Сжатое изложение по отрывку из текста Н.И. Сладкова «Трясогузкины письма» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Сжатое изложение по отрывку из текста Н.И. Сладкова «Трясогузкины письма».
Класс: 3
Цель: совершенствование умения раскрывать основную мысль высказывания; умения сжато воспроизводить художественный текст-повествование; приучение к содержательной, лаконичной речи.
Задачи:
- Развитие памяти, внимания;
- развитие связной речи, языкового чутья;
- развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;
- совершенствовать умения выделять микротемы в тексте и кратко передавать содержание текста;
- развивать умение учащихся выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie_urok3klass.docx | 75.44 КБ |
Предварительный просмотр:
+Барсучий но
Сжатое изложение
Тема урока: Сжатое изложение по отрывку из текста Н.И. Сладкова «Трясогузкины письма».
Класс: 3
Цель: совершенствование умения раскрывать основную мысль высказывания; умения сжато воспроизводить художественный текст-повествование; приучение к содержательной, лаконичной речи.
Задачи:
- Развитие памяти, внимания;
- развитие связной речи, языкового чутья;
- развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;
- совершенствовать умения выделять микротемы в тексте и кратко передавать содержание текста;
- развивать умение учащихся выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе.
Ход урока
1. Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста.
- Ребята, покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы пришли на урок. Сегодня на уроке я желаю вам быть самыми внимательными и старательными, ведь это составляющие компоненты успеха.
- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Например, иногда на переменке своему другу нужно пересказать историю, а времени мало, и тогда мы тоже обращаемся к сжатому пересказу. Где еще используется краткий пересказ? (В телеграмме, в письме).
- Ребята, что изображено на картинке (На картинке изображен почтовый ящик)
- Почему ящик называется почтовым? (Ящик называется почтовым потому, что в него кладут почту.)
- А вы когда-нибудь писали письмо и отправляли их почтой? (Да)
- Как называют человека, приносящего почту? (Человека, который разносит почту, называют почтальоном.)
- А вы видели почтальона? (Да)
- Ребята, нам почтальон принес письма!
Каждого ученику выдается письмо, в котором текст для изучения.
- Что нужно с ними делать? (открывать)
- Хорошо, открывайте письма, что там внутри? (текст)
- Ребята, сегодня мы будем учиться кратко, сжато передавать содержание текста «Трясогузкины письма». Только в нашем тексте необычный почтальон.
- Но сначала мы выясним, чем же отличается подробное изложение от сжатого? (в сжатом изложении необходимо передать всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности)
2. Первичное чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.
- Доставайте карточки с текстом из конверта и внимательно прослушайте текст!
Первый раз текст читает учитель. Остальные учащиеся внимательно слушают, следят за сюжетной линией текста.
Трясогузкины письма
А весной прилетела в сад трясогузка — тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Она вспорхнула на почтовый ящик, заглянула одним глазком в дыру, пробитую дятлом, и облюбовала ящик под гнездо.
Трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.
Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком. И мы уже знали: тревожится птичка — значит, есть нам письмо.
3. Беседа по содержанию (с целью обратить внимание детей на главное).
- Понравился ли вам тест? Чем? (Дети отвечают)
- О ком говорится в этом тексте? (о трясогузке, которая устроила гнездо на почтовом ящике и, как почтальон, опускала в него бумажки. А еще о том, как реагировала птичка на письма, принесенные почтальоном).
- Что мы определили, отвечая на этот вопрос? Тему или основную мысль? (Тему текста).
- Ребята, как вы думаете, для чего написан данный текст автором? К чему он призывает нас, читателей? (Нам нужно с вниманием и заботой относится к птицам).
- Что мы определили, отвечая на этот вопрос? (главную мысль текста – замысел автора).
- Что трясогузка делала в саду? (Искала место для гнезда)
- Где устроила птичка гнездо? (На почтовом ящике)
- Кого назвали в рассказе Почтальоном? (Трясогузку)
- За что трясогузка получила такую кличку? (Птичку назвали Почтальоном потому, что она стала приносить и опускать в почтовый ящик разные бумажки)
- Как владельцы почтового ящика, узнавали, что для них есть письмо? (Птичка тревожилась; вылетала из ящика, бегала по крыше, пищала и качала хвостиком)
- Прочитайте заголовок. Можем ли мы по-другому озаглавить данный текст? (Ученики предлагают свои варианты. Педагог фиксирует их на доске).
