Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Гуценко Елизавета Алексеевна

Занятие для повторения и закрепления материала о роли гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gutcenkoeaglasnyiie.docx72.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных звуков.

Цель: Развивать умение узнавать и выделять гласные звуки.

Грамматическая тема: Выделение гласных звуков.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепление знаний детей о гласных звуках.

- закрепление знаний детей о слогах.

- закрепить умение выделять гласные звуки среди сочетаний гласных слогов и слов.

- закрепить умение составления слогов из гласных.

- закрепить понятия «гласный звук», «слог», «слово».

- соотносить звук с определенной буквой.

- правильно читать/ писать слоги, слова, предложения с гласными.

- закрепить активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать навыки з - б анализа и синтеза.

- развивать логическое мышление, память, внимание, зрительное восприятие.

- развивать фонематическое восприятие.

- развитие связной речи в ходе составления развернутых ответов на вопрос .

- развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- умение работать в коллективе и самостоятельно (самоконтроль и дисциплина)

Оборудование: Картинный материал ( аист), таблица со слогами, синие и красные карандаши, картинки с пропущенными буквами.

Орг. момент.

У.- Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня к нам пришел гость. И они хочет посмотреть как мы с вами будем заниматься на уроке.

Задание 1.

        Чтобы узнать кто к нам пришел, вы должны отгадать загадку.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

        Кто изображен на картинке?

Д. – Аист.

У.-  Кто может написать это слово?

        (ученик пишет слово на доске)

У.-  Какой первый звук в слове Аист ?

Д.-  Звук А.

У.- Правильно.  

        Скажите : звук А – гласный или согласный?

Д.- Гласный.

У.- Почему вы так решили?

Д.- Гласный можно пропеть.

У.- Правильно. Молодцы.

        Какие вы еще знаете гласные звуки? Запишите их.

Д.-  (а, о, у, и, ы, э.)

У.- Правильно. И темой нашего урока будет «Выделение гласных звуков и составление из них слогов».

Основная часть.

У.- Для начала давайте вспомним:

У.- Как мы определяем гласный это звук или согласный?

        Д.- Гласный звук можно пропеть.

У.- Что такое «слог»?

        Д.- Слог состоит из одной гласной и одной или двух согласных. Слог - это часть слова.

У.- Как узнать сколько в слове слогов?

        Д.- Правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.

Задание 2.  Игра «Поймай гласную».

У.- Хлопните в ладоши, если услышите гласный звук. Приготовьте ушки. Будьте внимательны!

        р, а, п, к, у, о, со, ы, в, ли, ш, и, ф.  

        Д.- (хлопают).

У.- Молодцы ребята.

                             Задание 2. «Прятки».

У.- Я раздам  вам карточки,  а вы внимательно посмотрите и  скажите, что на них написано?

1)  АК        МИ        ХЫ        ЗУ        ОП

     ФЭ        РЫ        ПУ        ШЫ        АТ

     ОБ        ДЭ        РИ        ЖО        УК        

Д.- Это слоги. Слог -  это часть слова.

У.- Правильно.

У.- Сейчас мы будем читать слоги и искать гласные буквы.

Задание 3.

У.- Обведите гласные буквы красным карандашом (или уточнить).

Д.- (обводят)

Физ. минутка.  «А-Антилопа».

Антилопе каждый день     (руки-коза)

Поразмяться уж не лень.   (вращение кулачками)

Встанет рано поутру,         (сжимание- разжимание кулачков)

Скачет быстро по двору.   (стучим кулачками)

Головой своей качает,       (наклоны головы вправо-влево)

Повороты выполняет.        (вращение кулачками)

        Д.- (повторяют за учителем).

У.- Как нам помогают гласные? (что они образуют)

Д.- Гласные помогают образовывать  слоги.

У.- Что можно образовать из слогов?

Д.- Слова.

У.- Значит слова состоят из…?

        Д.- Слова состоят из слогов.

У.- Гласные выполняют слогообразующую роль. Сейчас мы это проверим.

Задание 4.

У.- Закройте глазки, потянитесь и досчитайте до 10.

      -  Посмотрите какие к нам прилетели облака. Что на каждом из них написано?

Д.- Слоги.

У.- Правильно слоги. Давайте поможем Аисту составить из них слова. Запишите что у вас получится.

Д.- (трава, море, тыква, остров, кабачок).

Задание 5.

У.- Произнесите слова по слогам. Из получившихся слов составьте предложение.

Физ. минутка. «Слоги-слова»

 У.– Я сейчас буду произносит слова и слоги.

Если я назову слово -  хлопайте в ладошки, если слоги – топайте ножками. (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

        каша, бра, кло, сено, ро, мышь, де, ночь, астр, ист.

У.- Молодцы. А теперь сами придумайте слова из слогов, у вас на карточках.

2)    ЕН        ИК        МА        УЛ        ТА        ОВ        ПА

       МО        УЛ        БА        РЫ        КО        СА        АР

        Д.- (енот, овца, папа, мама,…)

У.- Какие гласные спрятались у вас в словах? А в каких слогах?

        Заключительная часть.

Итог занятия:

1)Что мы сегодня делали?

2)Какие гласные вы знаете?

3)Чем нам помогали гласные звуки?

4)Что такое «слог»?

5)Что такое «слово»?

6)Из чего состоит «слово»?

У.- Все молодцы. Аисту понравилось, как вы занимались.

                                         Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слогообразующая роль гласных

Логопедическое занятие для учащихся 2 класса (дисграфия)...

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Выделение гласных звуков на фоне слога и слова; Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися  2 «а» класса  Фонетическая тема:  выделение гласных звуков на фоне слога и слова...

Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных

Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные....

Слогообразующая роль гласных.

В данной разработке представлен речевой материал для обучающихся 2-3 классов.Основная цель - сформировать умение у обучающихся делить слова на слоги, определять количество слогов.Задачи:Образовательны...