Анализ лир. стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
рабочий лист и работа на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poet_zima_esenin.docx | 14.4 КБ |
zvuki_i_kraski_zimy_v_stihotvorenii_s._esenina_poet_zima_aukaet.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
- Тема стихотворения _________________________________________________________________
- Какими чувствами хотел поделиться автор? (радость, восторг, волнение, удивление, грусть, печаль, восхищение, испуг, интерес, веселье, тревога_________________
_________________________________)
- Какие картины мы видим в стихотворении.
_____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Эпитет____________________________________________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Сравнение ___________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________
Олицетворение_____________________________________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
- Тема стихотворения _________________________________________________________________
- Какими чувствами хотел поделиться автор? (радость, восторг, волнение, удивление, грусть, печаль, восхищение, испуг, интерес, веселье, _________________________________________________________)
- Какие картины мы видим в стихотворении.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эпитет____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сравнение ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Олицетворение_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…».
- Организационный момент.
Учащиеся садятся в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
(Учащиеся рассаживаются по местам.)
-Сегодня у нас необычный урок, а чем он будет необычным, вы поймёте, если будете очень внимательными, активными на уроке.
-Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?
Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).
- Как понимаете смысл этой пословицы?
-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. А над чем придётся задуматься нам сегодня, узнаем чуть позже.
II.Актуализация знаний.
а) Сегодня мы начинаем новый раздел. Определить тему раздела и последующих уроков вам поможет ответ на мою загадку.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
-Какие ассоциации у вас связаны со словом – ЗИМА?
-Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? Составим синквейн к слову ЗИМА.
(первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.)
- Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному.
- Как же люди могут изобразить красоту зимней природы?
б) Посмотрите на репродукции «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.
- Какой теме они посвящены? (Зиме)
- Как догадались?
- Одинаковые ли они по настроению?
- При помощи чего художники передал своё зимнее настроение? ( красок)
Композиторы пишут прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте отрывок из произведения Вивальди, который так и называется «Зима». Кому понравилась музыка?
- При помощи чего удалось автору передать своё отношение к зиме?( звуков)
в) В воскресенье я была в лесу. Лес был так прекрасен в снежном убранстве, что я не удержалась и сделала несколько снимков. ( просмотр снимков) фотограф- фотоаппарат
г) – Как ещё можно выразить своё отношение к этому замечательному времени года? ( рассказ, стихотворение) . Кто пишет рассказы и стихи? Писатели, поэты - при помощи слова.
III. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, на ваш взгляд: кто лучше может передать красоту этого удивительного времени года?
( высказывания детей) Мнения у нас разделились.
- Поэтому сегодня предлагаю провести небольшое исследование.
-А теперь я предлагаю вам сформулировать цель, важную для вас лично, т.е. что вам необходимо узнать, с чем познакомиться?
Наша цель: разобраться, как при помощи слова можно передать красоту зимнего пейзажа на примере одного из поэтических произведений.
IV.Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).
а) Сообщение темы урока.
- О каком поэте здесь говорится?
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осиный свет,
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней .
Грусти, юности
И чистоты...
- Услышали ли вы эту фамилию?
- Догадались ли вы кто этот поэт?
- Что знаете об этом авторе? Какие стихи помните?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился я 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. С 2 лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Детство провёл в деревне.
В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве. Деревенское детство Сергея Есенина прошло на широких рязанских просторах в пойме реки Оки. Чарующие закаты над Окой были дороги ему с детства. С молоком матери впитал поэт запахи свежескошенного сена, медовых сот, берез и кленов. Воспринимая природу как живое существо, он сумел открыть и передать в своих стихах ее красоту.
Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, талантливый самородок быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.
- А вот сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа.
б) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Какие могут быть песни у зимы?
-Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом.
- Уточните свои предположения.
в) Чтение стихотворения про себя.
- Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте стихотворение про себя.
При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить.
- Понравилось вам произведение? Чем именно?
- К какому жанру относится это произведение?
( стихотворение) жанр
- Как определили?
- Найдите рифмы.
- Как называют автора стихотворения? Поэт.
-Какая тема раскрывается? ЗИМА
- Оправдались наши предположения?
