Урок русского языка на тему: «Слова с удвоенными согласными».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марченкова Светлана Александровна

Самоанализ урока русского языка во 2 классе

по теме «Слова с удвоенными согласными»

учителя начальных классов

Марченковой Светланы Александровны

 

Дата проведения: 04 декабря 2019 года.

Место урока в предмете №51 и в разделе № 16.

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».

Цель: познакомить с правописанием слов  с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

Предметные: слышать и правильно обозначать  слова с удвоенными согласными на письме.

Личностные: аргументировано отвечать и доказывать свое мнение;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

На уроке открытия нового знания при введении правила мною был использован системно-деятельностный подход, который я реализовала через проблемно-диалогическое обучение. Исходя из этого, я использовала структуру проблемно-диалогического урока:

1.Организационный момент.

2.Чистописание.

3.Самоопределение к деятельности.

4.Постановка цели и задач урока.

5.Работа по теме урока.

6.Физкультминутка.

7.Работа по учебнику.

8.Работа со словарным словом.

9.Физкультминутка.

10.Закрепление изученного материала.

11.Рефлексия учебной деятельности.

12.Итог урока.

13.Домашнее задание.

Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о правописании слов с удвоенной согласной. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – определение темы урока и постановка задач урока самими учениками и применение мультимедийных компонентов, позволяющих сделать процесс познания более интересным и динамичным. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

    Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке применялись ИКТ- технологии, личностно-ориентированная, игровая.    В рамках здоровьесбережения на уроке проводились  физкультминутки с музыкальным сопровождением:

Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

          Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль.

       Рефлексия учащихся дала осмысление своих действий и самооценку.

Я считаю, что на уроке были реализованы поставленные цели, учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся,  использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

 

  Учитель:___________________________Марченкова С. А.

 

  05 декабря 2019 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с удвоенными согласными».

Цель: познакомить с правописанием слов  с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

Предметные: слышать и правильно обозначать  слова с удвоенными согласными на письме.

Личностные: аргументировано отвечать и доказывать свое мнение;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Ход урока:

1.Организационный момент.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.

Вы пришли сюда … (учиться).

Не лениться … (а трудиться).

    Работать как? … (старательно)

    А слушать как? … (внимательно)

  • А вы сегодня улыбались?
  • Подарите улыбку друг другу.
  • Какое волшебство может совершить улыбка? (поднять настроение).
  • Для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось, интереснее было получать знания)
  • Зачем нужны знания? (Чтобы быть умным, образованным.)

Чтобы нам интереснее было работать на уроке русского языка  мы, представим себя пчелками.

2. Чистописание.  

Игра  «Соберём улей»

- Пчёлы – это насекомые, которые живут большими и дружными семьями в специальных домиках - ульях.  Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

На экране: лл жж кк бб мм.

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные)

- Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

- Расположите буквы в алфавитном порядке бб жж кк лл мм нн

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

На полях поставьте улыбочку.

3.  Самоопределение к деятельности  

-Значит сегодня на уроке мы будем работать с какими словами? (Со словами, которые имеют удвоенный согласный).

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?                                                                                         - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.                                                                                                                        - Объясните значение слова «удвоенные».   (Две одинаковые буквы рядом)

4.Постановка цели и задач урока.  

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
  • Научиться…правильно, писать эти слова

А еще мы научимся  переносить  слова с удвоенной согласной с одной строки на другую и попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше таких слов.

5.  Работа по теме урока.                                                                                                                                       

 Во мне два Ка, не забывайте! 

Таким, как я, всегда бывайте! 

Я точный, чистый и опрятный, 

Иным же словом ...(аккуратный)

Проста загадка и легка                                                                                                                  

 Пишусь всегда через два «ка»                                                                                                                        И мяч, и шайбу клюшкой бей,                                                                                                                       А называюсь я…      (хоккей).

 В магазин с сестрой ходили,                                                                                                                   Всё, что надо, там купили.                                                                                                                                 За батон, бутылку кваса                                                                                                                       Деньги заплатили в…  (кассу).

