Наблюдение над использованием в речи синонимов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку "Наблюдение над использованием в речи синонимов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наблюдение над использованием в речи синонимов | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 «В» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Наблюдение над использованием в речи синонимов |
Педагогическая цель | Познакомить с понятием «синонимы»; распознавать среди данных пар слов синонимы;работать со словарями синонимов в учебнике; находить нужную информацию о слове в этих словарях; анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся распознавать среди данных пар слов синонимы; подбирать к слову синонимы; знакомиться с этимологией слов синоним; работать со словарями синонимов в учебнике; находить нужную информацию о слове в этих словарях; анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. |
Личностные результаты | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности. Познавательные:освоение умения находить синонимы в тексте. Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Основные понятия и термины | Слово, лексическое значение слов,синонимы. |
Методы, формы работы | Словесный, практический, наглядный; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, учебник русского языка (В. П. Канакина ) 2 класс 1 часть. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте ребята! - Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Владимировна. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Проверим готовность к уроку! - Каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, все ли лежит у него не парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневник. - Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания. Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письмо. | Пальчиковая гимнастика. Оформление рабочей страницы в тетради. | - А начнём с пальчиковой гимнастики. Повторяйте за мной. На двери висит замок, (пальцы ритмично соединяются в замок) Кто его открыть бы смог? (несколько раз) Потянули, потянули (руки тянутся в разные стороны) Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами) Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями) И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны). - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, «Классная работа». -Помним, что в слове «классная» удвоенная буква «с». Сегодня 8 октября. | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь. |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, отгадав загадку, вы узнаете, какие буквы мы будем прописывать. Сл. 1 В снежном поле, - Как вы думаете,написание какой буквы мы сегодня закрепим?(Кк) - Обратите внимание на написание заглавной и строчной букв Кк. - Какое соединение между буквами? (Среднее с секретиком) - Пропишите сочетание заглавной и строчной букв К,к до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон. - Посмотрите на доску, что вы видите?(Буквосочетание Кл, ок) - Назовите какое соединение у буквосочетания Кл? (среднее соединение) - Запишите на новой рабочей строке буквосочетания Кл, ок, чередуя до конца рабочей строки. - Назовите какое соединение у буквосочетания ок? (Среднее с секретиком) | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
Словарная работа (обобщение ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словарным словом) | - А сейчас проведем словарную работу. И повторим ране изученные словарные слова. - С красной строки с большой буквы в тетради запишите слово Словарь: Сл. 2 - Итак, посмотрите на доску и отгадайте, что изображено на картинке. Лопата - ударение падает на второй слог, на гласную «а», безударная непроверяемая гласная «о» в первом слоге. Ягода – ударение падает на первый слог, на гласную «я», безударная непроверяемая гласная «о» в первом слоге и в третьем «а». Яблоня- ударение падает на первый слог, на гласную «я», безударная непроверяемая гласная «о» во втором слоге. Яблоко - ударение падает на первый слог, на гласную «я», безударная непроверяемая гласная «о» во втором и в третьем слоге. Береза - ударение падает на второй слог, на гласную «ё», безударная непроверяемая гласная «е» в первом слоге. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым словарным словом. Карточка. Осина - Ребята как вы понимаете значение слова Осина? Осина – это вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. - Произнесите слово, определите сколько слогов в этом слове? (3 слога) - На какой слог падает ударение? (На 2-й слог, на гласную «и») - Прочитайте это слово орфоэпически? - Прочитайте слово орфографически? (Осина) - Объясните, какая разница в произношении и написании? (В первом слоге слышим «а», а пишем «о») - В слове осина нужно запомнить безударную непроверяемую гласную «о» в первом слоге. - Какую букву можно проверить и почему? («о», потому что слышится «а», а пишется «о»). - Как проверить эту букву? ( Необходимо поставить это слово во множественное число «Осины») - Итак, в слове осина ударение падает на 2-й слог на гласную «и», безударная непроверяемая гласная «о» в первом слоге. - Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите гласную, которую надо запомнить. | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически; Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом. | |
