"Слова и слоги" - 1 класс добукварный период
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Беляева Виктория Андреевна

ТК урока Слова и слоги - 1 класс добукварный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_slova_i_slogi_-_1_klass_dobukvarnyy_preiod.docx260.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Слова и слоги»

Учебный предмет

Обучение грамоте

Класс

1

Учебник

Азбука. 1 класс. В 2-х ч. Часть 1. Климанова Л.Ф. Перспектива

Тип урока

Открытие нового знания

Цели урока

  • организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о слове и слоге;
  • дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова;
  • формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.

Технологии, методы, приемы

Поисковые методы обучения

Оборудование

Доска, учебник, для рефлексии – цветной мел.

Формы работы

Фронтальная

Основные понятия

Предмет, слово, слог

Планируемый результат

Предметные:

  • Умение распознавать слово и слог;
  • Делить слова на слоги; определять количество и последовательность слогов;
  • Записывать с помощью схемы слоговую структуру слова.

Личностный:

  • оценивать свои достижения.

Метапредметный:

  • принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя; осуществлять самоконтроль (р.);
  • высказывать предположения; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; моделировать; подводить под понятие, строить речевое высказывание, находить закономерности используя ранее приобретенные знания. (п.);

высказывать свое мнение, отвечать на вопросы (к.)


Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

  • умеют организовывать своё рабочее место (р.).

— Добрый день, ребята! Проверьте, подготовили ли вы букварь, тетради, ручки и карандаши. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

(Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.)

II. Постановка учебной задачи

  • умение ориентироваться в учебнике (п.).

— Прочитайте название новой (54) учебной страницы.  Какое слово вам незнакомо?

— Сегодня мы с вами познакомимся со слогами, а сделать нам это поможет Машенька.

— Слова и слоги. Слоги.

III. «Открытие» нового

знания

  • умение высказывать предположения, прогнозирование (р.);
  • умение обсуждать полученное путем эксперимента и обобщать (р.);
  • умение выражать свои мысли (к.);
  • умение использовать речь для регуляции своего действия (к.);
  • умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении (к.);
  • осуществлять контроль в сравнении своей работы с примером (р.).

— Где находится Машенька? Что она там делает? Девочка пришла в лес одна? Как вы думаете, почему сейчас Машенька одна?

— Давайте поможем заблудившейся девочке позвать на помощь бабушку.

— Давайте позовем бабушку снова, но сейчас будем пальчиком следить по звуковой схеме. Какая из схем подходит слову БА-БУШ-КА?

— После того, как мы с вами так хорошо и громко позвали бабушку, она с легкостью нашла Машеньку, да только дедушка и братишка тоже где-то заблудились. Попробуем их позвать.

— Когда мы с вами звали родственников девочки, мы делили слова на части. Такие части, выделяемые при произношении слов, называется «слогами». Каждое слово при произношении складывается\слагается из частей.

— Посмотрите, что еще есть на странице? Посмотрите на звуковые схемы этих слов. Что интересного, необычного мы там видим?

— А теперь отгадаем загадку:

В небе чистом от дождя

Светит яркая дуга.

Улыбается всегда

Семицветка…

— Давайте с вами определим, сколько в этом слове слогов. (Скандирует с детьми РА-ДУ-ГА, на доске рисует звуковую схему). Сколько частей в слове радуга? Назовите эти части.

— В слове радуга три части – три слога, также на схеме три дуги. Какой мы с вами сделаем вывод?

— В лесу. Собирает ягоды и грибы. Нет. С ней были бабушка, дедушка и братишка. Она заблудилась.

(Скандируют вместе с учителем слово БА-БУШ-КА.)

(Скандируют слово БА-БУШ-КА, сопровождают проговаривание движением пальчика по звуковой схеме, слово соответствует второй схеме.)

(Скандируют слова ДЕ-ДУШ-КА и БРА-ТИШ-КА, по аналогии)

— Картинки, на них изображены роза, пила, барабан и шар. Под схемами дуги.