Возможные варианты:
- Трясогузка
- Почтальон
- История о трясогузке
- Птичка на почтовом ящике
- Что отражено в выбранном вами заголовке: тема или основная мысль текста?
4. Языковой анализ текста (с целью предупредить «сухость» сжатого изложения).
- К какому типу относится данный текст? Обоснуйте свой ответ. (Текст-повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящие с птичкой)
- Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «трясогузка»? (птичка, она).
- Прочитайте 1 часть текста. Какие эпитеты использует автор, для описания внешности птички? (Тоненькая, серенькая).
- Подберите синоним к слову «Вспорхнула». (взлетела). Почему автор использует именно этот глагол? (Для того, чтобы показать легкость птички, ее маленькие размеры).
- Что сделала птичка с почтовым ящиком? (облюбовала ящик под гнездо). Что значит «облюбовала»? (Выбрала себе что-либо по вкусу, по желанию, в качестве наиболее подходящего места). Какие синонимы можно подобрать к данному слову? (приглядеть, присмотреть, высмотреть, возможно заметить). Какое из этих слов самое выразительное? (Авторское – «облюбовала»).
- Какое слово повторяется в последнем предложении 1 части? (ящик). Как можно заменить повтор? (местоимением - его).
- Прочитайте 2 часть текста. Объясните, что значит «прозвали»? (дали название/имя, стали звать). Кого и как прозвали в тексте? (Трясогузку - Почтальоном).
- Найдите в тексте сопоставление разных объектов (она, как настоящий почтальон). Как называется это средство выразительности? С какой целью его автор использовал? (Сравнение, оно точно передает на кого своими действиями похожа птичка). Почему птичка похожа на почтальона? (Потому что приносит и опускает письма в ящик).
- Обратимся к 3 части текста. Каким одним словом описывает автор трясогузку, когда почтальон опускает письмо в почтовый ящик? (Перепуганная).
- Какой глагол говорит о чувствах птички, когда приходит письмо? (Тревожится). Для чего автор использует: тревожно попискивая, тревожится? (Для того, чтобы показать насколько сильные чувства птички). Можем ли мы подобрать синонимы к слову «тревожится»? Какие? (беспокоится, волнуется, переживает).
Физкультминутка
Что принес нам почтальон? (пожимание плечами)
С толстой сумкой ходит он (марширование на месте)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты (повороты в стороны)
И письмо для тети Вали,
Что б ее приезда ждали! (прыжки на месте).
5. Вторичное чтение текста учащимися с целью составления плана.
6. Составление плана.
- Следующий этап в нашей работе – составление плана. Прочитайте самостоятельно текст и разбейте его на части.
- На сколько смысловых частей делится текст? (на 3 части)
- Как мы можем составить план этого текста? (в каждой части необходимо выделить микротему и озаглавить эту часть).
- Прочитайте первую часть текста, определите микротему. Как мы можем её озаглавить? (Место для гнезда.)
- Прочитайте вторую часть, определите микротему. Озаглавьте её. (Почтальон)
- Прочитайте третью часть текста, определите микротему. Как мы ее озаглавим? (Перепуганная трясогузка)
Примерный план:
- Место для гнезда.
- Почтальон.
- Перепуганная трясогузка.
- Ребята, скажите, пожалуйста, слова какой части речи будут опорными и почему? (глаголы, потому что они помогут вспомнить последовательность действий.) Найдите опорные слова для каждой части.
- Посмотрите на экран и проверьте свои ответы.
План текста | Опорные слова |
1. Место для гнезда | Прилетела, вспорхнула, облюбовала. |
2. Почтальон | Прозвали, приносить и опускать. |
3. Перепуганная трясогузка | Подходил, тревожится, есть письмо. |
7. Устная работа по сокращению.
- Как из обычного текста делают сжатый? (убирают подробности, второстепенную информацию, несущественные описания).
