Обучение грамоте 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Колоскова Лариса Александровна

Интересные уроки для 1 класса,  помогут учителю провести более продуктивные уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1_klass.docx48.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква А».

Цели: 1. знакомство с буквой А;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы А, лист с изображением буквы А в правильных и неправильных вариантах.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук А.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука А.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук А – гласный звук.

4. Знакомство с буквой А.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве А, рассматривание иллюстрации, буквы А;

Букву А узнать легко –

Ноги ставит широко.

б) на что похожа буква А;

в) рисование в воздухе буквы А – игра «Волшебная палочка»;

г) знакомство с кассами;

д) расположение буквы А в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

а) Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

А, АА, ААА, Ааа, ааА, АааА и т.д.

б) массаж рук карандашами.

6. Игра «Найди правильную букву» (А) – предупреждение дизграфии.

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы А в тетрадях.

9. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук У».

Цели: 1. подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения

                пространственно-временных представлений;

            2. учить определять позицию звука У в словах (начало, середина и конец слова);

            3. закрепить понятие «гласный звук»;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком У (начало слова, середина и конец слова, обязательно: утконос, укроп, улитка, кенгуру, какаду), слова-полоски, наборы для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающиеся на звук У.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком У в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука А.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук У – гласный звук.

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука У в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук У):

- ум, ом, им, му, су, ар, ур, ор, ру, по, хи, ха, хо, ух;

- автобус, умница, осень, улица, усы, кит, лук, кенгуру, укроп, какаду, туча, хочу.

5. Определение места звука У в словах (с помощью слов-полосок и красного круга).

а) Коллективная работа.

Слова: ухо, Ульяна, пух.

б) Самостоятельная работа.

Слова: иду, бегу, урок, дуб, умный, кенгуру, найду.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: У, уу, Ууу, уууУУ, УууУ и т.д.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Ульяны».

На доске картинки с изображением слов, начинающихся на А, У, И, О, Э. Задание: «подарить» Ульяне картинки, начинающиеся на звук У.

8. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква У».

Цели: 1. знакомство с буквой У;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы У, лист с изображением буквы У в правильных и неправильных вариантах.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук У.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука У.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук У – гласный звук.

4. Знакомство с буквой У.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве У, рассматривание иллюстрации, буквы У;

У – как у зайчонка ушки,

Эти ушки на макушке.

б) на что похожа буква У;

в) рисование в воздухе буквы У – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы У в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

а) Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: У, УУ, УУУ, Ууу, ууУ, УууУ и т.д.

б) массаж рук шариками су-джок.

6. Игра «Найди правильную букву» (У) – предупреждение дизграфии.

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы У в тетрадях.

9. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук О».

Цели: 1. подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения

                пространственно-временных представлений;

            2. учить определять позицию звука О в словах (начало, середина и конец слова)

            3. закрепить понятие «гласный звук»;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком О (начало слова, середина и конец слова), слова-полоски, наборы для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающиеся на звук У.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком О в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука У.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук О – гласный звук.

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука О в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук О):

- ум, ом, им, му, су, ар, ур, ор, ру, по, хи, ха, хо, ух;

- автобус, умница, осень, улица, усы, кит, лук, окна, пальто, кенгуру, укроп, какаду, туча, хочу.

5. Определение места звука О в словах (с помощью слов-полосок и красного круга).

Слова: пальто, окна, окно, дом, обувь, эскимо, тепло, овощи.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: О, Ооо, ооО, оОООо и т.д.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Оли».

На доске картинки с изображением слов, начинающихся на А, У, И, О, Э. Задание: «подарить» Оле картинки, начинающиеся на звук О.

8. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква О».

Цели: 1. знакомство с буквой О;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы О.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук О.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука О.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук О – гласный звук.

4. Знакомство с буквой О.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве О, рассматривание иллюстрации, буквы О;

О похожа на кольцо,

Или, может, на яйцо..

б) на что похожа буква О;

в) рисование в воздухе буквы О – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы О в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

а) Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

б) массаж рук шариками су-джок.

6. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

7. Печатание буквы О в тетрадях.

8. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук И».

Цели: 1. учить определять позицию звука И в словах (начало, середина, конец слова);

            2. закрепление понятия «гласный звук»;

            3. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком И (начало слова, середина и конец слова, обязательно – ирис, иволга), звуковой поезд.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающиеся на звук О.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком И в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука О.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук И – гласный звук.

- Какие еще гласные звуки вы знаете?

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука И в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук И):

- ум, ом, им, ым, мо, си, ар, ур, ир, ру, по, их, ох, лы, ли;

- иголка, ананас, какаду, игрушка, стекло, ива, Ира, лук, сапоги, метро, иволга, кит, утюги, шары, шарики, был, бил, Игорь.

5. Определение места звука И в словах (с помощью слов-полосок и красного круга).

Слова: иду, сапоги, испугался, кит, иголка, туфли, Тима, интересный.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

И, ИИ, иИИ, ИИи, иииИ, иИиИ, ИиииИ.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Иры».

