Технологическая карта + презентация к уроку русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Скрёхина Вера Юрьевна

Данная технологическая карта и презентация подойдут для урока русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные." УМК "Школа России" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Педагогическая цель

Развивать умение определять падеж имен существительных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.

Тип урока

Повторение изученного.

Планируемые
результаты
(предметные)

Находить наречия среди данных слов и в тексте; анализировать грамматические признаки наречия; определять роль наречий в предложении и тексте; классифицировать наречия по значению и вопросам; образовывать наречия от имён прилагательных.

Личностные
результаты

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:  постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.                                                                                              Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.                                                                                                                       Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия
и термины

Падеж, несклоняемые имена существительные.

Методы и формы

Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.

Оборудование

Учебник русского языка, 4 класс, 1 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация

Этап урока

Виды работ на уроке

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

  1. Организационный

момент.

1.Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте.

- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.

Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

  1. Актуализация знаний.

1. Словарный диктант

Слайд 1

- На отдельных листочках записываем словарные слова:

Человек, горизонт, пейзаж, завтра, вперед, одиннадцать, здесь, медленно, шестнадцать, пассажир.

С последних парт на первые сдаем листочки.

А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс.

Диктует слова.

Выводит на слайд словарные слова для проверки.

Осуществляют запись словарных слов. Выполняют взаимопроверку.

III. Целеполагание

1.Введение в тему урока

Слайд 2

2.Формулирование темы и цели урока.

Слайд 3

- Ребята, послушайте упражнение «Радионяня» и определите, с какой темой мы будем работать.

-Несклоняемые имена существительные.

- Какими способами можно определить падеж имен существительных?

- Какие падежи имеют одинаковые вопросы?

- Как их различить?  

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, на какие вопросы отвечают имена существительные во всех падежах, поупражняться в определении падежа несклоняемых имен существительных. )   

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

Определяют задачи урока в соответствии с темой.

  1. Работа по теме урока.

1.Работа над упр 151

3.Физкультми

нутка.

4. Выполнение упражнения 152, стр.88.

 

- Откройте учебники на странице 88. Обратите внимание на  упр. 151.

- Прочитайте стихотворение выразительно. Кто его автор?

- Прочитайте внимательно задание к упражнению.

- Почему строки вызывают улыбку?

- Чем различаются глаголы одел и надел? Когда в речи употребляется каждый из них?

- Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (пальто)

- По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто?

- Что происходит с окончанием в этом слове? (оно не изменяется)

- Как называются такие слова в русском языке? (несклоняемые существительные)

- Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (найдем слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос)

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

- Как определить падеж несклоняемых существительных?

- Приведите примеры несклоняемых существительных.

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь отдохнем. Все встаем и выходим из-за парт.                                                                                                      Раз - подняться, потянуться,                                                                                  Два - нагнуться, разогнуться,                                                                       Три - в ладоши, три хлопка,                                                                                       Головою три кивка.                                                                                             На четыре - руки шире,                                                                                            Пять -руками помахать,                                                                          Шесть - на место тихо сеть.

- Тихонечко садитесь. Продолжаем работу.

- Обратите внимание на  упр. 152.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Это задание вы выполните в парах, а затем мы проверим.

(Р.п,Р.п., В.п., П.п., Д.п., Д.п.)

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- построение логической цепи рассуждений и доказательств  (П);

Осуществляют профилактику   утомления, повторяя движения за учителем.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- построение логической цепи рассуждений и доказательств  (П);

  1. Закрепление знаний и способов.

Слайд 9 и 10

1.Работа со слайдом.

- Найдите несклоняемые имена существительные.

-Сейчас я раздам вам карточки. Ваша задача: определить падеж существительных, отметить ответ на карточке точкой.

- Сдаем карточки на проверку. Я проверю и выставлю оценки.

(п.п, р.п., р.п., в.п., в.п., д.п., в.п., р.п., т.п., т.п., д.п., п.п., д.п., д.п.)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Фронтальная работа.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.

  1. Подведение итогов урока.

1.Обобщающая беседа.

- Как определить падеж имен существительных в предложении?

- Какие имена существительные называются несклоняемыми?

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое, классифицируют и систематизируют, выявляют внутрипредметные и межпредметные связи.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.

2. Рефлексия

- Итак, наш урок подходит к концу. Но прежде чем его окончить, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- Чему научились на уроке?

- Что интересного вы узнали для себя?

- Что для вас было труднее всего?

- Что для вас было легче всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обобщения); обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, намечают дальнейшие цели деятельности:

- рефлексия способов и условий действий (П);

- контроль и оценка процесса и результата деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

3. Домашнее задание и выставление оценок

Дома вы должны будете повторить правила о падежах на стр. 82 и несклоняемых именах существительных. на стр. 88.

Р.т упр 124 и 125.

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарный диктант Ч е ловек, г о р и зонт, п ей за ж , за в тр а , в п е рё д , оди нн а д ц а ть, з десь, медл енн о,шес т на д ц а ть, па сс ажир.

Слайд 2

Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать - Будут польта выдавать . Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Послушать Радионяню

Слайд 5

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму: нет метро, вхожу в метро, пользуюсь метро, говорю о метро. Среди них встречаются как нарицательны е , так и собственные имена существительные: кофе, радио, жюри, кино, шоссе, пианино, Гёте, Золя, Сочи, Тольятти. Несклоняемые имена существительные не имеют падежных форм. У несклоняемых существительных окончание не выделяется.

Слайд 6

К несклоняемым существительным относятся : а) многие существительные иноязычного происхождения на -о, -е, -и, -у, -ю с конечным ударным -а: табло, пенсне, такси, рагу, меню, боа; Дюма, Гейне, Миссисипи, Осло; Б) иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: Алигер, Войнич ; В) русские и украинские фамилии на -их/-ых и -о: Дурново, Франко, Белых, Долгих ; Г) сложносокращённые слова буквенного и смешанного характера: МГУ, ГАИ, сельпо, районо .

Слайд 7

Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье - Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!

Слайд 9

Найдите несклоняемые имена существительные. какао радио кино домино луг сапоги кролик снег слон

Слайд 10

Определите падежи имён существительных. В глобусе, без молока, около деревни, на ведро, за дочурку, к горе, про зайца, около речки, над селом, перед работой, к дороге, о нежности, к курочке, по тетрадке.

Слайд 11

Н

Слайд 12

Сегодня я узнал … Было трудно …. Я выполнял(а) задание … Я понял, что … Теперь я могу …. -Как определить падеж имён существительных в предложении? -Какие имена существительные называются несклоняемыми? Приведите примеры несклоняемых существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные....

Презентация "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные".

Презентация "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные"....

Конспект урока по русскому языку "Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные". 4 класс

Конспект урока предназначен для закрепления умений учащихся определять падеж имён существительных, а также для повторения особенностей несклоняемых имен существительных....