- Прочитайте первую часть, нужно ли ее сокращать? (да). Опираясь на план и опорные слова, исключите в ней подробности. (дети предлагают свои варианты сжатого текста 1 части). Кто готов озвучить 1 часть текста после сжатия? (Весной прилетела в сад трясогузка - серенькая птичка. Вспорхнула она на почтовый ящик и облюбовала его под гнездо). Назовите однородные члены в этом предложении. (однородные сказуемые вспорхнула, облюбовала). Как свяжите их между собой на письме? (на письме отделим их друг от друга союзом «и»).
- Прочитайте вторую часть. Какая информация в этой части второстепенная? (Не потому, что она поселилась в почтовом ящике). Опираясь на план и опорные слова, составьте сжатый текст 2 части, оставив главное. Кто готов озвучить? (Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Потому что птичка, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик бумажки.). Обратите внимание на сравнение «как настоящий почтальон». Что мы должны сделать, когда будем писать это предложение? (поставить запятую перед словом «как»).
- Работаем с третьей частью. Прочитайте третью часть, нужно ли ее сокращать? (да). Обратите внимание, какие по строению предложения использует автор? (сложные). Давайте постараемся сложные предложения преобразовать в простые, исключив подробности этой части. Кто готов озвучить сжатый текст 3 части? (К ящику приходил почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика, бегала и пищала. И мы знали: тревожится птичка – есть нам письмо.)
8. Сжатый пересказ текста.
- Перескажите текст по пунктам плана, опираясь на нашу работу по сжатию. Кто хочет попробовать? (4 ученика пересказывают по 1 пункту плана).
9. Орфографическая подготовка (на материале опорных слов).
- Опорные слова, которые мы выделили в каждой части, могут быть использованы вами при записи вашего текста. Предлагаю обратить внимание на них с орфографической точки зрения.
- Как вы думаете, зачем я предлагаю вам над этим поработать? (Чтобы предотвратить ошибки при написании данных слов).
- Проверьте написание безударных гласных в словах: весной, гнездо, почтовый, тревожится, письмо
- Разберите по составу слова, объясните написание гласных в приставках и корнях: прилетела, вспорхнула, облюбовала, прозвали, приносить, приходил, вылетала.
- Как называется птичка, о которой говорится в рассказе? Объясните происхождение этого названия. Запомните, как пишется это слово.
- Обратите внимание на написание слов: почтальон, вспорхнула, перепуганная.
10. Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
- Ребята, подготовительная работа над текстом закончена. Вы готовы приступить к написанию собственного текста? Как будете передавать содержание текста? Сколько абзацев будет в вашем тексте? Как будете на письме показывать начало каждого абзаца?
- Приступайте к работе! Желаю вам успехов! Не забывайте пользоваться планом и опорными словами! В вашем тексте все должно быть понятно даже тому, кто не читал полный текст.
11. Самопроверка. Совершенствование написанного. Редактирование текста.
- Ребята, перечитайте свой текст, подумайте, все ли пункты плана отражены, передано ли основное содержание? Проверьте орфографию, знаки препинания, нет ли повторов. Обратите внимание, чтобы каждый новый абзац начинался с красной строки!
Возможный текст сжатого изложения:
Весной прилетела в сад трясогузка - серенькая птичка. Вспорхнула она на почтовый ящик и облюбовала его под гнездо.
Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Потому что птичка, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик бумажки.
К ящику приходил почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика, бегала и пищала. И мы знали: тревожится птичка – есть нам письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сжатое изложение "Птица - лесовод", русский язык 3 класс.
Урок русского языка, 3 класс, Программа "Школа России". Тема урока: сжатое изложение "Птица- лесовод".В начале урока для актуализации мыслительной деятельности обучающимся предлагается заг...
Урок русского языка в 4 классе. Сжатое изложение. М.М.Пришвин «Первая стойка».
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. Конечная цель работы по развитию речи в школе –...
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс...
Сжатое изложение во 2 классе«Пушок»
Изложение по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" во 2 классе....
Сжатое изложение 4 класс "Опасные соседи" По В. Бианки
Данную презентацию лучше использовать по теме "Правописание безударных окончаний имён прилагательных" 4 класс УМК "Школа России". В данной работе используются интересные картинки к...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»
4 классТема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»...
Урок подготовки к сжатому изложению 3 класс
Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями)....
- Мне нравится (1)