Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
2022/2023 учбный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_russkiy_yazyk_2022_g.docx | 171.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
(для 1-4 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» для 1В класса.
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Составитель:
Степанюк Светлана Васильевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
пгт. Излучинск, 2022
Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной программы ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также с учетом целей и задач образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. А также на основе «Примерной рабочей программы начального общего образования по русскому языку» Министерства «Просвещения» РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» российской академии образования, М.: 2021
Согласно программе на изучение программного материала по русскому языку в 1 классе выделяется 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 100 часов и 15 часов из резервов учебного времени (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского языка. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Русский язык» отведено 5 часов в неделю (165 ч) – 115 часов урокам обучения письму и 50 ч – урокам русского языка.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Результаты обучения
В конце 1 классе обучающиеся должны знать:
- название букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;
- деление на слоги;
- правила переноса;
- правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о грамматических группах слов;
- о различии предложений по цели высказывания;
- о признаках текста и его оформлении;
- об основных признаках согласных звуков и букв.
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- переносить слово по слогам;
- вычленять слова из предложений;
- находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
- писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
- устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям;
- составлять предложение из набора форм слов;
- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета ≪Русский язык≫ обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета ≪Русский язык≫ у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку;
— характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, предложений); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию.
Базовые исследовательские действия:
— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил;
Работа с информацией:
— распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;
— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схем; самостоятельно создавать схемы для представления лингвистической информации.
К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
— соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения с помощью учителя;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения.
Создание устных и письменных текстов:
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— создавать устные и письменные тексты (описание, повествование) в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя;
— готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования.
Совместная деятельность:
— принимать цель совместной деятельности на уроках ≪Русского языка≫, коллективно строить план действий по её достижению;
— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;
— корректировать свои учебные действия для преодоления орфографических ошибок;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке. (1 ч)
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык- родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: русский, язык.
Развитие речи. (10 ч) Изучается во всех разделах курса.
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Диалог. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Синтаксис. (5 ч)
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.
Лексика и морфология. (12 ч)
Слово как единица языка (ознакомление). Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака, пальто.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Орфоэпия изучается во всех разделах курса.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Фонетика. (4 ч)
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
*Слова с непроверяемым написанием: деревня, петух, заяц, корова, молоко.
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Графика. (4 ч)
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
* Слова с непроверяемым написанием: заяц, медведь, петух корова, молоко.
Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).
Орфография и пунктуация. (14 ч)
Правила правописания и их применение:
- раздельное написание слов в предложении;
- прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
- перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
- гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.
* Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный, ребята, девочка, тетрадь, работа.
Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль». Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Тип урока | Примечание возможность использования по теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов |
1 | Язык и речь | 1 | Комбинированный урок | |
2 | Текст | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
3 | Предложение | 1 | Комбинированный урок | |
4 | Диалог | 1 | Комбинированный урок | |
5 | Что такое слово | 1 | Комбинированный урок | |
6 | Что могут называть слова | 1 | Комбинированный урок | |
7 | Какие слова мы называем вежливыми | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
8 | Сколько значений может быть у слова | 1 | Урок обобщения знаний | Электронное приложение к учебнику |
9 | Слово и слог | 1 | Комбинированный урок | |
10 | Слово и слог | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
11 | Перенос слов | 1 | Комбинированный урок | |
12 | Перенос слов | 1 | Комбинированный урок | |
13 | Ударение | 1 | Комбинированный урок | |
14 | Ударение | 1 | Комбинированный урок | |
15 | Ударение | 1 | Комбинированный урок | |
16 | Звуки и буквы | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
17 | Звуки и буквы | 1 | Комбинированный урок | |
18 | Русский алфавит, или Азбука | 1 | Комбинированный урок | |
19 | Гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
20 | Гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
21 | Гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
22 | Ударные и безударные гласные звуки | 1 | Контрольный урок обобщения знаний | Электронное приложение к учебнику |
23 | Ударные и безударные гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
24 | Ударные и безударные гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
25 | Ударные и безударные гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
26 | Ударные и безударные гласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
27 | Согласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
28 | Согласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
29 | Буквы Й и И | 1 | Комбинированный урок | |
30 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
32 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
33 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
34 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука | 1 | Комбинированный урок | |
35 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука | 1 | Комбинированный урок | |
36 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный урок | |
37 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный урок | |
38 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
39 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный урок | |
40 | Согласные звонкие и глухие | 1 | Комбинированный урок | |
41 | Шипящие согласные звуки | 1 | Комбинированный урок | |
42 | Буквосочетания чк, чн, чт | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
43 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу | 1 | Комбинированный урок | |
44 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
45 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу | 1 | Комбинированный урок | |
46 | Заглавная буква в словах | 1 | Комбинированный урок развития речи | |
47 | Заглавная буква в словах | 1 | Комбинированный урок | |
48 | Заглавная буква в словах | 1 | Комбинированный урок | |
49 | Повторение | 1 | Контрольный урок | |
50 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Урок обобщения знаний и развития речи | |
Итого | 50 ч |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
1. «Примерная рабочая программа начального общего образования по русскому языку» Министерства «Просвещения» РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» российской академии образования, М.: 2021
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...