г) Первичное чтение.
- Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах.
- Какие образы вы открыли для себя?
- Сейчас давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И выполним, те движения, которые напоминают нам, как кружатся снежинки в метель.
д) Чтение вслух по смысловым частям.
- Сейчас предстоит трудная работа.
Мы вместе попробуем услышать песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. Нотами будут служить наши помощники. ( На доске выкладываются «ноты». Жёлтый цвет- олицетворения. Розовый – эпитеты. Зелёный – сравнения. Синий – противопоставление.).
1строфа.
- Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо)
- Какие слова помогают оживить предметы?
- Как зима может петь, аукать, баюкать?
- Как называется такой литературный приём? Олицетворение
- В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил сельской местности.
- Какое слово использует Есенин описывая лес? Мохнатый.
- Что обозначает это слово? Засыпан пушистым снегом.
- Как называется такой приём? Эпитет
- Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон. Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много- поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
2строфа.
-Увидели эти облака?
- Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого)
-Какой приём использует автор? Эпитет.
- Какие чувства вызывают облака?
-Найдите ещё эпитеты
- О чём тоскуют облака? (На нотном стане появляется «мелодия»).
3строфа.
- Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке?
-Звук (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода.
-С чем сравнивается метелица?
- Как называется этот приём? Сравнение.
Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань.
4строфа.
- Представили себе этих пташек?
- Музыку к этому отрывку прошу записать в группе.( Работа в группах).
- Как к ним относится автор?
- С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение.
Автор использует слово « озябли» - подберите к этому лову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
-Какие образные средства для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты.
-Какая у вас получилась мелодия? ( Листы с мелодиями детей вывешиваются на доску, дети объясняют свой выбор).
-Посмотрите, какая красивая мелодия получилась.
Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Мы как-то можем помочь птицам?
5строфа.
Вот и ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.
Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение.
6строфа.
- Как называет воробышков? Нежные.
- О чём мечтают воробышки? (о весне, учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)
- Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица)
- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме)
-Для чего автор использует этот литературный приём? ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется, грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление ( будем эту ноту обозначать синим цветом).
-Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки».
-Как вы думаете, почему поэт изменил название?
д) Беседа после чтения. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению.
- Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические.
Посмотрите, какая красивая музыка у нас получилась. А ведь Есенин ни разу не употребил слова, обозначающие цвет, но мы увидели эти цвета. Как это получилось?
- Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?
- Как будем читать? Где будет меняться интонация?
V.Закрепление.
1. Интонационная гимнастика.
- Произнесите слово ЗИМА с интонацией: радости, грусти, ужаса, удивления, восхищения.
Дыхательная гимнастика: свеча.
- Попробуем как зимний ветер задуть «свечу».
2.Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца).
-Что значит читать выразительно?
- Попробуйте прочитать стихотворение выразительно.
Выберем самого лучшего чтеца и проанализируем его чтение.
VI. Самостоятельная работа.
-Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:
1 вариант подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы;
2 вариант подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.
(цвет - седой; звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков. Эти слова появляются на доске.)
-Чего же в стихах Сергея Есенина больше?
( в стихах много звуков).
- Смогли ли вы увидеть краски и услышать звуки в стихотворении С.Есенина?
–Природа, которую он рисует, живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому многие композиторы написали прекрасную музыку. Наше стихотворение не стало исключением. (Прослушивание Е.Бирюковой « Поёт зима, аукает…»
VII. Рефлексия деятельности.
- Что хотел сказать нам С.Есенин своим стихотворением?
- Может, кто-то поменял своё мнение о том, что словами выразить чувства гораздо интереснее, красивее, чем музыкой и живописью?
- Какие образные средства помогли нам увидеть красоту зимы?
- Вернёмся к пословице. Стала ли она девизом нашего урока?
- Предлагаю поставить нужный знак в конце предложения:
«Поёт зима, аукает »
Поставьте точку, если услышали её голос.
Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.
Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.
- А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
«Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...
Урок по литературе. Сергей Есенин "Поет зима - аукает"
Открытый урок по литературному чтению с использованием наглядного материала....
план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"
План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»
Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....