Слогообразующая роль гласных.
план-конспект урока по русскому языку
В данной разработке представлен речевой материал для обучающихся 2-3 классов.
Основная цель - сформировать умение у обучающихся делить слова на слоги, определять количество слогов.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить значение понятия слог, как части слова.
-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.
-обогащать словарный запас.
-развивать функции словоизменения, словообразования.
-развивать орфографическую зоркость.
Коррекционные:
-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
-развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.
-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Учителя русского языка и литературы Круглова Н.В.
ГБОУ школа №___ ___________________ района Санкт-Петербурга.
Тема занятия | Тип занятия. Изучение нового материала Класс 2 «А» | ||||
Тема: Слогообразующая роль гласных. | |||||
Цель: Обучение делению на слоги с опорой на гласные. | |||||
Задачи: Образовательные: -закрепить значение понятия слог, как части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -обогащать словарный запас. -развивать функции словоизменения, словообразования. -развивать орфографическую зоркость. Коррекционные: -развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. -развитие познавательной активности, воображения, образного мышления. -формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности. Воспитательные: -воспитывать интерес к родному языку. | |||||
Планируемые результаты занятия | |||||
Предметные УУД: -сформировать понятие о слоге, как о части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными. -продолжить развитие функции словоизменения, словообразования. -продолжить развитие орфографической зоркости. | Метапредметные УУД: Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Личностные УУД: Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
Межпредметные связи | -Обучение грамоте, УМК «Школа России» -«Окружающий мир. 2 класс» | ||||
Форма работы | -класс | ||||
Ход занятия | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | |||
I. Мотивация к деятельности. 1. Организационный момент. | Создание эмоционально положительного фона. Уточняем время года. Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное. | Учащиеся приветствуют друг друга. От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное( Отправляемся в зимний лес, зимушка). | |||
2.Сообщение лексической темы. | Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку. Учитель выдает карточки. У учащихся в карточках части диких животных. Кого мы встретили в лесу? Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются. Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными. У. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье? Также с другими животными (бобр, лиса, медведь..) | Под музыку учащиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи… Останавливаются, рассматривают карточки. Встретили диких животных. У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д. | |||
II. Актуализация необходимых знаний. | Повторяем материал прошлых занятий. Моделируем игровую ситуацию. На слайде пещера. Давным-давно жил пещерный человек. Говорить он не умел, а издавал только гласные звуки. На следующем слайде зашифрованы гласные 1 и 2 ряда. | Обучающиеся сами записывают в тетрадь гласные буквы. | |||
II. Организация познавательной деятельности. 1.Введение в логопедическую тему. 2. Формирование понятия о слоге. 3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных. 4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и слогового анализа. 5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности. 6.Развитие орфографической зоркости. 7. Физкультминутка. | Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды…. Стал думать, как назвать эти части и придумал. СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ. Как части слова называются? А что в слоге обязательно оставляем? У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем. На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки. Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга. Упражнение №1 Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать слово х-безударный слог, Х-ударный слог. Получилось животное – медведь. Упражнение №2 Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь. Стм-нок-вф-дв-две-зь-ме-цв-жо-нк Чо-вл-вол-лч-нк-рв-нь-нк-нок Щн-нк-нок-рк-щн-ще Кто это? Определяем лишнее слово. У волчонка папа кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий. В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица. Определяем ударение. Выполнение кинезиологических упражнений. | Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ. Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ. Слогом. Гласный. Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. (рыба, апельсин) Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифрую. Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами. Записывают: медвежонок, волчонок, щенок. Детеныши диких животных. Это щенок. Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица. Обучающиеся следуют инструкциям | |||
8. Закрепление темы. Развитие языкового анализа и синтеза. | Упражнение№3 Слова рассыпались, составь из них предложение. Определяем 1,2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы. Находим самое длинное слово по количеству слогов, почему? Делаем фонематический анализ слова. ( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок) | Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные. | |||
III.Рефлексивно-оценочный этап | Кого мы с вами встретили в лесу ? Как называются части слова? Что в слоге обязательно оставляем? Что понравилось? Какие были трудности? | Диких животных. Слог. Гласный. |
Используемая литература:
12.Чистякова О.В. Обучение грамоте: Учеб. пособие.
3.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.
Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.Урок обучения грамоте в 1 классе по азбуке Л.И.Тимченко, К.Е.Корепова Презентация...
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных.
Занятие для повторения и закрепления материала о роли гласных....

Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных
Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные....
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическая карта урока....