Работа с предложением (синтаксический разбор) | - Составим предложение со словом коньки. Сл. 3 Ваня кушал яблоко. - Запишите это предложение в тетрадь. (С комментированием) - Подчеркните орфограммы в словах. - О чем говорится в этом предложении? (В этом предложении говорится о Ване. (Кто?)Ваня - это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено существительным) - Что говорится о Ване? (Ваня что делал? – кушал) – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом) - Мы сейчас что сделали? -Мы подчеркнули грамматическую основу предложения. | Определяет учебную задачу и контролирует ее выполнение всеми учениками. | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. | |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | Сл. 4 - Ребята, посмотрите на доску. - Что вы видите? (Слова) - Ребята, вам необходимо найти близкие по смыслу слова. Отважный – храбрый Трусливый – боязливый Воин - солдат - Можно ли назвать эти слова родственными? (Нет) - Почему? (Потому что они разные по написанию) - Что общего у всех этих слов?( это слова близкие по значению) - Прочитайте еще раз близкие по значению слова. - Мы с вами подобрали слова близкие по значению, но разные по написанию. - Как же называются такие слова? (Ответы учащихся) - На этот вопрос мы сегодня с вами и ответим. | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию. Задает вопросы. | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. |
Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, о каких словах мы сегодня с вами будем говорить на уроке?(О словах близких по значению и различных по написанию). - Откройте учебник на стр. 52 –ой и прочитайте тему нашего урока. -Какие задачи поставим перед собой? - Узнать, что такое «синонимы»; - Научитьсянаходить синонимы в тексте; - Использовать синонимы в речи. - Ребята, давайте больше узнаем о синонимах. В этом нам поможет учебник. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. | |
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Открытие нового знания (Упр. 66 стр. 52) | - Посмотрите в учебник на стр. 52-ой. Найдите упражнение 66-е. - Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (Прочитать. Найти в предложении слова, близкие по значению ,которые обозначают одно и тоже: источник, текущий и глубины земли. Одинаково или по разному они произносятся? Спишите. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.) - Прочитайте стихотворение. Скажи «родник» - И вот возник, Бежит в зелёной чаще Веселый ключ журчащий. А. Барто - Найти в предложении слова, которые обозначают одно и тоже: источник, текущий и глубины земли. («Родник», «Ключ») - Докажите, эти слова обозначают одно и тоже или нет? (Родник – это источник, по другому ключ, криница, естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой. Ключ – это тоже самое что и родник). - Как произносятся и пишутсяэти слова, одинаково или по разному? (По разному) - Спишите текст. Не забывайте, что каждая строчка стихотворного текста пишется с большой буквы с новой строки. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет. Вывод:В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Такие слова называются синонимами. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Знакомство с правилом (учебник страница 52) | - Ребята, а сейчас мы убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 52-ой. -Поставьте пальчик на правило. Читаем вместе, громко, чётко. В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами. - Какие слова называются синонимами? (Одинаковые по смыслу, но разные по значению) - Приведите примеры синонимов, смотрите на правило. (Родник, ключ, храбрый, смелый, работать, трудиться) Вывод: синонимы – это наши большие друзья и помощники. Они близкие по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления. Синонимы делают нашу речь яркой и интересной, но важно знать, чем они отличаются. | Знакомит с правилом, задает вопросы, делает выводы. | Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. | |
Физминутка. | Мы потопаем ногами, Мы похлопаем руками, Покиваем головой, Верх посмотрим над собой. Руки вверх мы поднимаем, А теперь их опускаем. И тихонечко садимся. | Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. | Обучающиеся повторяют движения за учителем. | |
Упражнение 67 стр. 53 (Под руководством учителя, коллективно) | - Посмотрите на упражнение 67- е. Прочитайте задание. - Что вам необходимо выполнить? (Прочитать. Каким научным словом можно назвать слова каждой группы? Какие из данных слов вы часто слышите в речи? Спишите любую группу слов). - Прочитайте группу слов. Родина, Отчизна, Отечество. Мир, спокойствие, дружба, согласие. Ловкий, проворный, шустрый, юркий. Разговаривать, беседовать, общаться. - Как одним словом можно назвать слова каждой группы?(Синонимами) - Что такое родина? (Родина –это родная страна, место рождения) - Что такое мир? (Мир – это отсутствие вражды, войны) - Как вы понимаете, слово - ловкий? (Ловкий – имеющий физическую сноровку) - Как вы понимаете слово - разговаривать? (Разговаривать – вести разговор, беседовать) - Какие из данных слов вы часто слышите в речи?(Ответы учащихся) - В речи мы часто слышим почти все эти слова. - Спишите любую группу слов.(С комментированием). ВЫВОД:в русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, такие слова называются синонимами | Формулирует учебную задачу, объясняет алгоритм выполнения упражнения, следит за выполнением упражнения. | Воспринимают учебную задачу, выполняют упражнение под руководством учителя. | |
