Понятие о местоимении. Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Освоение определения понятия «местоимение», формирование умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Программа «Школа России»
Учитель начальных классов: Милькова Ирина Валентиновна
Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: освоение определения понятия «местоимение», формирование умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.
Задачи:
-совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, выделять существенные признаки и свойства;
-способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия;
- развивать умение работать в парах и коллективе;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
научатся находить местоимения в речи;
познакомятся с личными местоимениями.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
классифицировать объекты по существенному признаку;
использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;
строить сообщения в устной и письменной форме;
оценивать результаты выполненного задания;
Регулятивные:
умение работать по образцу;
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций;
контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
участвовать в совместной деятельности;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования;
оказывать взаимопомощь;
осуществлять взаимоконтроль;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Формы организации работы учащихся:
фронтальная, парная, дифференцированная, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Форма урока: урок – исследование. 1-й урок в теме «Местоимение».
Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, тетради, карточки для исследовательской работы, карточки для работы в парах, индивидуальные, презентация, доска с необходимыми записями, учебник В. П. Канакина «Русский язык» 4класс -М.: Просвещение, 2012.
Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация.
Встали дружно.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения
- Проверьте всё ли у вас готово к уроку и тихонечко садитесь.
2.Актуализация знаний с использованием чистописания.
СЛАЙД 1
-Посмотрите на экран и сформулируете выполнение задания.
(К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова)
сухой – мокрый
старый -молодой
гладить -мять
глубокий -мелкий
твёрдый - мягкий
большой - маленький
-Что в этом задании интересного и необычного?
(все слова второго столбика на букву м)
-Как вы думаете какую букву мы будем писать на чистописании?
(м)
-Что бы правильно справиться с чистописанием посмотрите какая закономерность букв?
СЛАЙД 2
МмМммМммм ….
-Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
(К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м.)
- Откройте тетради, запишите число и запишите буквы по образцу с правильным соединением.
-Оцените свою работу в парах (шкала оценивания Приложение 1)
СЛАЙД 1
- Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
(На глаголы и имена прилагательные.)
- Какие еще части речи вы знаете?
(существительные, предлоги….)
3.Определение темы
-У вас на столах есть карточки розового цвета. Вычеркните повторяющиеся буквы и вы
получите слово- это и будет темой нашего урока.
СЛАЙД 3
ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ (местоимение)
Да, сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением.
СЛАЙД4
-Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по
частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.
-А вот почему ? Это действительно загадка.
- Предлагаю провести исследование и найти ответ на эту загадку.
- Что такое исследование?
(Исследование- поиск нового)
-А кто проводит исследование?
(исследователи)
- Кто такой исследователь?
- (Исследователь- человек, который проводит исследование)
4.Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.
(Создаю условия для выполнения исследования.)
-Начнём наше исследование.
-Перед каждым исследованием бывает подготовка.
-Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о местоимении.
-А для этого выполните небольшую тестовую работу. Приложение 2
СЛАЙД 5
(Выполняют тестовое задание на оранжевых карточках.)
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
-Смогли ли вы ответить на все вопросы?
(нет)
-Почему?
(Не хватает знаний)
-А сейчас отталкиваясь от темы мы с вами постараемся сформулировать задачи нашего урока,
опираясь на слова.
СЛАЙД 6
Познакомиться с (местоимениями)
Научиться отличать ( местоимения от других частей речи)
Научиться использовать (местоимения в своей речи)
5.Открытие новых знаний.
-Продолжим наше исследование.
-По частям речи у нас с вами составлены кластеры, а сегодня мы изготовим памятки.
-На столах есть заготовки этих памяток в которых мы будем записывать наши исследования.
Приложение 3
Исследовательская карточка |
1.Местоимение – это |
2.Употребляется вместо |
3. Не называют предмет, а |
4. Личные местоимения |
5. Местоимения отвечают на вопросы |
1.Работа с предложениями.
-Прочитайте.
(Читают предложения и отвечают на вопросы учителя.)
СЛАЙД 7
В лесу живёт лиса. Лиса кормится мышами, сусликами и другими грызунами.
-О ком говорится в предложениях?
(о лисе)
- Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения?
(нет)
-Какой имеется недостаток?
( повтор слов)
-Как его исправить, посоветуйтесь с товарищем по парте.
( необходимо его заменить другим словом).
-А сейчас мы с вами побудем редакторами.
-Кто такой редактор?
(Редактор- человек исправляющий ошибки)
-Давайте отредактируем наши предложения и запишем в тетради.(1 ученик у доски)
(Слово лиса во втором предложении заменим словом она.)
-Для чего мы это сделаем?
( Избежать повтора)
СЛАЙД 8
-Молодцы!
- А сейчас попробуйте составьте предложения из данных слов и запишите его в тетрадь .
СЛАЙД 9
Охотятся, майских, на, лисята, жуков. С, лакомятся, удовольствием, они.
(Лисята охотятся на майских жуков. Они с удовольствием лакомятся. )
(НА СЛАЙДЕ ПРОВЕРКА)
- Что вы сейчас записали?
(предложения)
-Подчеркните в них основу.
