Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Ударение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie_razdrogina_k.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Ударение»

Азбука. 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г. Школа России

Учебный предмет: Обучение грамоте

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные, фронтальные

Задача урока: познакомить с понятием ударение, научить находить ударный слог в слове, формировать любовь к родному языку.

Планируемый результат

Предметные результаты: умение определять количество слогов в слове; умение использовать связные высказывания на определённую тему; учить определять и обозначать ударный слог в слове.

Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, представлять информацию в виде схемы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные: умение определять тему занятия; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре

Личностные результаты: формирование установки на наличие мотивации к получению новых знаний, работе на результат; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Здравствуйте, ребята, давайте проверим готовность к уроку, у вас на парте должна лежать азбука. Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Садитесь, улыбнитесь друг другу и начнем урок.

Внимательно слушают и настраиваются на работу.

Актуализация знаний

Предметные: умение определять количество слов в предложении

Коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Из чего состоит наша речь?

И в каждом предложении выражена определенная мысль.

– Из чего состоят предложения?

- Я прочитаю вам пословицу, а вы подумайте, как вы понимаете смысл этой пословицы?  «Не нужен и клад, когда в семье лад»

Работа по Азбуке: страница 10.

Рассмотрите рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»?

– Куда приехали дети?

– Что они там делают?

– Кто с ними был?

– Кто их встретил? Как?

– Составьте предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)

– О девочке. (Девочка несет куклу.)

– О папе. (Папа открыл багажник.)

Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:

– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

Из предложений

-Из слов

 

 

 

Составляют рассказ по сюжетному рисунку, отвечая на вопросы.

Примерные ответы:

-Да.

-В деревню.

-Навещают своих бабушку и дедушку.

-Мама и папа.

-Их встретили бабушка с дедушкой, радостно.

- Мальчик несет машину

- Девочка несет куклу

- Папа открыл багажник

Подведение к теме урока

Предметные: Сформировать знание о понятии «ударение».

Сформировать умение определения ударного слога в слове; Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги;

Развивать умение делить слова на слоги.

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Послушайте разговор друзей и подумайте, почему произошла путаница?

Путаница

-Представляешь, у нас вчера сломался зАмок, и мы долго простояли у дверей.

-Не сочиняй, зАмка у вас нет.

-Как нет? А на что мы дверь закрываем, по-твоему?

-Так это не зАмок, а замОк.

- Почему же произошла такая путаница?

- О чём надо всегда помнить, когда ставишь ударении?

- Мы с вами посмотрели, какая путаница может произойти, если неправильно поставить ударение в слове.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

- Неправильно поставили ударение.

- Девочка неправильно поставила ударение, и изменился смысл слова

- Надо помнить о смысле слова и по другим словам в предложении догадаться, какое слово здесь подразумевается

- Об ударении

Открытие нового знания

Коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные:

 - выдвижение гипотез и их обоснование;

К нам пришла в гости Маша путешественница.

С именем Маша проводится работа.

- Проскандируйте, сколько слогов в слове Маша? Запишите в тетради слоговую систему слова (учитель фиксирует на доске)

– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог.

-Произнесите слово Маша. С одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог.

– Какой же это слог?

– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.

- Как выдумаете, каким значком мы можем его обозначить на схеме?

- Ребята, вы придумали очень интересные варианты, но ученые определили другой знак для этого явления - ʹ.

– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.

– Посмотрите на схему этого слова:

Сколько в ней выделено частей?

– Над какой из них сверху косая черточка?

– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно?

- Маа-шаа

- Маша

- Нет, с разной

Первый слог – Ма

- Дети придумывают знаки (молния, галочка и т.д.). Ставят ударение над первой дугой.

2 части

1 часть

1 часть

Физкультминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Закрепление нового материала

Коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

- управление поведением партнера

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию

- доказательство

Работа по азбуке: страница 11.

При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением к верно произнесенному слову.

- Давайте теперь назовем, какие именно предметы нарисованы?

- Как можно назвать, одним словом, эти предметы?

– Посуда. Произнесите с ударением на первом слоге.

– Так говорят?

– Как сказать правильно?

- В слове бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение поставить неверно, то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

- Объединитесь в группу с соседом и соотнесите схему с рисунком. Определим, сколько слогов в слове, найдем к этим словам их схемы и определим, на какой слог падает ударение.

Проверка правильности выполнение задания с учителем

Игра «Эхо»

- Ребята, сейчас я буду называть вам слова, выделяя ударный слог, ваша задача в ответ хором ответить только ударный слог.

Список слов:

Коля, ваза, зима, вода, сова, мыло, коза.

Встаньте те, кому удалось определить все ударные слоги верно. Молодцы

Кружка, стакан, тарелка, чайник, кастрюля.

Посуда

Пооооосуда

Нет

Посууууда

Отвечают хором

- ко

- ва

- ма

- да

- ва

- мы

- за

Итог урока. Рефлексия

Коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Рефлексия "Незаконченное предложение"

"Сегодня на уроке я узнал ..."

"Сегодня на уроке я научился…"

"Сегодня на уроке я познакомился…"

"В чем мои затруднения ..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...