наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Предметная область: Русский язык, 2 класс. Лексика.
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок закрепления знаний
Тема: «Наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов»
Цель: формировать представление о синонимах и антонимах, их роли в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи.
Методы обучения: системно-деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Вид обучения: проблемный.
Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, презентация
Ход урока
- Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
Всем говорю я: «Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём ВЫ и Я!»
- Предлагаю познакомиться. Меня зовут Дарья Сергеевна. Я проведу у вас урок русского языка.
- Девочки, дружно и радостно назовите каждая свое имя.
- Мальчики, назовите свое имя бодро и весело.
Видеофрагмент из мультфильма «Ах и Ох». (Слайд 1)
- Предлагаю вам познакомиться с героями одного мультфильма. Постарайтесь запомнить их имена.
- Как звали главных героев? (Ах и Ох.)
- Верно. Какой герой вам больше понравился и почему?
2.Самоопределение к деятельности.
- Будьте и вы на уроке трудолюбивыми, активными и бодрыми, как Ах!
-Чтобы определить тему урока, выполните 1 задание на рабочих листах.Решите примеры.1 вариант – расположите слоги в порядке возрастания ответов, 2 в. – в порядке убывания. Полученные слова и будут темой урока.
1 вариант
2 вариант
70 + 7 | 10 + 26 | 20 + 80 | 25 + 35 |
то | мы | ан | ни |
84 - 60 | 76 - 60 | 95 -15 | 93 - 20 |
но | си | мы | ни |
_________________________ _______________
- Оценивать свои ответы будете с помощью знаков + и -, которые лежат у Вас на парте.
- Какие слова получились?
-Тема урока…
- Сформулируйте вопросы по теме урока, используя опорные слова:
1.Что …?
2. Для чего … ? (на доске)
- Кто может ответить на вопрос «Что такое синонимы?» (табличка близкие) (покажите +)
- Кто может ответить на вопрос «Что такое антонимы?» (табличка противоположные) (покажите -)
- На уроке мы будем учиться различать синонимы и антонимы, находить их в словарях и умело употреблять в своей речи.
3. Работа по теме урока
1.Работа с текстом из рабочей тетради (Все задания оставить как там)
-Найдите на рабочих листах 2 задание.
-Прочитайте текст и дайте характеристику героям.
Жили были два соседа : Ах и Ох. Ах был всегда весёлый, а Ох – грустный. Ах делал всё очень быстро . Ох всё делал медленно и постоянно вздыхал. Часто он просто лежал в кровати и смотрел в потолок. Ах радовался ,когда к нему приходили гости . Ох огорчался, что к нему никто не заходит.
- Схожи ли характеры у героев?
-Почему с Охом никто не хочет дружить?
-Герои противоположные , и слова, которые их характеризуют противоположные по смыслу.
-Как мы называем такие слова? (антонимы)
-Возьмите карандаш и подчеркните антонимы в тексте.
-Прочитайте антонимы. (Проверка знаками)
- У кого так же? (+,-)
-Антонимы помогают раскрыть противоположности, обогащают нашу речь.
Физминутка
Так вот пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …близко
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …пол
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …нашёл
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай … конец.
- Предлагаю Вам еще одну игру « Собери пословицу» (показ)
-Работая в парах, соберите три пословицы. Работайте дружно!
Дети зачитывают пословицы.
- Труд кормит, а лень портит. (О героях)
- Легко друзей найти, да трудно сохранить. ( Кому легче найти друзей : Аху или Оху)
- Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник. (Про кого)
- Найдите в пословицах антонимы.
Проверка. (Здесь ловушка. В одной из пословиц синонимы ЛОДЫРЬ-БЕЗДЕЛЬНИК)
-Прочитаем лексическое значение слова лодырь в толковом словаре.
- А как еще можно назвать бездельника? (лентяй). Проверим по словарю синонимов. Какому из героев мультфильма подходят такие характеристики?
Задание по вариантам.
Пользуясь словарем,(по одному на листах,на доске 2) выберите и запишите по одному синониму к словам:
аккуратный ,
отважный ,
веселый ,
добрый ,
Антонимы более точно передают мысли, обогащают словарный запас .
- А теперь предлагаю игру «Комплимент». Сделайте комплимент однокласснику или однокласснице. Слова не должны повторяться.
- Я вижу, в вашем классе дружные, веселые и добрые ребята!
- Вернемся к героям мультфильма. От скуки, от лени, от одиночества Ох заболел. Посмотрите отрывок, и скажите, кто спас его от беды, от скуки и хандры?
Работа с текстом. ( 4 задание)
-На рабочих листах найдите 4 задание.
-Прочитайте текст и найдите слово, которое часто повторяется.
Друзья пришли на помощь Оху. Друзья подмели пол , вымыли посуду. Ох был рад, что у него появились друзья.(чтение вслух одним учеником)
-Как избежать повтора слов?
-Найдите в словаре синонимов синонимы к слову друзья.
-Прочитайте.
-Возьмите карандаш . Прямо в тексте замените слова друзья синонимами.
-Прочитайте получившийся текст .
-Изменился ли смысл предложений?
-Синонимы помогают избежать повторов.
-Вспомните вопросы по теме урока .
-Кто может ответить на 2 вопрос? (+,-) (речь становится точной, яркой, выразительной)
- Ах, какие Вы молодцы! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы"
Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы" может использоваться на уроках для изучения и закрепления учебного материала....
Употребление синонимов и антонимов в русском языке.
Синонимы и антонимы русского языка....
Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""
Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....
Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.
Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.Формировать умение правильно подбирать синонимы.Заинтересовать учебным материалом по данной теме.Развивать навыки фонематического ана...
Употребление синонимов и антонимов в речи
Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию комм...
Употребление синонимов и антонимов в речи
Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию комм...
Наблюдение над использованием в речи синонимов
Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку "Наблюдение над использованием в речи синонимов"...