Работа со звуками при ознакомлении с буквами я, ё, ю, е
консультация по русскому языку (1 класс)

Каракотина Наталия Эдвардовна

Анализ согласных звуков, стоящих перед буквами а-я, о-ё, э-е, у-ю для безошибоного выбора буквы при написании слогов и слов под диктовку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Многие дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слов на составляющие его звуки) и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением с соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).

Весь процесс усвоения звукового анализа можно разделить на два больших периода.

  1. Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:
  • выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
  • нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).
  1. Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа.

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
  • нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова);
  • полный звуковой анализ.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

  • сначала ребёнку говорят слово и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
  • далее ребёнок должен выделить этот, утрированно произнесённый звук, и назвать его изолированно, вне слова;
  • затем ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
  • и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

3. Соблюдение чёткой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.

4. Обозначение звука буквой, формирование зрительного образа буквы.

Как я работаю с гласными , которые влияют на предыдущий согласный, делая его мягким

  1. знакомство с буквами «я, ё, ю, е» и как они смягчают предыдущий согласный
  2. звуковой анализ и состав слогов  типа «согласный + а», «согласный + я» «ла, ля» (согласные, конечно же те, с которыми дети уже знакомы по программе)

ва [в а]     вя [в’ а]

ба [б а]      бя [б’ а]

на [н а]      ня [н’ а]

и так далее со всеми йотированными («мо, мё, ну, ню, вэ, ве» - это пример)

При разборе почему же буквы «я, ё, ю, е» делают предыдущий согласный мягким, мы говорим о том, что данные буквы состоят из двух звуков: согласный [й] (который всегда мягкий ) и звуки  [а] [о] [у] [э] соответственно. И именно звук [й] отдаёт свою мягкость предыдущему согласному , а сам исчезает. То есть выполнил свою роль и улетел.

  1.  Предупреждающие  диктанты  (сначала слушаем слово анализируем твёрдость - мягкость  согласного звука после которого слышим звуки [а] [о] [у] [э] и выбираем  букву «а» - «я» , «о»-«ё» и т.д.)
  2. Знакомимся с разделительным  ь на основе звукового сопоставления слов (семя, семья). Можно и другие пары слов, на Ваше усмотрение.
  3. Почему разделительный  Ь пишется в слове тоже на основе звукового анализа. При восприятии на слух ,если после мягкого согласного слышим звук [й] и следующий звук [а](и др.), тогда нужен разделительный  Ь.
  4. Знакомство с разделит. Ъ на примере (придём, подъём). Анализ аналогичный с разделительным мягким знаком.
  5. Анализ различия разделит. Ь и ъ на примере ( бьёт, объявление),  но лучше ( вьюн, объявление ).
  6. Для закрепления понимания различий даю слова с пропущенными буквами «ь, ъ» – сначала анализируем  слово устно, потом вставляем букву «ь,ъ» и записываем слова.
  7. Заключительным этапом проводится небольшой диктант с разделительными «ь,ъ».

Конечно же, данная работа проводиться должна на каждом уроке. За один урок сформировать данные компетенции невозможно. Учёба и труд всё перетрут. Желаю всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...