конспект урока русского языка во 2 классе " Собственные и нарицательные имена существительные"
консультация по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 а классе
Учитель начальных классов: Шипаева М. В.
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цели урока: развивать умение распознавать имена собственные и нарицательные и писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, персонажей произведений, клички животных.
Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные и нарицательные и писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, персонажей произведений, клички животных.
Ход урока:
Организационный момент: Слайд 1
- В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
-Записываем число, классная работа. (Стук)
-Кто-то нам мешает, тишину нарушает! ()Шелкать Слайд 1
-Здравствуйте, кот Матроскин!
Кот М.: Мяу! Был на почте, отправлял посылку, не приняли, отправили к вам школу учиться. Возмутился, размяукался, подумал и вот я здесь. Здравствуйте, ребята, скорее выручайте!
Учитель берет посылку.
-Ребята, спешим на помощь Матроскину. Давайте прочитаем, куда хотел он хотел отправить посылку.
Куда: горот москва,
улица мира, дом 9.
Кому: дяде федору
От кого: кота матроскина
Откуда: диревня простоквашыно
- Обрадовал своим ты нас присутствием. Удивил. Огорчил. Сплошная безграмотность. Будем, ребята, исправлять ошибки.
-Какой частью речи являются слова на посылке.
- Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
Имя существительное – это удивительная часть речи, пишет одни слова со строчной буквы, а другие с заглавной. Вот мы и подошли к теме нашего урока, с помощью Матроскина. На доску табличка.
Назовите мне тему урока. Собственные и нарицательные имена существительные.
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
- А цель нашего урока какая будет? На доску Различать собственные и нарицательные. Собственные писать с большой буквы. Нормальная цель для второго класса
Работу на уроке вы будете оценивать на листочках, а я на доске. Для этого вам нужна линейка и красный карандаш. Минутка чистописания нас ждет. Эта буква есть в имени нашего ученика, он живет в Мальцеве, ходит на карате, бегун на перемене – это?
Пишем букву Пп. Посмотрите на образец. Слайд 2Это 17 буква в алфавите. Оценим себя. У меня красивая буква П. Провожу прямую линию от 1 до 2. Оцениваем себя.
Орфографическая минутка. Вспомните слова которые мы недавно изучили на букву П пальто пенал посуда запишите …проверьте соседа правильно ли он записал ….дополняю словом победа. Если правильно..линия 1-3
Итог: часть речи, неодушевленные, нарицательные.
-Одно из этих словарных слов громкое имя –победа.
9 мая 2020 года – 75-летие Великой Победы.
4 года длилась война, но несмотря ни на что, школы работали. Не было учебников и тетрадей, писали простым карандашом, делили его на несколько частей, писали на старых обоях, между строчек газет.
Наша газета «Сычевские вести» выпустила страничку, посвященную блокадному Ленинграду. Ксерокопии этой статьи у вас на парте. Я красной ручкой отметила один абзац. Вы должны выделить ручкой собственные имена существительные. Проверяем. Оцениваем. Ведем линию 4-5. Статью сохранить, прочитать дома родственникам, блокадному Ленинграду мы посвятим еще один классный час.
В первый год войны 1 сентября 1941 года в 1 класс пошел наш 1 космонавт. Портрет и инициалы. Вспомним и запишем имя, отчество и фамилию. Это мы записали какие имена существительные?
Его первый урок. Учительница попросила его прочитать любимое стихотворение.
Книга
Юра не успел дочитать, прозвенел звонок. А наш класс наполнился хорошим настроением, правда, Матроскин? Не пора ли отдохнуть нам, как настоящими космонавтами?
Физминутка.-Слайд 3
-Продолжаем работать по теме урока.Слайд 4 Сегодня на уроке мы не будем работать с нашим учебником, а поработаем со страничкой учебника Русского языка, Русский язык
для 2 кл. 1943-1953, по которому занимались дети войны.
Задача 47. Матроскин, не делай такие удивленные глаза. Я не ошиблась. Задача. Выписываем названия городов и рек. А деревень и сел…пока секрет. Я прошлась по рядам, с этим заданием вы справились. Оценим. Ведем линию от 5до 3.
- Продолжим разговор о городах. Поговорим о нашем городе Слайд 4, который во время войны как мог, приближал победу. Выстоял.
На партах – карточки. Поработаем в паре и заполним пропуски.
Мой город.
Мой родной город ______________. Он стоит на берегу реки _____________.В реке много рыб:__________, _________, ____________.
Мой город.
В моем городе _______________ есть парк. Там растут деревья:____________, ___________. Летают птицы:______________, _____________.
Мой город.
Сычевка – мой любимый _____________. Он очень красивый. Летом очень много ___________ и ___________. А зимой __________ и __________.
Проведем последнюю линию. Что у нас получилось? Звезда. Звезда – высокая награда. Слайд 5 Ею награждали во время войны отличившихся бойцов. И в настоящее время звезды горят на груди самых отважных людей России. Поднимите и вы руки, у кого получилась звезда. Вы мои звездочки, я вам ставлю 5.
А теперь Матроскин слушай внимательно и запоминай. Тема нашего урока:
Игра «Самый внимательный»
Обратная связь с помощью хлопков.
-Если вы согласны с моим утверждением, то хлопните в ладоши, если нет – кивните головкой.
Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
Названия животных пишутся с большой буквы.
Клички животных пишутся с маленькой буквы.
Названия городов и сел пишутся с большой буквы.
Названия рек, морей и океанов пишутся с маленькой буквы.
Я называю имена собственные: Иван, котенок, река, Федор, собака, Смоленск, дядя, Вазуза. Расскажите, как нужно писать имена собственные, а имена нарицательные.
Мы различали собственные и нарицательные? Мы писали собственные с большой буквы? Мы достигли цели урока.
Плеск воды
-Тихо. Слышите? Это за окном Вазуза разволновалась, когда услышала свое имя. Расшумелась, воды расплескала. Вспомнила вместе с нами страшные годы войны, вспомнила звуки снарядов и бомб, стрельбу оружий. Вазуза давала воду свою жителям Сычевки. Пусть она и сейчас шумит и вспоминает прошлое. А наш урок живет настоящим. Наш урок шумит, потому что хочет услышать от вас что вам понравилось на уроке
Д.з/ доделать задачу и дополнить названиями деревень Сычевского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.
Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
В публикации представлен открытый урок по русскому языку в 3 классе. В образовательной деятельности учителем применяются современные технологии. Для достижения положительных результатов применяются ра...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
Урок русского языка в 3 классе...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...
Урок во 2 классе «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»
Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные....