урок русского языка по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Смирнова Ирина Викторовна
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Учатся находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые, читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложений с однородными членами. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yazyk.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

г.о.г. МАНТУРОВО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта открытого урока по русскому языку

в 4 классе

по теме: «Однородные подлежащие и сказуемые»

УМК «Планета знаний»

                                                                                                                                                                                                                        Подготовила

учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                               Рыжова И.В.

2018г

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Тема:  «Однородные подлежащие и сказуемые».

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема

Однородные подлежащие и сказуемые.

Цели

Познакомить с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами. Обогащать словарный запас учащихся.

Основное содержание темы, термины и понятия

Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: однородные.

Развитие УУД на уроке

Предметные:

  • Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.
  • Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
  • Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

УУД:

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать алгоритм  действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану в парах и группах;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
  • учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

  • уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения;
  • уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми;
  • учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
  • уметь проверять правильность написания слов и предложений,
  • воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Межпредметные связи:

литературное чтение

Ресурсы:

Русский язык. 4 класс:

- Учебник «Русский язык» 4 класс  Желтовская Л.Я. (1 часть),

-Толковый словарь

-Презентация по теме урока.

-Материалы для выполнения самостоятельной  работы (карточки).

Организация пространства

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

2. Повторение пройденного материала (Работа в группах)

(слайд 1)

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Будет добрым всё кругом!(слайд)

Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора.

– Запишем число, классная работа

- На предыдущих уроках мы с вами повторяли падежные формы склоняемых частей речи. Поэтому наш урок начнём с игры  «Узнай падеж»  (команды-группы по 4 человека).

- Какая из команд быстро и правильно  узнает падеж, та и  победит.

Задание командам:

кому? (Д.п.)

на, за, под, через, про, в (В.п.)

нет (Р.п.)

«щедрый» падеж (Д.п.)

без предлога не употребляется (П.п.)

подлежащее  (И.п.)

«падеж-работяга» (Т.п.)

кого? (Р.п., В.п.)

два предлога  (Д.п.)

что? (И.п., В. п.)

о, об  (П.п.)

Проверка ответов  игры «Узнай падеж»  происходит с помощью «ключа».(слайд 2)

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание по пройденной теме.

Проверяют свою работу с помощью «ключа»

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

        

4.Определение целей и темы урока.

5.Первичное закрепление знаний.

(Работа с учебником)

.

(Работа у доски)

6.Физкультурная минутка

7.Закрепление изученного

Работа с учебником

Работа с толковым словарём

Самостоятельная работа

Работа в парах

.

Ребята, я хочу предложить вам одно задание. Вы когда-нибудь наблюдали за грозой? А слышали гром? Всегда ли он звучит одинаково? Я составила несколько предложений про это.

Гром перекатывается. Гром грохочет. Гром встряхивает землю.(слайд 3)

 - Какие это предложения? Чем сходны данные предложения? (Это простые предложения.  В этих предложениях одно подлежащее - гром.)

- Что вы можете сказать о данных предложениях? (Они звучат не красиво. В каждом повторяется слово гром.)

 - Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего? (Составить одно предложение, но при этом нужно сохранить смысл передаваемой информации.)

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

- Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении? С какой интонацией произносится?

Микроитог: В предложении три сказуемых, отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. 

- А теперь попробуйте составить предложение про грозу, в котором 2 подлежащих и 1 сказуемое

(Гром и молния сменяли друг друга.)

- Выделите грамматическую основу в данном предложении.

-Молодцы! Что можете сказать об этом предложении?

Микроитог:  В предложении два  подлежащих, отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. 

-Подумайте, как можно назвать такие члены предложения? (одинаковые)

- В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т.е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы.

- Как вы считаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

(об однородных членах предложения)

У.с.102 прочитайте правило

- Так какова же тема нашего урока?

- Тема нашего урока  “Однородные подлежащие и сказуемые”.  (слайд 4)

Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемые.
Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
Кто знает, кто такой натуралист?

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист 

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий  и изучающий природу, мир животных и растений. (слайд 5)
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово 
зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.

Работа у доски.

