РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 2 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.doc | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Элитовская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № ________ от «___» _______ 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ______ Л.В. Ерошенко «____»______ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _________ Н. В. Терехов «____» _________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2 Б КЛАСС
Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. — М.: Просвещение, 2015.
Учебник: Канакина В. П. Русский язык: учебник для 2 класса в 2-х частях- М.: Просвещение, 2019 г.
Количество часов:170
Составитель:
учитель Жукова Светлана Николаевна
2021-2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- представления о своей этнической принадлежности;
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- посознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской
Федерации, языка межнационального общения; воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике); письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)
Наша речь.
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст.
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение.
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи.
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год.
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и неиз- меняемых слов.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительный ь;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование,сочинение-описание,сочинение-рассуждении.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока, сроки | Тема урока | Формы контроля | Домашнее задание | примечание |
Наша речь – 3 ч. | ||||
Виды речи. Вводный урок. | фронтальная | |||
Что можно узнать о человеке по его речи? | фронтальная | |||
Диалог и монолог. | фронтальная | |||
Текст – 3 ч. | ||||
Что такое текст? Тема текста. | фронтальная | |||
Главная мысль текста. Части текста. | фронтальная | |||
Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | фронтальная | |||
Предложение – 13 ч. | ||||
Предложение как единица речи. | фронтальная | |||
Знаки препинания в конце предложения. | фронтальная | |||
Связь слов в предложении. | фронтальная | |||
Как составить из слов предложение? | фронтальная | |||
Главные члены предложения. | фронтальная | |||
Второстепенные члены предложения. | фронтальная | |||
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | фронтальная | |||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | фронтальная | |||
Распространенные и нераспространенные предложения. | фронтальная | |||
Связь слов в предложении. Словарный диктант № 1. | комбинированная | |||
Обучающее сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | комбинированная | |||
Анализ сочинений. Связь слов в предложении. | комбинированная | |||
Обобщение темы. Тест № 1 по теме «Предложение». | комбинированная | |||
Слова, слова, слова… - 23 ч. | ||||
Слово и его лексическое значение. | фронтальная | |||
Лексическое значение слова. | фронтальная | |||
Однозначные и многозначные слова. | фронтальная | |||
Прямое и переносное значение слов. | фронтальная | |||
Синонимы. Словарный диктант № 2. | комбинированная | |||
Антонимы. | фронтальная | |||
Синонимы и антонимы (обобщение знаний). | фронтальная | |||
Составление текста по данным к нему вопросам. | фронтальная | |||
Родственные (однокоренные) слова. | фронтальная | |||
Однокоренные слова. | фронтальная | |||
Корень слова. Однокоренные слова. | фронтальная | |||
Единообразное написание корня в однокоренных словах. | фронтальная | |||
Выделение корня в однокоренных словах. | фронтальная | |||
Слог как минимальная произносительная единица. Словарный диктант № 3. | комбинированная | |||
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием за 1 четверть. | индивидуальная | |||
Работа над ошибками. | фронтальная | |||
Контрольное списывание №1. Текст «Волга» ( КИМ с. 44) | индивидуальная | |||
Ударение. | фронтальная | |||
Ударение. | фронтальная | |||
Перенос слов по слогам. | фронтальная | |||
Перенос слов по слогам. | фронтальная | |||
Обучающее сочинение по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам - упр. 114 | комбинированная | |||
Анализ сочинений. Обобщение темы. Тест № 2 по теме «Слова, слова, слова…» | комбинированная | |||
Звуки и буквы – 49 ч. | ||||
Звуки и буквы. | фронтальная | |||
Использование алфавита при работе со словарями. Словарный диктант № 4. | комбинированная | |||
Употребление прописной (заглавной) буквы. | фронтальная | |||
Обучающее сочинение по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом». | комбинированная | |||
Анализ сочинений. Гласные звуки. Слова с буквой э. | фронтальная | |||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | фронтальная | |||
Особенности проверяемых и проверочных слов. | фронтальная | |||
Проверочные слова. Словарный диктант № 5. | комбинированная | |||
Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. | фронтальная | |||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | фронтальная | |||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | фронтальная | |||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | фронтальная | |||
Безударные гласные звуки. | фронтальная | |||
Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. | фронтальная | |||
Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. | фронтальная | |||
Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | фронтальная | |||
Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | фронтальная | |||
Обучающее сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | комбинированная | |||
Анализ сочинений. Согласные звуки. Деформированный текст. | фронтальная | |||
Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Словарный диктант № 6. | комбинированная | |||
Слова с удвоенными согласными. | фронтальная | |||
Обучающее сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез». | комбинированная | |||
Анализ сочинений. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | фронтальная | |||
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | фронтальная | |||
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме | фронтальная | |||
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными | фронтальная | |||
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | фронтальная | |||
