Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vyrazitelnogo_chteniya_po_stihotvoreniyu_s._esenina_poet_zima-aukaet.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Телицына Анастасия
Для разработки конспекта урока использовалось стихотворение С.А. Есенина «Поет зима – аукает», взятое из УМК Школа России 2 класс 1 часть.
Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»
«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна»
С. Есенин
Цель урока: высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, ввести детей в мир поэзии С. Есенина, познакомить со стихотворением «Поёт зима – аукает…», обратить внимание детей на такие средства языка, как олицетворение, метафора.
Задачи урока:
1) способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения учащихся, как результата понимания текста, образного мышления, умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
2) содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и сопоставлять картины и стихи известных живописцев и поэтов;
3) стремиться к формированию чувства сострадания, заботливого отношения к живому, к родной природе.
4) освоить художественную идею произведения.
Результат: в ходе урока дети научились делать выводы, в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. У.: Речь точная, правильная, выразительная – это красивая речь.
Обычно красива речь в стихах.
У.: Дети, как называется раздел учебника, над которым мы работаем?
Люблю природу русскую. Зима.
2. У.: Снеговик очень любит стихи о зиме и хочет послушать.
• Дома вы учились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева
«Чародейкою зимою…».
• Работаем в парах. Читаем стихотворение друг другу.
У.: Дайте оценку работы вашего соседа.
У.: Ребята, о чем же стихи Ф. Тютчева?
Дети (Д): О красоте зимней природы. О том, как красив зимний лес.
II. Подготовка к восприятию произведения
У: Ребята, поднимите руку, кому нравится ходить на прогулки?
У: Сегодня мы совершим прогулку и будем наблюдать за природой, не выходя из класса, благодаря стихотворениям русского поэта.
У: Ребята, кто хочет увидеть красоту природы, поднимите руку?
У: Отгадайте загадку и узнаете, о каком времени года пойдёт речь.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
У: Какое это время года?
Д: Зима
У: Давайте теперь опробуем услышать в стихотворении Николая Брауна фамилию русского поэта, стихотворение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке.
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осиный свет,
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
- Услышали ли вы эту фамилию?
Д: Сергей Есенин
У: Правильно, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Есенин родился в 19 веке в селе Константиново Рязанской губернии. Основным украшением села являлась церковь. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Стройные многолетние берёзы служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу.
- С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.
- Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти, когда был такой как вы сейчас. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому его подтолкнула бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.
Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы». Как вы думаете, почему?
Физкультминутка:
В наших тепленьких сапожках, мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели, не боимся мы метели.
Мы с морозом подружились, как снежинки закружились.
III. Первичное восприятие
Чтение учителем стихотворения «Поет зима - аукает...»
IV. Выявление особенностей восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)
- Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.
- Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
- Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков мы не поймем, насколько холодно.)
V. Постановка учебной задачи.
Нам с вами было приятно представить образ пташек, который жмутся друг к другу в ожидании тепла, согревая своих собратьев. Теперь мы с Вами можем изложить свои представления на бумаге, давайте представим, что мы наблюдаем эту картину, что бы Вы изобразили?
VI. Перечитывание и анализ текста
Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.
Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.
У: Что вы можете сказать о композиции стихотворения?
Д: Композиция состоит из трёх условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться.
1 строфа:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
У: Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает...»?
Д.: Воют вьюги, поют метели.
У.: С кем автор сравнивает зиму?
Д.: С человеком.
У.: Вот такой прием называют олицетворением.
У.: Какие слова подтверждают это?
Д.: Поет, аукает, баюкает.
У: Какой представляется вам зима в первых строчках стихотворения?
Д: Зима представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.
У: Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой.
У.: Что значит – мохнатый лес?
Д.: Всюду пушистый снег, он лежит на ветках.
У. А этот прием – метафора.
У.: Что значит – лес баюкает?
Д.: Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.
У.: Что значит – стозвон сосняка?
Д.: Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят.
У.: Стозвон – слово, придуманное автором, это тоже метафора.
У.: Какие строки передают настроение автора?
Д.: Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
У.: Что значит – седые облака?
Это тоже – метафора.
Д.: Они белые, как снег.
У.: О чем же первая строфа?
Д: О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта.
У.: Прочитайте 2 строфу.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
У: Кто главный герой? (метелица)
У: С чем сравнивается метель?
Д.: С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его,
как ковер.
У: Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная); А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
У: Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
У.: Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет
воробьев?
Д.: Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют.
У.: Почему они прижались именно к окну?
Д.: Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит,
ведь сытому не так холодно.
У: Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые). Такой приём называется сравнение.
У: С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
VII. Обобщение
У: Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?
У: Какое стихотворение прочитали?
У: Что такое метафора?
У: Олицетворение?
У: Сравнение?
У: Что на уроке у вас хорошо получается?
У: Над чем ещё надо поработать?
VIII. Объяснение домашнего задания
У.: Дома вы еще поработаете над выразительным чтением стихотворения.
У.: Прочитаете его целиком. Если у кого-то появится желание, то можете заучить его наизусть, либо можете нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»
Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»
Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему "Лирические стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»
Знакомство детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»;формирование представлений о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы...
Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»
В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...
Конспект урока "Выразительное чтение наизусть стихотворения Маршака С.Я. Кот и лодыри»
Конспект урока предназначет для закрепления изученного материала....
Анализ лир. стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…».
рабочий лист и работа на уроке...