся на работу.

 Слове
-сный

1.Приветствие.

2.Эмоциональный настрой.

-Прочитайте слова на доске: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»

- Почему я взяла эти слова для девиза урока?

-Как будем работать на уроке?
-Пусть эти слова , послужат девизом нашего урока .

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Ф.

Интерактивная доска.

Р: умение
контролировать
свое поведение,
проверка своего
рабочего места
к уроку.

К: умение слушать
и слышать собеседника.

Умение сохранить дисциплину и организовать рабочее место

2. Поисковый этап

Определить тему и цель урока, поставить учебные задачи. Формировать умение отличать устаревшие слова.

Слове-
сно,
части-
чно-
поиск-
овый

1.Определение темы и цели урока.
1.Определение темы и задач урока  .

- Ребята , сегодня вы попробуете себя в роли ученых .
-А кто такие ученые ?
-А что будет объектом нашего исследования , вы узнаете из отрывка стихотворения А.С.Пушкина.
-Прочитайте
 стихотворение.
«Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской,»
-Ребята значение каких слов вы не знаете ? 
-Выделите эти слова .
-Как вы думаете , а как называются эти слова ?
-К вам пришел Незнайка, и принес карточки , но поставил их наоборот.
ЕИШВЕРАТСУ АВОЛС
-Прочитайте что написано на  карточках.
 
-Так какая же тема нашего урока ?
-Какие задачи мы поставим пред собой?
-В этом нам помогут слова помощники :
Познакомимся…
Научимся…
-С чем же мы сегодня познакомимся ?
-Чему мы же мы сегодня научимся?

-Как вы думаете почему эти слова называются устаревшими ? 
-Где мы можем убедиться в правильности нашего
вывода ?

Слушают и отвечают на вопросы.

Ученые –это люди которые что-то исследуют .
Читают отрывок из стихотворения А.С.Пушкина
«У лукоморья…»






Дол, брег, витязей, чредой .
Выделяют эти слова.
Не знаем .

Устаревшие слова

Тема урока «Устаревшие слова »
Познакомимся с понятием «Устаревшие слова»
Научимся понимать слова, чтобы читать произведения.

Потому что их использовали раньше , они эти слова были в речи .
В учебника.

Ф.

Ф.

Интерактивная доска







Раздаточный материал.


















Выделя-
ют и форму-
лируют тему и
цель

П: Умение
правильно
отвечать
на вопросы

Р: Умение сохранить
дисциплину

Р: Строят
умозаключения
под руководством
учителя

Умение ставить перед собой цель и придерживаться ее на протяжение всего урока.

3. Практический этап

Выявлять роль устаревших слов

Беседа

Нагля-
дный
части-
чно-
поиск-
овый

1.Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.12
прочитайте рубрику «Обратите внимание».
-Теперь перескажите правило своему соседу по парте .
-Так как же называются эти слова ?
2.Работа со словарем.
-Ребята прочитайте стихотворение на стр.13.
-Пофантазируйте какую картину вы представляете , читая это стихотворение.
-Найдите имена существительные.
-На ваших партах лежат словари .
-Найдите значение слов .
-Какие из этих имен существительных вы не употребляете в современной речи ? Почему?
-Какие из них можно заменить синонимами ?
-Какой вывод мы может сделать ?



-На ваших партах лежат листы самооценки , поставьте + если вы верно выполнили задание.
3.Работа в группах по карточкам.
-Следующее задание вы будете выполнять в группах.
-Кто расскажет  правила работы в группе ?
-На ваших партах лежат карточки .
Карточка №1.
Спишите .Подчеркните неодушевленные имена существительные .
Пояс, шуба, повозка, кучер, козлы , борозды.
-Прочитайте задание и выполните задание в группе.
-Сейчас мы проверим как вы поработали в группах.
- Я возьму карточку с выполненным заданием у одной из группы и положу под документ камеру .
-У кого другие ответы ?
-Выйди и исправь ошибку .
-Молодцы!
-Оцените себя в листе самооценки , поставьте + если вы верно выполнили задание
4.Упрежнение на соответствие.
- Соотнесите картинку с словом .
-Прошу выйти к доске каждого .
Снимок экрана (68).png


5.Индивидуальная работа по карточкам.
-Незнайка очень торопился к нам на урок , он нес нам слова  в карточках .Но упал и все слова перепутались .
-Давайте поможем Незнайке распределить слова на 2 группы .
Кольчуга , рыбарь ,лакей, туга, царь , ланиты , поместья, живот , лапти, зерцало , уповать,  дворяне.
-1 ученик будет выполнять задание у доски , остальные самостоятельно в карточках .
-Давайте проверим как выполнил задание ….. у доски  , а теперь обменяйтесь работой со своим соседом по парте .
-Исправьте ошибки  и оцените работу , если допущено 0 ошибок –оценка 5 , если 1-2 ошибки –оценка 4 , если 3-4 ошибки – оценка 3 , если более 4 –оценка 2.
-Оцените себя в листе самооценки , поставьте + если вы верно выполнили задание












































































Царь

Ланиты

Кольчуга

Туга

Лакей

Рыбарь

Дворяне

Уповать

Лапти

Зерцало

Поместья

Живот

И.

.

Г.

 




Ф.











И.

Интерактивная доска











Листы самооценки.




Раздаточный материал .
















Документ камера .

Листы самооценки.



Интерактивная доска

















Раздаточный материал.

Закреп-ление и отработка новых знаний
в процессе выполн-ения заданий.

П: умение
осуществлять анализ,
синтез в процессе
выполнения задания.

Р: контроль,
коррекция

Понимание значений знаний

4. Рефлексивно- оценочный этап

Слове-
сный

1.Подведение итогов.
-Ребята какая была тема урока?
-Давайте вернемся к словам которые вызвали у вас трудности в начале урока .
-Теперь вы сможете понять о чем именно писал А.С.Пушкин? 
-С чем вы познакомились ?
-Чему вы научились ?
-Что помогало нам сегодня на уроке работать дружно и слажено ?
-Давайте повторим его .
2.Рефлексия.
-Посчитайте плюсы на ваших листах самооценки , если на все плюсы –то оценка 5 , если один минус – то оценка 4 , если 2 минуса – то оценка 3.
-
Мне было очень приятно работать с вами на уроке .
-Урок окончен.До свидания.

  Устаревшие слова.




-Да

Познакомились с понятием «Устаревшие слова»
Научились понимать слова, чтобы читать произведения.
Девиз.

«Что одному не под силу , то легко коллективу»


Оценивают себя

Ф.








Интерактивная доска

К.умение слушать,однол.

умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...