Обобщение темы. Проект «Пишем письмо». | групповая | |||
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч | фронтальная | |||
Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Проект «Рифма». | фронтальная | |||
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Словарный диктант № 7. | комбинированная | |||
Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием за 2 четверть. | индивидуальная | |||
Работа над ошибками. | фронтальная | |||
Контрольное списывание № 2. Текст «Кораблик» | индивидуальная | |||
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | фронтальная | |||
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | фронтальная | |||
Звонкие и глухие согласные звуки. | фронтальная | |||
Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | фронтальная | |||
Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | фронтальная | |||
Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | фронтальная | |||
Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | фронтальная | |||
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | фронтальная | |||
Обобщение знаний об изученных правилах письма. Словарный диктант № 8. | комбинированная | |||
Обучающее изложение «Каток» | комбинированная | |||
Анализ изложений. Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. | фронтальная | |||
Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного( ь) в словах. | фронтальная | |||
Разделительный мягкий знак (ь). | фронтальная | |||
Разделительный мягкий знак (ь). Составление устного рассказа по серии рисунков. | фронтальная | |||
Обобщение темы. Тест № 3 по теме «Звуки и буквы» | комбинированная | |||
Части речи – 56 ч. | ||||
Части речи. | фронтальная | |||
Части речи. | фронтальная | |||
Части речи. | фронтальная | |||
Имя существительное как часть речи. | фронтальная | |||
Имя существительное как часть речи | фронтальная | |||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | фронтальная | |||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | фронтальная | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Словарный диктант № 9. | комбинированная | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | фронтальная | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | фронтальная | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | фронтальная | |||
Заглавная буква в написании кличек животных. | фронтальная | |||
Заглавная буква в географических названиях. | фронтальная | |||
Обучающее изложение «Люлька» | комбинированная | |||
Анализ изложений. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | фронтальная | |||
Число имен существительных. Словарный диктант № 10. | комбинированная | |||
Число имен существительных. | фронтальная | |||
Единственное и множественное число имен существительных | фронтальная | |||
Имя существительное. Обобщение. | фронтальная | |||
Тест № 4 по теме « Имя существительное» | индивидуальная | |||
Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное.» | фронтальная | |||
Работа над ошибками. | фронтальная | |||
Что такое глагол? | фронтальная | |||
Что такое глагол? | фронтальная | |||
Что такое глагол? | фронтальная | |||
Число глаголов. | фронтальная | |||
Число глаголов. Словарный диктант № 11. | комбинированная | |||
Правописание частицы не с глаголом. | фронтальная | |||
Обобщение и закрепление знаний o глаголе. | фронтальная | |||
Обобщение и закрепление знаний o глаголе. | фронтальная | |||
Контрольное списывание .№ 3. Текст «Родина» | индивидуальная | |||
Контрольный диктант № 4 за III четверть. | индивидуальная | |||
Работа над ошибками. | фронтальная | |||
Что такое текст – повествование и роль в нем глаголов. | фронтальная | |||
Текст-повествование и роль в нем глаголов. | фронтальная | |||
Имя прилагательное как часть речи. | фронтальная | |||
Связь имени прилагательного с именем существительным. Словарный диктант№12. | комбинированная | |||
Связь имени прилагательного с именем существительным. | фронтальная | |||
Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | фронтальная | |||
Единственное и множествен. число имен прилагательных. | фронтальная | |||
Единственное и множествен. число имен прилагательных. | фронтальная | |||
Что такое текст – описание? | фронтальная | |||
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | фронтальная | |||
Обобщение знаний об имени прилагательном. | фронтальная | |||
Что такое местоимение? | фронтальная | |||
Что такое местоимение? | фронтальная | |||
Что такое местоимение? | фронтальная | |||
Что такое текст – рассуждение? | фронтальная | |||
Обобщение знаний по теме «Местоимение» Словарный диктант № 13. | комбинированная | |||
Общее понятие о предлоге. | фронтальная | |||
Раздельное написание предлогов со словами. | фронтальная | |||
Восстановление предложений. | фронтальная | |||
Контрольный диктант № 5 « Правописание слов с изученными орфограммами» | индивидуальная | |||
Работа над ошибками. | фронтальная | |||
Проект «В словари –за частями речи!» | групповая | |||
Тест № 5 по теме «Части речи» | индивидуальная | |||
Повторение – 23 ч. | ||||
Текст. | фронтальная | |||
Обучающее сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | комбинированная | |||
Анализ сочинений. Предложение. | фронтальная | |||
Предложение. Словарный диктант № 14. | комбинированная | |||
Предложение. | фронтальная | |||
Слово и его значение. | фронтальная | |||
Слово и его значение. | фронтальная | |||
Части речи. | фронтальная | |||
Части речи. | фронтальная | |||
Звуки и буквы. | фронтальная | |||
Правила правописания | фронтальная | |||
Контрольный диктант № 6 за год. | индивидуальная | |||
Работа над ошибками. Правила правописания. | фронтальная | |||
Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Словарный диктант № 15. | комбинированная | |||
Итоговый тест № 6 за курс 2 класса | индивидуальная | |||
Правописание слов с парной согласной. | фронтальная | |||
Правописание слов с предлогами. | фронтальная | |||
Правописание слов с Ь – показатель мягкости и разделительным Ь. | фронтальная | |||
Повторение и закрепление изученного материала. | фронтальная | |||
Повторение и закрепление изученного материала. | фронтальная | |||
Резерв. | фронтальная | |||
Резерв. | фронтальная | |||
Резерв. | фронтальная |
Вид контрольного мероприятия | Количество |
Словарный диктант | 15 |
Контрольный диктант | 6 |
Контрольное списывание | 3 |
Тест | 4 |
Проект | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...