8. Определение места звука И в словах – игра «Звуковой поезд».

Дети размещают картинки со звуком И в три вагона:

- И в начале слова;

- И в середине;

- И в конце слова.

9. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква И».

Цели: 1. знакомство с буквой И;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы И, лист с изображением буквы И в правильных и неправильных вариантах, ослик Иа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук И.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука И.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук И – гласный звук.

4. Знакомство с буквой И.

- Мы сегодня познакомимся с буквой И.

- Чем отличаются звук от буквы? (звуки слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

а) чтение и заучивание стихотворения о букве И, рассматривание иллюстрации, буквы И;

Два столба на пути.

Чтобы вышла буква И,

Ты от левого столба

Вверх дорожку проведи.

б) на что похожа буква И;

в) рисование в воздухе буквы И – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы И в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

Массаж рук пружинками.

6. Игра «Найди правильную букву» (И) – предупреждение дизграфии.

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Звукобуквенный анализ сочетания: ИА.

- Ребята, к вам пришел ослик Иа. Он просит вас написать его имя.

9. Печатание буквы И в тетрадях.

10. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук М»

Цели: 1. четкое произнесение и характеристика звука М;

           2. определение места звука М в слове;

           3. закрепление понятия «твердый согласный»;

           4. развитие мелкой моторики, фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуком М, наборы для звукового анализа, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: ам-ом-им

                                   ом-им-ум

                                             ум-им-ам и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

а) отгадывание звуков А, И, У, О по артикуляционной позе;

б) произнесение: тихое – громкое;

в) характеристика этих звуков, обозначение;

г) игра «Эхо» (назвать последний звук): весна, тепло, бегу, иду, смотри, мухи, шуба, какаду, стекло, хочу, метро, девочки, ложка.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: дым, дом, гном, альбом, аквариум.

4. Знакомство со звуком М.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы сжаты, воздух частично идет в нос (вибрация);

   - характеристика: согласный (почему), твердый, обозначение.

5. Игра «Живые звуки» (АМ, ОМ, ИМ, УМ).

6. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука М в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук М):

- ум, ом, им, ым, мо, ми, ар, ур, ир, ру, мо, их, ох, лы, ми;

- иголка, дом, молоко, сок, помада, стекло, мёд, мышка, лук, альбом, метро, утюги, мак, шарики, дым, малыш, нос, сумка

7. Динамическая пауза.

С мячом – «Посчитай» (дом, гном, альбом).

8. Определение места звука М в словах – игра «Звуковой поезд».

Дети размещают картинки со звуком М в три вагона:

- М в начале слова;

- М в середине;

- М в конце слова.

9. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком М.  


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук МЬ»

Цели: 1. определять позицию звука МЬ в словах (начало, середина и конец слова);

            2. закрепление понятия «согласный мягкий звук»;

            3. дифференциация звуков М и МЬ;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком МЬ, наборы для звукового анализа, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: ми-ме-мя

                                   ме-мя-мю

                                             мя-мю-мё и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

а) активизация знаний о гласных звуках; их обозначение;

б) – С каким согласным звуком мы уже познакомились? (М)

Уточнение артикуляции, характеристика, обозначение.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: мел, мёд, мишка, мясо.

4. Знакомство со звуком МЬ.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы сжаты, воздух частично идет в нос (вибрация);

   - характеристика: согласный (почему), мягкий, обозначение.

5. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука МЬ в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук МЬ):

- им, ми, мо, ми, ас, ум, мя, ру, ме, их, ох, лы, ми;

- камень, дом, молоко, сок, помада, стекло, мёд, мышка, мишка, альбом, метро, утюги, мак, шарики, дым, малыш, нос, сумка

6. Динамическая пауза.

Массаж пальцев пружинками.

7. Дифференциация звуков М и МЬ – игра «День рождения Маши и Миши».

8. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком МЬ.  


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква М».

Цели: 1. знакомство с буквой М;

            2. закрепление понятий «твердый и мягкий согласный»,

            3. дифференциация понятий «звук – буква»,

            4. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,  

               мелкой моторики.

Оборудование: кассы, наборы для звукового анализа, тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы М.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: мука, молния, мечта, мышка, мишка, мелкий, молоко, мусор, милый, мёд, медсестра, машина.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звуков М и МЬ.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком. (А, О, И, У)

Звуки, которые нельзя петь, тянуть и громко крикнуть – согласные звуки.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки означаем синим цветом, мягкие – зеленым.

М – твердый согласный, МЬ – мягкий согласный.

Звуки М и МЬ «дружат» и обозначаются одной буквой – М.

4. Знакомство с буквой М.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве М, рассматривание иллюстрации буквы М;

Мостик в речку провалился,

В букву М он превратился.

б) на что похожа буква М;

в) рисование в воздухе буквы М – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы М в кассах (согласные располагаем слева).

 

5. Динамическая пауза.

Массаж рук шариками су-джок.

6. Анализ у доски слогов: АМ, ИМ, МИ (дети выполняют на месте)

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы М в тетрадях.

9. Итог.


