Конспект урока "Выразительное чтение наизусть стихотворения Маршака С.Я. Кот и лодыри»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Конспект урока предназначет для закрепления изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kot_i_lodyri.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Выразительное чтение наизусть стихотворения Маршака С.Я. Кот и лодыри»
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель: развивать навыки выразительного чтения наизусть стихотворения «Кот и лодыри»
Задачи:
Образовательные: научить выразительному чтению стихотворения «кот и лодыри», отрабатывать навык выразительного чтения путем подражания образцу чтения учителем, на примере произведения провести знакомство со стихотворениями, и выявить их специфику.
Коррекционно-развивающаие: Развивать речь, интонационную выразительность речи, наблюдательность, умение анализировать изученное, развивать правильное выразительное осознанное чтение наизусть, развивать критическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения , прививать любовь к чтению, на примере стихотворения показать как важно обучение.
Оборудование: презентация, иллюстрации, таблицы со словарными словами
Конспект урока чтения по теме «Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Я. Маршака«Кот и лодыри».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный момент. Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. | Подготовка учащихся к работе, настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Учитель: «Громко прозвенел (звонок), Начинается (урок). Наши ушки на (макушке), Глазки широко (открыты). Будем громко мы читать, На вопросы отвечать.» | Подготовка учащимися к уроку, проверка готовности к обучению ,приветствие учителя, ответы на вопросы учителя, учащиеся добавляют слова за учителем. | |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цель: Цель: Проверить степень усвоения знаний, пройденных на прошлом уроке. Проверка выполнения домашнего задания. Провести беседу по проанализированному стихотворению. | Беседа по пройденному материалу на тему стихотворение «Кот и лодыри » С.Я. Маршака Проверка домашнего задания. «Начнем наш урок с того, что посмотрим на доску, и скажем, какое у нас сегодня число» «Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Стихотворение какого известного поэта, выберите его портрет на слайде А как называлось это стихотворение Правильно! А какие стихотворения этого автора вы еще изучали? Назовите их! А какие произведения у него еще есть? Посмотрите на доску и скажите( на слайде) «А что в стихах есть такого особенного, из-за чего мы называем их стихотворениями» «Выполнили вы домашнее задание? Разбирали ли вы дома сюжет стихотворения, кто готов ответить ?» «Понравилось ли вам стихотворение? Давайте еще раз скажем, о чем оно Давайте с вами так же прочитаем пословицы и подумаем, какая больше всего подходит к нашему стихотворению( на доске) Учись смолоду – пригодится в старости. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Делу время, а потехе час. Раз солгал, навеки лгуном стал. Много желать, добра не видать. | Ответы на вопросы поставленные учителем. Актуализация знаний о авторе произведения. Называют число, открывают тетрадь, записывают его туда. «На прошлом уроке мы изучали стихотворение Самуила Яковлевича Маршака» выбирают правильный портрет из презентации «Кот и лодыри» Еще мы изучали стихотворения «Веселые чижи» Смотрят на доску и читают произведения «Рифма» «Выполнили и готовы отвечать на вопросы» Аудируют.Отвечают на вопросы «Да, понравилось. Стихотворение о том, как мальчики вместо учебы пошли на каток, и встретили кота, который очень хотел учиться. Выбирают наиболее близкую пословицу по отношению к стихотворению. | Использование презентации |
3. Основный этап. I.Представление темы урока Цель: Организовать Познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи урока. II.Словарная работа Цель: дать детям простое значения слов, для улучшенного, осознанного выразительного чтения стихотворения III.Выразительное чтение стихотворения учителем. Цель: подготовить детей к выразительному прочтению стихотворения. IV. Уточняющая беседа Цель: Помочь детям в усвоении полученных знаний V. Упражнения способствующие выразительности чтения. Цель: Дат опору для того, чтобы в последующем ребенок освоил навык выразительного чтения. VI. Выразительное чтение стихотворение детьми. Цель: Воспроизведение и применение изученного в стандартных ситуациях. VII. Работа над сюжетом и оценкой характеров героев Цель: научить детей работе с художественными персонажами, сюжетной канвой, и планом сюжетной канвы. VIII.Выделение главного смысла произведения Цель: на примере главного смысла стихотворения сформировать положительную мотивацию к обучению IX.Использование приобретенных знаний Цель: Перенос приобретённых знаний, их первичное применение в новых условиях с целью формирования умений. | « Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы будем выразительно читать стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Кот и лодыри», он очень любил детей, и написал много стихотворений для вас, его произведения учат детей как правильно себя вести, и быть умненькими. Давайте запишем Имя Отчество нашего автора и годы его жизни. (портрет автора и годы жизни на слайде) «Ребята, прежде, чем каждый из вас выразительно прочитает стихотворение, попробуйте мне объяснить значение этих трудных слов, которые видите на доске я как незнайка их не понимаю.»