Упражнение 68 стр.53 (Под руководством учителя, коллективно) | .- Найдите упражнение 68- е. Прочитайте задание. - Что вам необходимо сделать? (Прочитать. Доказать, что слова каждой пары являются синонимами. Составить предложения со словами любой пары синонимов. Записать одно из них) - Прочтите эти пары слов. Рисунок – узор Бежать – мчаться Красный – алый - Докажите, что слова каждой пары являются синонимами. - Рисунок– это изображение на плоскости. - Узор – это рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. - Бежать – усиленно скоростным движение, быстро перебирая ногами. - Мчаться – очень быстро перемещаться. - Красный – цвет - Алый – ярко-красный цвет. - Почему слова каждой пары являются синонимами? (Потому что имеют близкие лексические значения). - Составьте предложение со словами любой пары синонимов. (Сильный мороз за ночь нарисовал белоснежные узоры на окнах. На стене висит рисунок Саши.) ВЫВОД:в русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, такие слова называются синонимами. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
Игра «Найди пару слов». | - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди пару слов». - Я буду называть пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы не хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Лес – лесник Стена – потолок Кот- котик Сад – садовый Обед – стол Гриб – грибник Парта – ручка Помидор – томат Учебник – пенал Ребенок – малыш Влажный – сухой Гигантский - большой - Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Вывод: в русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, такие слова называются синонимами. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу. | Воспринимают задачу, выполняют задание в соответствии с инструкцией, повторяют материал предыдущих уроков. | |
Самостоятельная работа (работа с тестом) | - А теперь определим, насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы. - У вас на столах лежат карточки, возьмите их. Подпишите в правом верхнем углу свою фамилию и имя. - Вам необходимо прочитать задание и отметить галочкой синоним подходящий к предложенным словам. Понятно задание? Приступайте к работе. Кто выполнит работу поставьте руку на локоток. 1. Отметить галочкой синоним к слову красный
2. Отметить галочкой синоним к слову бежать
3. Отметить галочкой синоним к слову друг
4.Отметить галочкой синоним к слову огонь
5. Отметить галочкой синоним к слову мокрый
Проверка и вывод: Проведем проверку. Я называю задание, а вы поднимаете руку и называете правильный ответ. У кого правильно, то ставит рядом «+», у кого не правильно, ставит рядом «-». | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, закрепляют изученное. | |
VI. Итог урока. Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Обобщающая беседа, | - Ребята, скажите, что такое синонимы?(Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие) - Приведите примеры синонимов. (Родник – ключ; воин- солдат; храбрый - смелый) - Какие задачи ставили в начале урока?(Познакомиться с понятием «синонимы»; Научиться находить синонимы в тексте;Использовать синонимы в речи). | Задает вопросы учащимся с целью актуализации, систематизации и закрепления изученного материала. | Отвечают на вопросы учителя; систематизируют и закрепляют изученный материал. |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнюю работу. Стр. 69 стр. 53 | Комментирует домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник домашнее задание. | |
Рефлексия | - Ребята, если вы узнали что-то новое для себя и вам на уроке было интересно и весело и вы поняли нашу тему урока, то поднимите, пожалуйста ладошку. Если у вас остались вопросы и было трудно на уроке. Поднимите, пожалуйста кулачок. Оцените свою деятельность. | Ставит перед учащимися учебную задачу выбрать квадратики соответствующие их деятельности на уроке. | Анализируют свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Воспроизведение знаний о частях речи. Использование в речи группы слов на тему «Ярмарка»
Урок русского языка....
Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы"
Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы" может использоваться на уроках для изучения и закрепления учебного материала....
Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"
Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...
Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""
Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"
Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"...
наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов
открытый урок...
план-конспект Использование в речи устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи) 4 класс
Выполнят орографическую работу , вспомнят что такое фразеологизмы и устаревшие слова....