I. Организационный момент | - умеют организовывать своё рабочее место (р.).
|
| — Добрый день, ребята! Проверьте, подготовили ли вы букварь, тетради, ручки и карандаши. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | (Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.) |
III. «Открытие» нового знания | - умение высказывать предположения, прогнозирование (р.);
- умение обсуждать полученное путем эксперимента и обобщать (р.);
- умение выражать свои мысли (к.);
- умение использовать речь для регуляции своего действия (к.);
- умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении (к.);
- осуществлять контроль в сравнении своей работы с примером (р.).
|
| — Где находится Машенька? Что она там делает? Девочка пришла в лес одна? Как вы думаете, почему сейчас Машенька одна?
— Давайте поможем заблудившейся девочке позвать на помощь бабушку.
— Давайте позовем бабушку снова, но сейчас будем пальчиком следить по звуковой схеме. Какая из схем подходит слову БА-БУШ-КА?
— После того, как мы с вами так хорошо и громко позвали бабушку, она с легкостью нашла Машеньку, да только дедушка и братишка тоже где-то заблудились. Попробуем их позвать.
— Когда мы с вами звали родственников девочки, мы делили слова на части. Такие части, выделяемые при произношении слов, называется «слогами». Каждое слово при произношении складывается\слагается из частей.
— Посмотрите, что еще есть на странице? Посмотрите на звуковые схемы этих слов. Что интересного, необычного мы там видим?
— А теперь отгадаем загадку: В небе чистом от дождя Светит яркая дуга. Улыбается всегда Семицветка…
— Давайте с вами определим, сколько в этом слове слогов. (Скандирует с детьми РА-ДУ-ГА, на доске рисует звуковую схему). Сколько частей в слове радуга? Назовите эти части.
— В слове радуга три части – три слога, также на схеме три дуги. Какой мы с вами сделаем вывод? | — В лесу. Собирает ягоды и грибы. Нет. С ней были бабушка, дедушка и братишка. Она заблудилась.
(Скандируют вместе с учителем слово БА-БУШ-КА.)
(Скандируют слово БА-БУШ-КА, сопровождают проговаривание движением пальчика по звуковой схеме, слово соответствует второй схеме.)
(Скандируют слова ДЕ-ДУШ-КА и БРА-ТИШ-КА, по аналогии)
— Картинки, на них изображены роза, пила, барабан и шар. Под схемами дуги.
— Радуга.
— Три части. (Называют РА-ДУ-ГА, учитель рисует под каждой частью дугу.)
— Дуги обозначают слоги. |
IV. Физкультминутка | Произносим вместе с учителем, скандируем, хлопаем столько раз, сколько в слове слогов: Мышь, мышка, мышонок Кот, кошка, котёнок Пёс, пёсик, собака |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - умение высказывать предположения, прогнозирование (р.);
- умение использовать речь для регуляции своего действия (к.);
- умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении (к.);
- осуществлять контроль в сравнении своей работы с примером (р.).
|
| — А теперь вернемся к картинкам. Давайте произнесем каждое слово, а затем определим, сколько в нем слогов.
— Произнесем первое слово. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Произнесем слово пила. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Далее произнесем третье слово — барабан. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— Как вы думаете, может ли в слове быть всего один слог?
—Произнесем последнее слово – шар. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в этом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.
— А теперь сравним количество гласных звуков в словах и количество слогов. Что мы обнаружили? (Это количество совпадает.) Какой же «секрет» гласных звуков вы открыли? (Сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.) |
— (Скандируют РО-ЗА). В слове роза два слога. Два звука. Согласный Р и гласный О. (Произносят Р-о…).
— Во втором слоге тоже два звука, согласный и гласный (Произносят З-а…).
— (Скандируют ПИ-ЛА). В слове пила два слога. Два звука. Согласный П и гласный И. (Произносят П-и…).
— Во втором слоге тоже два звука, согласный Л и гласный А (Произносят Л-а…).
— (Скандируют БА-РА-БАН). В слове барабан три слога. Два звука. Согласный Б и гласный А. (Произносят Б-а…).
— Во втором слоге тоже два звука, согласный Б и гласный А (Произносят Р-а…).
— В третьем слоге уже три звука, согласный Б, гласный А и согласный Н (Произносят Б-а-н).
— (Предполагают)
— (Произносят ШАР). В слове шар один слог. Три звука. Согласный Ш, гласный А и согласный Р. (Произносят Ш-а-р).
— Гласных звуков столько же, сколько слогов. |
VI. Итог урока. Рефлексия | - умение оценивать свои достижения (л.).
|
| — Что мы сегодня узнали?
— Сколько в слове слогов?
— Как на схемах обозначается слог?
— На доске нарисована поляна. Если вы узнали что-то новое, то нарисуйте на нашей полянке знаний зеленый цветок, если вы уже знакомы с темой – голубой, если тема вызвала у вас затруднения – красный. | — Слово делится на части, они называются слогами.
— Столько, сколько в нем гласных звуков.
— Дугой. Сколько в слове слогов (частей), столько и дуг и наоборот.
— (Рисуют по очереди). |