1 ученик – 1 предложение

2 ученик – 2 предложение

3 ученик – 3 предложение
Вывод: При одном сказуемом два и более подлежащих. При одном подлежащем два и более сказуемых.

Физкультминутка

Эй, Лежебоки, ну- ка вставайте! 
На зарядку выбегайте! 
Хорошенько потянулись, наконец-то вы проснулись! 
Начинаем! Все готовы? Отвечаем - Все готовы! 
Начинаем, все здоровы?! Я не слышу - Все здоровы! 
Становитесь по порядку, на веселую зарядку. 
Приготовились, начнем и все вместе подпоём! 

Солнышко лучистое, любит скакать, 
С облачка на облачко перелетать! 
Вот так вот! 
Раз, два, три, четыре, 
раз, два, три, четыре, 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Еще раз! 
Раз, два, три, четыре, 
Раз, два, три, четыре, 
Раз, два, три, четыре, пять!

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения  в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза 
и?  (Понижается)
-Прочитайте информацию  «ключика» на стр. 103.

Правила постановки знаков препинания при однородных членах: (слайд 6)

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О, О

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз! О и О

б)  Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком. 
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания 
«стеклянными крыльями»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)

 Самостоятельная работа  с 1 или 2 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка). Составить схемы однородных главных членов.

(два ученика рисуют схемы предложений на доске после выполнения задания).

 Работа в парах.

Найдите однородные члены. Подчеркните их. Найдите  и исправьте ошибки.

  1. В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.
  2. Опавшая листва кружится ложится на землю.
  3. В саду поспели яблоки груши и сливы.
  4. Осенью ласточки, утки, и гуси улетают в теплые края.

      Фронтальная проверка работ.

  -Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием. 

Чтение предложений, ответы на вопросы учителя.

Составление предложения с однородными сказуемыми.

Запись этого предложения в тетрадь, выделение грамматической основы.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

Составление предложения с однородными подлежащими, его запись. Выделение главных членов предложения.

Делают вывод.


Отвечают на вопросы учителч.

Ставят цели, формулируют тему урока и записывают в тетради.

Открывают учебник, читают задание к упражнению

Знакомятся со значением слов «натуралист» и «зарисовка».

        

Трое учеников работают у доски, остальные делают записи в тетради.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Отвечают на вопросы учителя.

Чтение вывода на стр. 103.

Знакомство с правилом постановки знаков препинания.

Знакомство с зарисовкой 2 части текста.

Работа с толковым словарём в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельная работа.

Работают в парах. Выполняют задания карточек.

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

- Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения?

- Поведем итог нашего урока.  Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? (слайд 7)

-  О чем вы узнали? Вам было трудно?  

Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.  Нарисуйте на полях в тетради красный смайлик, если на уроке вы работали отлично, зелёный смайлик — если работали хорошо, синий смайлик — если могли бы работать лучше. Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках.

Ответы учащихся:

Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие и сказуемые.

Знание признаков однородных членов предложения

 Научились  находить главные члены предложения. Строить схемы.

9.Домашнее задание.

По выбору:

  1. № 233 с. 103. Выписать предложения с однородными членами по заданию. Выучить правило.
  2. Творческая работа «Оживи текст». 

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Зима». Текст лежит у вас на партах.  Выучить правило.

 (слайд 8)

Записывают домашнее задание по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое".

Цели: Формировать умение находить в предложении главные члены. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование: интерактивная...

методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 3 класс "Подлежащее и сказуемое"

Урок разработан по программе "Школа 21 века" с учётом особенностей преподавания в системе развивающего обучения....

Русский язык. 2 класс. «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

Технологическая карта к уроку по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» (Русский язык. 2 класс)...

Урок русского языка. 2 класс. "Подлежащее и сказуемое"

Бочкарева Зоя Викторовна, учитель начальных классовМБОУ « Средняя общеобразовательная школа №18» г. Новокузнецк. Тема: «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».Цель: Науч...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"...

Конспект урока русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения".

4 класс, УМК "Перспектива"Знать:-  значение понятий , «главные члены предложения», , «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;Уметь:- определять в предложении...