Найдите отрывок с этими словами в тексте, как вы понимаете смысл прочитанного. - Ранец с книжками - Без грамоты пропадешь -Не пишем грифелем на доске -Коньками пишем на катке «Послушайте сначала, как это сделаю я, стихотворение нужно читать выразительно, чтобы передать всю его красоту» Прежде чем начать отвечать, давайте поговорим о стихотворении, проникнемся к нему «Понравилось ли вам стихотворение? Давайте еще раз скажем, о чем оно Каковы герои рассказа? Давайте с вами так же прочитаем пословицы и подумаем, какая больше всего подходит к нашему стихотворению( на доске) Учись смолоду – пригодится в старости. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Делу время, а потехе час. Раз солгал, навеки лгуном стал. Много желать, добра не видать. «Ребята, а давайте представим, что я не знакома с этим стихотворением, я буду задать вам вопросы, а вы будете отвечать, и с помощью этого я познакомлюсь со стихотворением. Кто является главными героями стихотворения? В какое время года происходят действия из стихотворения? Есть ли там необычные герои? Бывает такое в жизни? Или только в стихотворении? «Ребята, мы уже с вами обсудили значение трудных слов, и вы и я их поняли, а теперь давайте попробуем поиграть в игру «поставь правильно ударение», но нужно не только сказать, какая буква ударная, но еще и произнести слово с применением ударения. За правильный ответ получают кружок. На доске слова, после того, как ребенок отвечает появляется слово с правильным ударением Ранец Грамота Коньки Грифель Каток Ребята, вы молодцы, отлично справились с игрой, но у нас есть еще одна, в этой игре нам надо поиграть с различной эмоциональной окраской фразы. Детям предлагается с различной эмоциональной окраской сказать фразу: - Мне, коту усатому, Скоро год. Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз! ( С радостью, грустью, вопросительно, с выделением вопросительного слова, восклицательно) «Дети, а теперь, по цепочке каждый постарается прочитать стихотворение выразительно, но слушайте внимательно, в конце этого задания обсудим ошибки у каждого» «Дети, давайте попробуем ответить на вопросы по этому стихотворению, а чтобы было интереснее , за каждый правильный ответ, будете получать кружок» Следить за тем, чтобы дети соблюдали этикет при ответе Куда собирались лодыри? А куда попали? Как выглядели лодыри? Подбери ответ из стихотворения. Кого увидели лодыри, и кто выходил из ворот? Какой был кот, найдите ответ в тексте. Посмотрите на доску, правильно ли вы нашли ответ? Почему он был такой? Почему коту плохо жилось без грамоты? Найдите ответ в тексте. Что ответили лодыри коту? Коту понравился их ответ? Как он его воспринял? Что он им ответил? Найди ответ в тексте Чем закончился разговор кота и лодырей. «Ребята, какой образ лодырей вам представился? Как вы думаете у нас есть такие ребята в классе? Я вот не поняла, почему кот оказался на улице? Его хозяева не любили? Или он глупый был? В связи с ответом детей, дать им пофантазировать, например, он живет теперь нра улице, потому что потерялся, а т.к не знает грамоты, не смог найти нужный дом. Ребята, какие вы молодцы, что поняли, почему кот потерялся, а представляете, что будет с лодырями, они же тоже грамоты не знают, потому, что уроки прогуливают. Как вы считаете, они правы, что им не нужна грамота? После встречи с котом они изменят свое отношение? Будете ли вы делать так же как лодыри, чтобы в будущем остаться без грамоты? Так как вы думаете, исходя из наших рассуждений, чему же учит нас произведение? Что пытался донести Самуил Яковлевич для нас? «Дети, чему учит нас данное произведение? Что пытался донести до нас автор?» «Ребята, а давайте попробуем с вами прочитать выразительно по ролям. Надо разделить стихотворение на автора, лодырей и кота. Сегодня попробуют это сделать 3 человека» | Аудируют. Смотрят на доску, после появившейся надписи на доске, открывают тетрадь, записывают тему, и годы жизни автора. Аудируют.