Технологическая карта урока "Спряжение глаголов",4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технолоическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глаголов", 4 класс, УМК "Школа России". Технологическая карта разработана  в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная  цель: Дать понятие о двух типах спряжения глаголов. Познакомить учащихся с распознаванием типа спряжения по окончанию и по лицу.

Задачи урока

  • Развитие умений определять спряжение глаголов, обобщать материал.
  • Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
  • Развивать умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету при организации учебного процесса.
  • Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технология обучения: ТДМ, ИКТ, Технология проблемного обучения.

Структура урока (этапы): подготовительный, учебных действий, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной и коммуникативной

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: 

  • учебник В. П. Канакина «Русский язык»
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Хронология

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (записываю на доске). Приступим к активной деятельности.

-отвечают хором

-записывают

1,5 мин

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Минутка чистописания самостоятельная по карточкам.

- О чём идёт речь в стихотворении?

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

 - Что мы знаем о глаголе?

-самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

-в стихотворении говорится о глаголе.

-ответы детей (обозначают действия, изменяются, отвечают на вопросы)

3,5 мин

Этап выявления места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности

Вы все верно назвали. Существует еще одна категория глагола. Разгадайте кроссворд в паре, чтобы узнать ее название. Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму.

Глаголы для кроссворда.

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.

6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

Решают кроссворд. Читают ключевое слово
«спряжение».

5 мин

Формулирование темы урока и учебных задач.

-Определите тему урока.

-Сформулируйте учебные задачи на урок.

-спряжение глаголов

- узнать, какие виды спряжения глаголов существуют; научиться различать спряжения. Выделить признаки, по которым слова относятся к группам спряжения.

1 мин

Учебные действия

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Откройте учебник на стр.80 упр 163. Поработаем карандашом. Подставим местоимения к глаголам.

-Можно ли сказать, что глагол имеет форму лица?

-определите лицо глаголов

- сделаем вывод. Что происходит с глаголом, когда изменяется местоимение?

Прочитаем правило

Покажите красную, желтую или зеленую сигнальную карточку.

-подписывают местоимения

-да. От местоимения зависит окончание глагола

-ответы детей

-с изменением местоимения изменяется окончания глагола, то есть его форма.

-дети подтверждают свое предположение.

Выполняют самооценку

 5 мин

Физкультминутка

Ваша задача не только выполнять действия, но и попробовать посчитать количество глаголов.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

-выполняют действия

-16 глаголов

2 мин

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Составим небольшую таблицу в тетради. Изменим глаголы в подходящую форму. По очереди дети самостоятельно заполнят эл доску

-какая часть слова изменилась?

Назовите окончания  глаголов в 1 столбиках.  Что общего в этих окончаниях? 

 - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего?

-с глаголами какого времени мы сейчас работали?

-устно проделаем аналогичное задание с глаголами будущего времени (по слайду 4)

Назовите окончания  глаголов в 1 столбиках.  Что общего в этих окончаниях? 

 - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего?

-Сделаем вывод. Какие существуют окончания у глаголов 1 и 2 спряжения.

- Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали.  

-Покажите при помощи карточек, на сколько вы справились с этим заданием

Работают в тетрадях

-окончание

-Содержат гласную -е и одно слово с –у

-Содержит гласную  - и    и одно слово с -а

Настоящего

-ответы детей

-Содержат гласную -е и одно слово с –ю

-Содержит гласную  - и    и одно слово с -я

-1 спряжение е или ут/ют. 2 спряжение и или ат/ят.

4 мин

Физкультминутка

Упражнения для расслабления глазных мышц.

Выполняют упражнения

1 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой

Уч. С.82 №167. Выполняем самостоятельно. Один ученик выполняет задание на откидной доске.

-проверяем вместе с классом. При необходимости корректируем ошибки.

-оцениваю ученика

-оцените правильность выполнения своей работы

Самостоятельная работа

-проверяют свою работу.

-выполняют самооценку.

7 мин

Этап включения в систему знаний и повторения (групповая работа)

-разделитесь на группы по 4 человека. Подумайте над заданием упр.165.

-молодцы. Проверяем.

-обсуждают

-группы высказывают свои умозаключения и доказывают, что глаголы в прошедшем времени не спрягаются.

4 мин

Дополнительное задание на повторение

Устный тест

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. (используем светофорики).

1. Глаголы:

1) склоняются

2) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

1) окончание

2) основа

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3) изменение глагола по родам и числам

5. Лицо и число можно определить у глаголов:

1)настоящего времени

2)будущего времени

3)прошедшего времени

-отвечают на вопросы

2 мин

Рефлексия

 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, д/з

  -  Что  нового узнали сегодня на уроке?

 - Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?

—  Оцените свою работу на уроке.

-Ребята, кто хорошо понял и готов поделиться знаниями с другими, выбирает большой магнитик.

- Те, кто понял хорошо, но есть затруднения –средний магнитик.

 Тот, кто не понял и ему нужна помощь-маленький магнитик. Прикрепите к доске.

 

 Д.з. на карточках – выписать глаголы. Выделить окончания и определить спряжение.

- отвечают на вопросы

- прикрепляют магнитики к доске

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: Упражнение в правописании личных окончаний глаголов

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требоованиями ФГОС...

Технологическая карта урока в 4 классе «Настоящее время глагола»

Данная технологическая карта урока будет интересна учителям, работающим в 4 классах по учебнику "Русский язык. 4 класс"автор авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана...

Технологическая карта урока "Глагол"

конспект урока по русскому языку...

Технологическая карта урока русского 3 класс "Значение глагола", УМК "Школа России"

Тип урока: УМНЦель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; определять значение иупотребление глаголов в речи.Задачи урокаДидактические:•дать общее представление ...