Он на вокзале есть всегда,                                                                                                                                К нему подходят поезда,                                                                                                                          Двойное «эр» содержит он                                                                                                                          

И называется….    (перрон).

Какую закономерность вы заметили?  Все слова-отгадки имеют удвоенный согласный.  

Слова с удвоенной согласной -это новые и очень необычные слова. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. Почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов»

6.Физкульминутка.

7. Работа по учебнику.

-Пчёлы делают полезную работу. Они опыляют растения, собирая  нектар.   Итак, пчёлки, в путь – собирать с  цветов нектар.

(Дети по очереди  у доски читают на цветах   слово и объясняют его лексическое значение)

Класс  - кабинет или группа обучающихся                                                                     

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Грипп - заболевание

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

Доллар – денежная единица США.

Шоссе – проезжая часть

Аппетит – желание есть.

Упр. 188

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.                                                                                   (Взаимопроверка).  

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте улыбочку на полях.                                                                               

8. Работа со словарным словом

- Пчелы работают  только в ясный солнечный  день. А наше солнышко спряталось за тучку. Нам нужно, чтобы солнышко выглянуло из-за тучки. Для этого прочитайте правило на стр. 117.

- Значит, это орфограмма, какая? (удвоенные согласные)

-Итак, как поступать со словами с удвоенными согласными? (Запомнить или проверить по словарю)

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

-Найдите, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким словом мы сегодня поработаем? Помогли солнышку выйти из-за тучки.

- Суббота.

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.  

 Мы спросили у Емели:

— Назови нам дни недели!

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне: Бездельник!

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На чердак я влез, и дворник

Гнал метлой меня во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами

И застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ — вот потеха —

На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,

На мосту лежал, скучал,

Да с моста свалился в реку —

Не везёт же человеку!

 – Разделим слово СУББОТА по слогам

Суб|бо|та  – 3 слога.

Составим предложение со словом СУББОТА.

Кто запомнил написание слова СУББОТА,  поставьте улыбочку на полях.

9. Физкультминутка

10. Закрепление изученного материала.

1) Работа в группах:  игра “Собери листочки”  

Карточки со слогами:

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

тон

кей

рон

па

нис

на

са

ма

се

сказ

- Расположите  слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах (на карточках).

- На что похоже, когда мы расположили слоги на двойных листочках? (на перенос слов с одной строки на другую)

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим).

3)Работа по карточкам.

Вставьте в предложение нужное слово.

Дети нашего ……………… - это дружный .………………… .

По широкому ……………..... мчались автомобили.

 Тенистая ……………… привела нас к красивому пруду.

 Осенью моя сестра болела …………………………  .

. ………………… туристов побывала в Крыму.

Слова для справок: класс, шоссе, коллектив, аллея, грипп, группа.

3)Работа у доски.  Упр. 189   (1 человек работает у доски).

Для этого вспомним как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

Проверьте написание слов и если вы довольны своей работой поставьте улыбочку на полях.                                                                 

11. Рефлексия учебной деятельности.  

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.  

Познакомиться… (со словами с удвоенной согласной)

- Какие слова вы запомнили?

 Научиться…  (писать эти слова и переносить их с одной строки на другую).                                                                              

- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.                        

 -Справились ли мы с задачей, которую ставили себе в начале урока?

- Посчитайте улыбочки на полях. И поставьте в конце упражнения  число, которое у вас получилось.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

12.Итог урока.

13.Домашнее задание: с 117, правило, с.118, упр.190.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 класс

Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными" по УМК "Планета Знаний" 2 класс. Цели урока: Знакомство со словами с удвоенными словами. Знакомство учащихся с происхождением слов с удвоенными согл...

Урок русского языка по теме: "Слова с удвоенными согласными"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема: Слова с удвоенными согласными.К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Слова с удвоенными согласными".

В презентацию включены:1. Словарно-орфографическая работа.2. Работа с толковым словарём;3. Тесты на тему "Слова с удвоенными согласными";4. "Творческая мастерская."...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова с удвоенными согласными"

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Слова с удвоенными согласными", 2 класс...