Отвечают на поставленные учителем вопросы. Вместе с учителем ищут трудные слова и фразы в тексте, пытаются объяснить их значение. Смотрят правильное значение в презентации Аудируют. Запоминают, как рассказывает учитель. Аудируют. Отвечают на вопросы Лодыри собирались на урок, а попали на каток. Не случайно, они прогуливали уроки, потому что считали, что они им не нужны Они встретили кота, кот был уличный, облезлый, он такой потому что жил на улице. Кот жаловался на то, что он хочет учиться, а школы и уроков для котов нет «Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть!» Им лень учиться Коту не понравился их ответ, он сказал, что таких лодырей не видел Аудируют. Дети с помощью игрового момента лучше включаются в урок и задачу, поставленную учителем. Главные герои: мальчики- лодыри и кот В самое лучшее время года- зиму. Необычным героем является говорящий кот Нет, в жизни такого не бывает, это выдумка автора. Аудируют, заинтересованы игрой, и тем, что могут получить кружок, произносят слова с правильным применением ударения. Записывают слова с правильным ударением в тетрадь. На второй игре произносят отрывок с различной эмоциональной окраской, за что получают кружок. Аудируют. По очереди рассказывают стихотворение выразительно. Аудируют, отвечают на вопросы. На урок, а попали на каток Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне. Кот выходил из ворот. Хмурый и ободранный Потому что не был обучен грамоте, хотя умен Кот жаловался на то, что он хочет учиться, а школы и уроков для котов нет. «Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть!» Лодыри ответили, что им лень учиться, хотя у них есть все условия для получения грамоты Коту ответ не понравился, вот, что он ответил Отвечает лодырям Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год. Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз! Кот разочаровался в таких ленивых ребятах. Анализируют смысл стихотворения, дают свое отношение к нему. Лодыри представились учениками, которые не хотят учиться и прогуливают уроки. Таких ребят в нашем классе нет. Объясняют учителю, что кот попал на улицу не потому, что его хозяева не любили, и выгнали, а потому, что он не знал грамоты Они были не правы, грамота нужна всем, чтобы быть обученными, и в будущем добиваться успехов. Нет, мы не будем нам нужно учиться, чтобы знать грамоты, и быть умными. Стихотворение учит нас тому, что учеба важна всегда, чтобы быть грамотными, и добиваться успехов в будущем, а так же том, что есть те, кто хотят обучаться, но у них нет возможности на это. Аудирют.С помощью учителя разбивают текст и читают по ролям | За правильное произнесение слов с ударением и выразительное произведение отрывка получают кружок. |
4. Заключительный этап I. Итоги урока II.Домашнее задание | «Итак, класс, что нового вы сегодня знали? Многому ли вас научило стихотворение Маршака «Лодыри и кот» Дети, а теперь давайте запишем в тетрадь трудные слова и их значение Давайте вместе подведем итог, какая же главная мысль авторастихотворения? Итак, сколько же у кого кружочков, сейчас их посчитаем и будем выставлять оценки Придумать чем бы могло закончиться стихотворение | Аудируют.Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь трудные слова Отвечают главную мысль хором, записывают ее в тетрадь. Главная мысль автора – не лениться. Самый главный наш труд – учёба. В нашем стихотворении и кот хочет стать грамотным. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри".
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
урок литературного чтения "С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений С. Маршака"
Урок по программе "Школа России"...
конспект по литературному чтению на тему "Маршак "Кот и лодыри"
конспект по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Кот и лодыри», 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Планируемые результатыПр...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...
Урок по литературному чтению С.Я. Маршак "Кот и лодыри", 2 класс
Урок по литературному чтению С.Я. Маршак "Кот и лодыри", 2 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения "С.Я.Маршак. « Кот и лодыри»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с творчеством С. Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри...