Русский язык 1 класс Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шестопалова Валентина Ивановна

Тема урока: «Слог как минимальная произносительная единица»

Базовый учебник: УМК «Школа России», Русский язык 1класс Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Цель урока: Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове.

Планируемые результаты:

Предметные:
научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.


Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Метапредметные: познавательные оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык 1 класс

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Шестопалова Валентина Ивановна

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Тема урока: «Слог как минимальная произносительная единица»

Базовый учебник: УМК «Школа России», Русский язык 1класс Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Цель урока:
Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове.

Планируемые результаты:

Предметные:
 научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.


Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Метапредметные: познавательные оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять

Задачи:

образовательные:
 уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

воспитательные: уметь слушать и вступать в диалог, формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом, воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся, повысить познавательный интерес к предмету, развитие навыков и способностей критического мышления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способность рассуждать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 Методы и формы обучения учащихся: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Необходимое оборудование: учебник по русскому языку Канакина В.П. 1 класс, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация

Структура и ход урока

Этапы урока /

время

Основные цели этапа

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Что делает учитель

Что делают учащихся

Информационные ресурсы и инструментарий

Варианты работы

Формы оценивания

1.Орг. момент. Мотивация к деятельности

(3мин)

Создать положительную мотивацию для изучения темы, показать значимость материала для решения практических задач, заинтересовать учеников

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Проводит пальчиковую гимнастику.                                - Проверь, дружок,            Готов ли ты начать урок?     Все ль на месте, все ль в порядке: книжка,  ручка и тетрадка?                  Проверили? Садитесь!                С усердием трудитесь!                     –Все мы вместе одна классная семья. И я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли на этот урок.                – Выберите смайлик, покажите своё настроение.  Замечательно! Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.                             - А теперь все внимание на меня. Я приглашаю вас к новым знаниям в изучении такой сложной науки, как русский язык и хочу пожелать успехов в сегодняшней работе.                                         - Но сначала выполним пальчиковую гимнастику.          

 - Этот пальчик дедушка,                Этот пальчик бабушка,                  Этот пальчик папочка,                   Этот пальчик мамочка.                А где же я? Да вот же я?                            Наша дружная семья!

- Записываем число, классная работа.

Слушают

и выполняют упражнения пальчиковой гимнастики  

Выбирают смайлик настроения.

Выполняют движения физминутки

Выполняют запись в тетрадях.

Авторская презентация к уроку

Фронтальная

Устный опрос

2. Актуализация знаний

(5 мин)

ЭОР -1мин

Выявить уже имеющиеся знания или опыт учеников, на который будет опираться изучение новой темы. Совместно с учениками определить задачи, которые нужно будет выполнить на уроке

Чистописание (письмо буквы З (заглавной и строчной) в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов, предложения
(З, з, За, зл, Заяц. У зайца длинные уши)

Формулирует задания, с помощью загадки объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради:

Что это за зверь лесной,

Встал, как столбик,

под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.) 

В предложении подчеркните гласные (взаимопроверка).

Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадки:

1.На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладёшь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну конечно. Я …(пенал)

2.Белый камушек растаял

На доске следы оставил (мел)

3.Слаще меда, мягче пуха.

Отдохни!- всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (Лень)

4.Если ей работу дашь, Зря трудился карандаш. (Резинка)

5.Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

6.Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретёт. (Школа)

- На какие три группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу слов в отдельный столбик (из одного слога-мел, лень; из двух слогов-пенал, школа; из трёх слогов –резинка, кисточка).

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слогах)

- Откройте учебник на стр.31. Прочитайте тему.

-Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

Разгадывают загадку, выполняют задание по чистописанию

Ученик, отгадавший загадку, записывает отгадку на доске.

Записывают слова в три столбика

Высказывают свои предположе-     ния.

Авторская презентация к уроку

Индивидуальная

Работа в парах

Устные ответы, письменная работа в тетради

3. Изучение

нового материала

(15 мин)

ЭОР-5 мин

Осмысление и закрепление нового материала

(7 мин)

ЭОР – 4 мин

Организовать работу детей по изучению новой информации

Выполнить упр. 1,

с. 32. Сделать вывод. Самостоятельно придумать слова с одним, двумя и тремя слогами.

Словарная работа:

а) записать словарные слова по картинкам;

б) сосчитать количество слогов в словах;

в) провести взаимопроверку в парах.

Выполнить упр. 2,

с. 32

Физкультминутка

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков:      - Что такое слово?                        - Что такое слог?  

Слог-это один или несколько звуков, произнесённых одним дыхательным толчком.

 - Как узнать, сколько в слове слогов?

Подчеркните гласные в словах первого столбика. Сколько гласных в каждом из них? (по одной)

-Подчеркните гласные в словах второго столбика. Сколько гласных в каждом из них? (по две)

- Подчеркните гласные в словах третьего столбика. Сколько гласных в каждом из них? (по три)

-Так как же узнать количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных. Столько и слогов)

Физминутка для глаз

«Шарики воздушные»

https://www.youtube.com/watch?v=4fwJ3U9F1fg&list=PLpSaFM0mslZ3yyOw-KvqOn9kJ7mGCieDW&index=17 

Проводим опыт№1.                                              – Произнесите слово мама, приблизив ладошку ко рту. Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произношении этого слова? Сколько слогов в этом слове? А сколько гласных звуков? Повторить опыт со словами дом, урок, машина.

