наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Казарян Дарья Сергеевна

открытый урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx75.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: Русский язык, 2 класс. Лексика.

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок  закрепления знаний

Тема:  «Наблюдение за употреблением в речи синонимов и антонимов»

Цель: формировать представление о синонимах и антонимах, их роли в речи.

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем,  сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи.

Методы обучения: системно-деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Вид обучения: проблемный.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Всем говорю я: «Здравствуйте!

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нём ВЫ и Я!»

- Предлагаю познакомиться. Меня зовут  Дарья Сергеевна. Я проведу у вас урок русского языка.

- Девочки, дружно и радостно назовите каждая свое имя.

- Мальчики, назовите свое имя бодро и весело.

 

 Видеофрагмент из мультфильма «Ах и Ох».  (Слайд 1)

- Предлагаю вам познакомиться с героями одного мультфильма. Постарайтесь запомнить их имена.

- Как звали главных героев? (Ах и Ох.)

- Верно. Какой герой вам больше понравился и почему?

2.Самоопределение к деятельности.

- Будьте и вы на уроке трудолюбивыми, активными и бодрыми, как Ах!

-Чтобы определить тему урока,  выполните 1 задание на рабочих листах.Решите примеры.1 вариант – расположите слоги в порядке возрастания ответов, 2 в. – в порядке убывания. Полученные слова и будут темой урока.

        1 вариантC:\Users\1\Desktop\ах.jpg

                                                                                                   2 вариант                                        

70 + 7

10 + 26

20 + 80

25 + 35

  то

мы

ан

ни

84 - 60

76 - 60

95 -15

93 - 20

но

си

мы

ни

 

                                                             _________________________                                                 _______________

C:\Users\1\Desktop\Ох.jpg

- Оценивать свои ответы будете  с помощью знаков + и -, которые лежат у Вас на парте.

-  Какие слова получились?

-Тема урока…

- Сформулируйте вопросы по теме урока, используя опорные слова:

1.Что …?

2. Для чего … ?  (на доске)

- Кто может ответить на вопрос «Что такое синонимы?» (табличка близкие) (покажите +)

- Кто может ответить на вопрос «Что такое антонимы?» (табличка противоположные) (покажите -)

- На уроке мы будем учиться различать синонимы и антонимы, находить их в словарях и умело употреблять в своей речи.

3. Работа по теме урока

1.Работа с текстом из рабочей тетради (Все задания оставить как там)

-Найдите на рабочих листах 2 задание.

-Прочитайте текст и дайте характеристику героям.

Жили были два соседа : Ах и Ох. Ах был всегда весёлый, а Ох – грустный. Ах  делал всё очень быстро . Ох всё делал медленно и постоянно вздыхал. Часто  он просто лежал в кровати и смотрел в потолок. Ах радовался ,когда к нему приходили гости . Ох огорчался, что к нему никто не заходит.

- Схожи ли характеры у героев?

-Почему с Охом никто не хочет дружить?

-Герои   противоположные , и слова, которые их характеризуют противоположные по смыслу.

-Как мы называем такие слова? (антонимы)

-Возьмите карандаш и подчеркните антонимы в тексте.

-Прочитайте антонимы. (Проверка знаками)

- У кого так же? (+,-)

-Антонимы помогают раскрыть противоположности, обогащают нашу речь.

Физминутка

Так вот  пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь … низко

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …близко

Скажу я слово потолок,  

А ты ответишь …пол

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты …нашёл

Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …
храбрец

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай …  конец.   

- Предлагаю Вам еще одну игру « Собери пословицу» (показ)

-Работая в парах, соберите три пословицы. Работайте дружно!

 Дети зачитывают пословицы.

  1.  Труд кормит, а  лень портит.  (О героях)
  2. Легко друзей найти, да трудно сохранить. ( Кому легче найти друзей : Аху или Оху)
  3. Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник. (Про кого)

- Найдите в пословицах антонимы.

Проверка. (Здесь ловушка. В одной из пословиц синонимы ЛОДЫРЬ-БЕЗДЕЛЬНИК)

-Прочитаем лексическое значение слова лодырь в толковом словаре.

- А как еще можно назвать бездельника? (лентяй). Проверим по словарю синонимов. Какому из героев мультфильма подходят такие характеристики?

Задание по вариантам.

Пользуясь словарем,(по одному на листах,на  доске 2) выберите и запишите по одному синониму к словам:

аккуратный ,

отважный ,

веселый ,

добрый ,

Антонимы  более точно передают мысли, обогащают словарный запас .

- А теперь предлагаю игру «Комплимент». Сделайте комплимент однокласснику или однокласснице. Слова не должны повторяться.

- Я вижу, в вашем классе дружные, веселые и добрые ребята!

- Вернемся к героям мультфильма. От скуки, от лени, от одиночества Ох заболел. Посмотрите отрывок, и скажите, кто спас его от беды, от скуки и хандры?

Работа с текстом. ( 4 задание)

-На рабочих листах найдите 4 задание.

-Прочитайте текст и найдите слово, которое часто повторяется.

 

Друзья пришли на помощь Оху. Друзья подмели пол , вымыли посуду.  Ох был рад, что у него появились друзья.(чтение вслух одним учеником)

-Как избежать повтора слов?

-Найдите в словаре синонимов синонимы к слову друзья.

-Прочитайте.

-Возьмите карандаш . Прямо в тексте замените слова друзья синонимами.

-Прочитайте получившийся текст .

-Изменился ли смысл предложений?

-Синонимы помогают избежать повторов.

-Вспомните вопросы по теме урока .

-Кто может ответить на 2 вопрос? (+,-)  (речь становится точной, яркой, выразительной)

- Ах, какие Вы молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы"

Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы" может использоваться на уроках для изучения и закрепления учебного материала....

Употребление синонимов и антонимов в русском языке.

Синонимы и антонимы русского языка....

Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""

Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....

Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.

Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.Формировать умение правильно подбирать синонимы.Заинтересовать учебным материалом по данной теме.Развивать навыки фонематического ана...

Употребление синонимов и антонимов в речи

Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию комм...

Употребление синонимов и антонимов в речи

Урок для учащихся 4 класса "Употребление синонимов и антонимов в речи" составлени в соответствии с требованиями ФГОС. Групповая деятельность, примененная на уроке, способствует развитию комм...

Наблюдение над использованием в речи синонимов

Технологическая карта урока во 2 классе  по русскому языку "Наблюдение над использованием в речи синонимов"...