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук С»

Цели: 1.четкое произнесение и характеристика звука С;

           2.определение места звука С в слове;

           3. закрепление понятия «твердый согласный»;

           4. развитие мелкой моторики, фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуком С, наборы для звукового анализа, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: ас-ос-ис

                                   ос-ис-ус

                                             ус-ис-ас и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

- Давайте вспомним, какие вы знаете гласные звуки (А, О, У, И)

- Каким цветом мы их обозначаем?

- А какие вы знаете твердые согласные? (М)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?

- Придумайте слова со звуком М.

- Какой вы знаете мягкий согласный? (МЬ)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?

- Придумайте слова со звуком МЬ.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: сок, сом, сухари, санки, сыр.

4. Знакомство со звуком С.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы в улыбке, язычок внизу, зубы почти сомкнуты, голосок спит, хол. струя воздуха;

   - характеристика: согласный (почему), глухой (голосок спит), твердый, обозначение.

5. Игра «Живые звуки» (АС, ОС, ИС, УС).

6. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука С в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук М):

- ус, ом, ис, ыс, мо, пи, ас, са, зы, ир, су, зо, ис, ох, сы, си;

- каска, сом, молоко, стол, зубы, стекло, мышка, нос, осы, альбом, стекло, Зоя, матрос, шарики, кокос, малыш, сумка, семечки

7. Динамическая пауза.

С мячом – «Посчитай» (сом, кокос, сумка).

8. Определение места звука С в словах – игра «Звуковой поезд».

Дети размещают картинки со звуком С в три вагона.

9. Игра «Исправь Звукоежку»

- Звукоежка съел последний звук С. Добавь его и скажи, что у тебя получилось:

НО… - ребенок: С, НОС

КОКО…-

АРИКО…-

МАТРО…-

ЛЕ…-

ПЁ…-

РИ…-

ПАРУ…-

ВКУ…-

КВА…-

ГОЛО…-

ТРУ…-

АРБУ…-

10. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это глухой звук или звонкий?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком С.  


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук СЬ»

Цели: 1. определять позицию звука СЬ в словах (начало, середина и конец слова);

            2. закрепление понятия «согласный мягкий звук»;

            3. дифференциация звуков С и СЬ;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком СЬ, наборы для звукового анализа, кассы, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: си-се-ся

                                   се-ся-сю

                                             ся-сю-сё и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

 – С каким твёрдым согласным звуком мы уже познакомились? (С)

Уточнение артикуляции, характеристика, обозначение.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: сел, сядь, сильный, сироп.

4. Знакомство со звуком СЬ.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы в сильной улыбке, язычок внизу, зубы почти сомкнуты, голосок спит, хол. струя воздуха;

   - характеристика: согласный (почему), глухой (голосок спит), мягкий, обозначение.

5. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука СЬ в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук СЬ):

- ис, си, со, си, ас, ум, мя, ру, се, ся, ось, зы, зи, усь, ша, сю;

- синий, стекло, шапка, зима, нос, носик, метро, золото, красивый, шарики, Сима, малыш, нос, сюда

6. Динамическая пауза.

а) Массаж пальцев пружинками.

б) Игра «Кукла и Таня»

Таня куклу мыла и сама мылась.

Таня куклу причесывала и сама…

Таня куклу одевала и сама …

Таня куклу обувала и сама…

Таня куклу купала и сама…

Таня куклу умывала и сама…

Таня куклу катала и сама…

7. Дифференциация звуков С и СЬ – игра «День рождения Сани и Симы».

8. Игра «Исправь Звукоежку»

- Звукоежка съел последний звук СЬ. Добавь его и скажи, что у тебя получилось:

ЛО… - ребенок: СЬ, ЛОСЬ

ГУ…-

РЫ…-

БОЮ…-

ВЕ…-

МОЮ…-

БРО…-

БОРЮ…-

БРЫ…-

КУПАЛА…-

ОДЕВАЛА…-

ОБУВАЛА…-

9. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком СЬ.  


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква С».

Цели: 1. знакомство с буквой С;

            2. закрепление понятий «твердый и мягкий согласный»,

            3. дифференциация понятий «звук – буква»,

            4. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,  

               мелкой моторики.

Оборудование: кассы, наборы для звукового анализа, тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы С.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: солнце, сяду, сироп, самовар, стул, седой, Сережа, Слава, семечки, светлый, светофор, сильный, сел, семь.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звуков С и СЬ.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком. (А, О, И, У)

Звуки, которые нельзя петь, тянуть и громко крикнуть – согласные звуки.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки означаем синим цветом, мягкие – зеленым.

С – твердый согласный, СЬ – мягкий согласный.

Звуки С и СЬ «дружат» и обозначаются одной буквой – С.

4. Знакомство с буквой С.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве С, рассматривание иллюстрации буквы С;

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

б) на что похожа буква С;

в) рисование в воздухе буквы С – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы С в кассах (согласные располагаем слева).

 

5. Динамическая пауза.

Массаж рук шариками су-джок.

6. Анализ у доски слогов: АС, УС, СИ (дети выполняют на месте)

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы С в тетрадях.

9. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...