Конспект урока по русскому языку Тема урока «Род имён прилагательных» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема урока «Род имён прилагательных»
3 класс
Цель - научиться определять род имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sipratova_o.i.docx | 195.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема урока «Род имён прилагательных»
3 класс
Выполнила:
Сипратова Оксана Игоревна
учитель начальных классов
без квалификационной категории
МБОУ «Лицей №2» г.о. Ступино
Тема урока «Род имён прилагательных»
Цель - научиться определять род имён прилагательных.
Задачи:
1.Формировать умение распознавать имена прилагательные в речи; определять род имён прилагательных по составленному алгоритму.
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность.
3.Воспитывать настойчивость при выполнении учебных задач, воспитывать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять род имён прилагательных по составленному алгоритму.
Метапредметные: познавательные: уметь определять род имен прилагательных по алгоритму, находить имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания; регулятивные: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать и уважать мнение других участников учебного процесса, уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свои позиции.
Личностные: иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа.
Тип урока - открытие новых знаний.
Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал.
I. Этап мотивации к учебной деятельности.
Приветствие учащихся, проверка их готовности к началу урока.
Необычное приветствие «Здравствуйте!»:
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Минутка чистописания.
- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное).
- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? (Ответы учащихся).
Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.
- В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. С какой частью речи связано имя прилагательное? (Имя прилагательное связано с именем существительным).
- Как вы думаете, для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (Ответы учащихся).
- Каким бы был русский язык без данной части речи? (Ответы учащихся).
III. Постановка учебной задачи.
- Послушайте предложения и найдите в них словосочетания «имя существительное + имя прилагательное». Запишем эти словосочетания (1 учащийся выполняет задание у доски).
Мама приготовила на ужин вкусный пирог. В нашем саду растёт вкусная малина. Какое вкусное молоко!
Вкусный пирог. Вкусная малина. Вкусное молоко.
- Посмотрите на записанные словосочетания. Какую особенность вы заметили? (Одинаковое имя прилагательное).
- Верно. Имя прилагательное везде имеет одинаковое значение, но одинаково ли оно написано? Почему? (Разные окончания. Разный род).
Проблемный вопрос:
- Как можно определить род имени прилагательного? (Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу).
- Давайте поработаем со словосочетаниями. Обозначьте род имени существительного, покажите зависимость между словами, обозначьте род имени прилагательного. Выделите окончание. (1 учащийся выполняет задание у доски).
- Откройте стр. 148-149 «Орфографический словарь» в учебнике. По данному образцу составим еще ряд словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Я предлагаю вам имя прилагательное «красивый», а вы должны выбрать из словаря подходящие имена существительные разного рода. (1 учащийся выполняет задание у доски).
Наглядный материал на доске.
- Обозначьте род имени существительного, покажите зависимость между словами, обозначьте род имени прилагательного. Выделите окончание. (1 учащийся выполняет задание у доски).
- Итак, сделаем вывод. От чего зависит род имени прилагательного? (Форма рода имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано по смыслу).
- Откроем страницу 72 в учебнике и проверим себя.
IV. Формирование новых умений и понятий.
- Стр. 72. Прочитайте тему урока.
- На этой же странице найдите правило (чтение про себя, вслух).
- Прочитав правило, мы с вами подтвердили наше утверждение, что форма рода имён прилагательных зависит от рода имён существительных, с которыми они связаны? (Ответы учащихся).
- Верно. Молодцы!
- Рассмотрим таблицу на стр. 73 «Изменение имён прилагательных по родам».
Наглядный материал на доске.
- В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам? (В форме единственного числа).
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского, женского и среднего рода? (какой? какая? какое?)
- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего рода? (Ответы учащихся, исходя из вопросов).
- Как вы думаете, от чего будет зависеть окончание имён прилагательных? (От вопроса).
- Окончания имён прилагательных мы будем проверять по окончаниям вопросов. Они всегда ударные. Какое окончание в вопросе, такое и в имени прилагательном. Но могут быть различные варианты. Это надо выучить!
- Давайте вместе составим алгоритм определения рода имени прилагательного.
Алгоритм:
1. Найти имя прилагательное.
2. Найти имя существительное, от которого имя прилагательное зависит, с которым оно связано по смыслу.
3. Определить род этого имени существительного.
4. В каком роде имя существительное – в таком же роде и имя прилагательное.
- Данным алгоритмом мы будем пользоваться при выполнение следующих упражнений. Запомните его!
Физкультминутка.
- Сейчас давайте немного отдохнём и разомнёмся.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Закрепление нового материала.
Учебник стр.73 упр.126.
- Прочитайте задание к упражнению? Что необходимо сделать? (Ответы учащихся).
- Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. - Обозначьте род имени существительного, покажите зависимость между словами, обозначьте род имени прилагательного. Выделите окончание.
Детск... (рисунок, комната, пальто).
Золот... (ключ, рожь, кольцо).
Индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).
№1 (высокий уровень).
Из данных слов составить и записать предложения, определить род имён прилагательных.
ранняя, пришла, весна.
солнышко, последний, согнало, яркое, снег.
на, цветок, расцветает, поляне, нежный.
подснежник, это.
№2 (средний уровень)
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род имён прилагательных..
Пришла ………… весна.
…………. солнышко согнало …………. снег.
На поляне расцветает …………… цветок.
Это подснежник.
Слова для справок: последний, ранняя, нежный, яркое.
№3 (низкий уровень)
Спиши текст и определи род имён существительных и имён прилагательных.
Пришла ранняя весна. Яркое солнышко согнало последний снег. На поляне расцветает нежный цветов. Это подснежник.
Проверка.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Читаем по предложениям, называем род имён существительных и имён прилагательных. Будьте внимательны! Если есть замечания, поднимайте руку.
VI. Итог урока, оценивание знаний учащихся
- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).
- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).
- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По имени существительному).
- Назовите точный алгоритм по определению рода имени прилагательного.
Алгоритм:
1. Найти имя прилагательное.
2. Найти имя существительное, от которого имя прилагательное зависит, с которым оно связано по смыслу.
3. Определить род этого имени существительного.
4. В каком роде имя существительное – в таком же роде и имя прилагательное.
VII. Рефлексия.
Оценочный лист достижений.
- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?
- За что бы ты похвалил себя?
- Кто испытывал трудности? В чем?
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п" 4 класс
Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс
Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс
Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: формирование умении определять число имён прилагательных; развитие умении составлять словосочетания «имя...
Конспект урока по русскому языку на тему "Род имён прилагательных" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о родах имен прилагательных в единственном числе. Планируемые результаты: Предметные: - Знать: правило определения рода имён прила...