- Так как же узнать количество слогов в слове? Правило стр.32.

Картинный диктант

 Слайд презентации: карандаш, пенал, воробей, ворона, заяц. 

Контролирует написание словарных слов в тетрадь, деление слов на слоги, осуществляет выборочный контроль.

Формулирует задание, проводит беседу по вопросам

к упражнению, контролирует выполнение.                                  - Прочитайте. Сравните слова в столбиках. Что вы заметили?  - Чем отличаются слова во втором столбике от остальных?                                   - К каждому столбику подберите по два слова с таким же количеством слогов.   – Найдите трёхсложные слова. Запишите их, разделяя на слоги. Посмотрите в учебнике, как отделить один слог от другого.

Проводит физкультминутку.

« Слова и слоги»

Если произносится слово с одним слогом, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если с двумя слогами – приседают.

Шкаф, мел , шина, лес, аист, вода, дом, сон, клен, лист, река, утро, замок, кот, гора, кит, каша.

Выполняют упражнения, отвечают

на вопросы.

Подчеркиваютолько гласные

Самостоятельно выводят правило

Выполняют физминутку для глаз

Участвуют в проведении опыта.

Работают в парах

Записывают словарные слова, делят их на слоги
и проводят взаимопроверку.

Сравнивают слова в столбиках.

     Выполняют упражнение, отвечают
на вопросы

Выполняют движения по заданию физкультминутки

Авторская презентация к уроку

Что такое слог?

https://uchi.ru//teachers/cards/12269 

Считаем гласные

https://uchi.ru//teachers/cards/12274 

Прием с ладошкой №2

https://uchi.ru//teachers/cards/12273 

https://uchi.ru//teachers/cards/12272 

Словарные слова

Учим выделять слог

https://uchi.ru//teachers/cards/12271 

Фронтальная.

Индивидуальная

и работа в парах.

Индивидуальная, фронтальная

Индивидуальная, фронтальная

Работа в парах.

Устные ответы, записи

в тетради

Записи

в тетради.

Устные ответы, записи

в тетради

Устные ответы, записи

в тетради

4. Применение знаний в известных и новых условиях.

(10 мин)

ЭОР -2 мин

Организовать самостоятельную работу детей по применению новых знаний с самопроверкой

Выполнить упр. 3,

с. 33

Выполнить задание 4, с. 17 в рабочей тетради

  Формулирует задание, проводит беседу по вопросам

к упражнению, контролирует выполнение                                  - Рассмотрите рисунки. Произнесите каждое слово-название предмета.                       – Что вы заметили? Какой одинаковый слог есть в каждом слове?                             - Разделите слова на слоги. Сколько слогов в каждом слове?                                           - Прочитайте, на что нужно обратить внимание.                     – Из каких звуков могут состоять слоги?

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради.                         - Соедините линиями буквосочетания и слова –названия животных.                   – Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Выполняют упражнение, отвечают
на вопросы

Читают правило «Обрати внимание!»

Выполняют задания в рабочих тетрадях

Авторская презентация к уроку

Индивидуальная, фронтальная

        Индивидуальная

Устные ответы

Задание

в рабочей тетради

5.Итог урока.

Контроль и обратная связь (5 мин)

ЭОР-3 мин

Рефлексия

Организовать рефлексию

Обобщить полученные знания и умения, проверить, решены ли поставленные задачи, достигнуты ли цели урока

Проводит беседу по вопросам:

– Что такое слог?                               - Как определить количество  слогов в слове?                                                         - Что нового вы узнали?                          - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? –             - Вы хорошо поработали! Оцените свои достижения на уроке                                           - Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик.             - Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик.                                      - Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик -грустный.

По желанию пройдите дома тесты и  задания. ЯКласс Слог.Рус.яз 1кл.: уроки,тесты задания

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/1-klass/slog-i-slovo-6082672/slog-6080960                            - Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке и свои достижения

(смайлики)

Авторская презентация к уроку

https://uchi.ru//teachers/cards/12270 

Из чего состоит слог?

 

Фронтальная

Оценивание

работы на уроке

Продолжительность урока 45 мин. Время, отведенное на ЭОР -15 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный диктант по русскому языку в картинках 2 класс

Презентация  по русскому языку для 2 класса в картинках.Есть задание после написания и проверка...

Русский язык.Технологическая карта

Технологическая карта по русскому языку. Тема: Род имени существительного....

Русский язык. Технологическая карта урока Повторение изученного в 1 классе

Данная методическая разработка урока русского  языка по теме "Повторение изученного в 1 классе" УМК "Школа России"...

УМК 21 век. 4 класс. Русский язык. Технологическая карта урока по теме " Связь слов в словосочетании. Управление"

Это технологическая карта открытого урока ( районный методист). Тема урока -  " Связь слов в словосочетании. Управление." Отзыв положительный....