Работа со звуками при ознакомлении с буквами я, ё, ю, е
консультация по русскому языку (1 класс)
Анализ согласных звуков, стоящих перед буквами а-я, о-ё, э-е, у-ю для безошибоного выбора буквы при написании слогов и слов под диктовку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_slova.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слов на составляющие его звуки) и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением с соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).
Весь процесс усвоения звукового анализа можно разделить на два больших периода.
- Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:
- выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).
- Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова);
- полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
- сначала ребёнку говорят слово и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее ребёнок должен выделить этот, утрированно произнесённый звук, и назвать его изолированно, вне слова;
- затем ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
3. Соблюдение чёткой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.
4. Обозначение звука буквой, формирование зрительного образа буквы.
Как я работаю с гласными , которые влияют на предыдущий согласный, делая его мягким
- знакомство с буквами «я, ё, ю, е» и как они смягчают предыдущий согласный
- звуковой анализ и состав слогов типа «согласный + а», «согласный + я» «ла, ля» (согласные, конечно же те, с которыми дети уже знакомы по программе)
ва [в а] вя [в’ а]
ба [б а] бя [б’ а]
на [н а] ня [н’ а]
и так далее со всеми йотированными («мо, мё, ну, ню, вэ, ве» - это пример)
При разборе почему же буквы «я, ё, ю, е» делают предыдущий согласный мягким, мы говорим о том, что данные буквы состоят из двух звуков: согласный [й] (который всегда мягкий ) и звуки [а] [о] [у] [э] соответственно. И именно звук [й] отдаёт свою мягкость предыдущему согласному , а сам исчезает. То есть выполнил свою роль и улетел.
- Предупреждающие диктанты (сначала слушаем слово анализируем твёрдость - мягкость согласного звука после которого слышим звуки [а] [о] [у] [э] и выбираем букву «а» - «я» , «о»-«ё» и т.д.)
- Знакомимся с разделительным ь на основе звукового сопоставления слов (семя, семья). Можно и другие пары слов, на Ваше усмотрение.
- Почему разделительный Ь пишется в слове тоже на основе звукового анализа. При восприятии на слух ,если после мягкого согласного слышим звук [й] и следующий звук [а](и др.), тогда нужен разделительный Ь.
- Знакомство с разделит. Ъ на примере (придём, подъём). Анализ аналогичный с разделительным мягким знаком.
- Анализ различия разделит. Ь и ъ на примере ( бьёт, объявление), но лучше ( вьюн, объявление ).
- Для закрепления понимания различий даю слова с пропущенными буквами «ь, ъ» – сначала анализируем слово устно, потом вставляем букву «ь,ъ» и записываем слова.
- Заключительным этапом проводится небольшой диктант с разделительными «ь,ъ».
Конечно же, данная работа проводиться должна на каждом уроке. За один урок сформировать данные компетенции невозможно. Учёба и труд всё перетрут. Желаю всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Проверочная работа «Согласные звуки и буквы»
Урок русского языка в 1 классе...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...