— Радуга.

— Три части. (Называют РА-ДУ-ГА, учитель рисует под каждой частью дугу.)

— Дуги обозначают слоги.

IV. Физкультминутка

Произносим вместе с учителем, скандируем, хлопаем столько раз, сколько в слове слогов:

Мышь, мышка, мышонок

Кот, кошка, котёнок

Пёс, пёсик, собака

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • умение высказывать предположения, прогнозирование (р.);
  • умение использовать речь для регуляции своего действия (к.);
  • умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении (к.);
  • осуществлять контроль в сравнении своей работы с примером (р.).

— А теперь вернемся к картинкам. Давайте произнесем каждое слово, а затем определим, сколько в нем слогов.

— Произнесем первое слово. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Произнесем слово пила. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Далее произнесем третье слово — барабан. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— Как вы думаете, может ли в слове быть всего один слог?

—Произнесем последнее слово – шар. Сколько слогов обозначено дугами в этом слове? Сколько звуков объединяется дугой в этом слоге? Какие они? Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук.

— А теперь сравним количество гласных звуков в словах и количество слогов. Что мы обнаружили? (Это количество совпадает.) Какой же «секрет» гласных звуков вы открыли? (Сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.)

— (Скандируют РО-ЗА). В слове роза два слога. Два звука. Согласный Р и гласный О. (Произносят Р-о…).

— Во втором слоге тоже два звука, согласный и гласный (Произносят З-а…).

— (Скандируют ПИ-ЛА). В слове пила два слога. Два звука. Согласный П и гласный И. (Произносят П-и…).

— Во втором слоге тоже два звука, согласный Л и гласный А (Произносят Л-а…).

— (Скандируют БА-РА-БАН). В слове барабан три слога. Два звука. Согласный Б и гласный А. (Произносят Б-а…).

— Во втором слоге тоже два звука, согласный Б и гласный А (Произносят Р-а…).

— В третьем слоге уже три звука, согласный Б, гласный А и согласный Н (Произносят Б-а-н).

— (Предполагают)

— (Произносят ШАР). В слове шар один слог. Три звука. Согласный Ш, гласный А и согласный Р. (Произносят Ш-а-р).

— Гласных звуков столько же, сколько слогов.

VI. Итог урока. Рефлексия

  • умение оценивать свои достижения (л.).

— Что мы сегодня узнали?

— Сколько в слове слогов?

— Как на схемах обозначается слог?

— На доске нарисована поляна. Если вы узнали что-то новое, то нарисуйте на нашей полянке знаний зеленый цветок, если вы уже знакомы с темой – голубой, если тема вызвала у вас затруднения – красный.

— Слово делится на части, они называются слогами.

— Столько, сколько в нем гласных звуков.

— Дугой. Сколько в слове слогов (частей), столько и дуг и наоборот.

— (Рисуют по очереди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добукварный период обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России» (Горецкий В.Г. «Русская азбука»)

Описываются особенности работы в добукварный период обучения грамоте....

конспект урока чтения добукварный период

данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного, принциов  коррекционно- развивающего и личностно- ориентированного обучения...

Конспект фрагмента урока «Составление рассказа по сюжетным картинкам» 1 класс. Обучение грамоте (добукварный период)

Обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок, правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение....

Добукварный период обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России» (Горецкий В.Г. «Русская азбука»)

Добукварный период обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России» (Горецкий В.Г. «Русская азбука»)...

Контрольно- измерительные материалы по русскому языку и литературному чтению, добукварный период, 1 класс.

Проверочная работа составлена в  2 вариантах, содержит спецификацию, кодификатор и критерии оценивания....

Буква "Д". Добукварный период, 1 класс, УМК "Школа России"

Данный урок посвящён знакомству с буквой Д. Урок постановки и решения частной задачи. Цель урока - познакомить с новой буквой, создать предпосылки для формирования навыка чтения...