-Помогите мне закончить фразу:
СЛАЙД 10
-Предложение состоит из … (слов)
-Каждое слово – это часть …. (речи.)
- Назовите, какие части речи встретились в нащих предложениях?
(В предложениях встечались существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.)
-Какой можно сделать вывод?
Т.к. местоимение – слово, значит, оно является ….( Частью речи.)
(Записывают вывод в исследовательскую карточку.)
- Местоимение – это часть речи.
-Итак, первое открытиемы с вами сделали. Местоимение - это часть речи.
2. Разбор слова по составу.
СЛАЙД 11
-Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название?
-Вместо какой части речи мы употребили в предложении местоимение?
(существительных)
- Местоимение мы поставили вместо имени существительного.
-В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо»
«имени».
-Итак, второе открытие.
-Запишите в исследовательскую карточку.
-Про местоимения даже есть небольшой стишок
СЛАЙД 12
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
3. Выясним, какова же роль местоимения в речи?
СЛАЙД 13
-Вернёмся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки.
-Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
(повтора)
-Какую часть речи мы заменили?
(существительное)
-Для чего же мы используем в речи местоимения?
(заменяем существительные)
-Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимений такое же
значение, как у существительного?
Как вы думаете?
Давайте выясним.
-Если бы не было 1-го предложения, было бы понятно, о ком идёт речь?
(нет)
-В чём же тогда различие в значении местоимения и имени существительного?
(Местоимение не называет предмет, а указывает на него.)
- Какой можно сделать вывод?
(Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. )
-Запишите в исследовательскую карточку.
4. Знакомство с личными местоимениями.
(Учитель задает вопросы.)
- В какой стране ты живёшь? Отвечаем полным ответом.
(Я живу в России.)
-Запишите в тетрадь.
- Какое слово употребили, назвав себя?
(я)
-Подчеркните это слово.
- Какие ещё страны вы знаете?
(Англия, Франция…..)
-Мы знаем много стран. (запишите)
- Какое слово в предложении указывает на нас?
(Мы)
- А сейчас обратитесь к соседу по парте с вопросом, не называя его имени.
(Ты любишь рисовать?)
-Запишите.
- Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились?
(Ты)
- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?
(Вы любите слушать музыку?)
-Запишите
-Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
(ОН,ОНА)
-Запищите
-Если это группа лиц?
(ОНИ)
-Запишите
-Все названные местоимения называются личными.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения,
Все местоимения.
- Запишите личные местоимения в исследовательскую карточку.
6. Работа с учебником.
-Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 52.
-Назовите местоимения и поставте к ним вопрос.
-Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?
Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.
7.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте)
Раз, два, три (хлопки в ладоши)
Я пою и ты поёшь
Раз, два, три
Мы идём и мы поём
Раз, два, три
Очень дружно мы живём
Раз, два, три.
- Какие местоимения вы услышали?
(я,мы,ты)
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде
-Давайте вспомним чему мы должны научиться на уроке?
-Вам помогут опрорные слова
(Познакомиться с
(местоимениями)
Научиться отличать
( местоимения от других частей речи)
Научиться использовать
(местоимения в своей речи)
-А теперь внимание – начинаем соревнование!
Конкурс «Самый внимательный редактор».
-Давайте еще раз вспомним кто такой редактор?
(Человек работающий с текстом, проверяющий и исправляющий ошибки)
-Посмотрите на экран и прочитайте.
-Что вы прочитали?
(отрывки из басен)
-Кто автор этих басен?
(Крылов)
-Выберите понравившийся отрывок запиши его в тетрадь исправляя ошибки.(Приложение 4)
1.Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей мартышка слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,
Что лает на Слона!
3.Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай, кум милый, мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
-Зачитайте свои отрывочки
-ОЦЕНИТЕ СЕБЯ в парах
-Опираясь на исследовательскую карточку, дайте определение местоимению.
(Учитель организует подведение итогов первой части урока.)
Вывод. – Что такое местоимение?
9.Работа по учебнику.
Страница 53 упражнение 111 (устно)
-Назовите местоимение в предложении и на кого или на что оно указывает.
-Когда в разговорной речи вы употребляете ВЫ, а когда ТЫ?
10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
(Учитель предлагает выполнить задания разного уровня сложности. Инструктаж учителя.)
(Выбирают карточку и выполняют задания.)
(Проверяют себя по эталону.)
Приложение 5
1 уровень
-Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.
Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.
-Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.
2 уровень
-Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Проверка в парах (Оцените себя по шкале)
11.Рефлексия
(Учитель предлагает, обобщить знания, ответив на вопросы )
-С какой частью речи мы познакомились?
(местоимением)
-Почему эта часть речи получила такое название?
(вместо имени существительного)
-Для чего нужны местоимения в речи?
(чтобы не повторять слова)
-Предлагаю вам вернутся к нашему тесту и выполнить задания.
-Смогли ли вы сейчас ответить на все вопросы?
(Да)
Подводят итог урока.
Повторно выполняют тест.
12.Домашнее задание
(Учитель предлагает выполнить задание по выбору.)
- Сочинить стихотворение или сказку о местоимениях.
-Записать 5 предложений с местоимениями
-Стр.93 упр. 157 в учебнике.
13.Самооценка
(Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.)
- Продолжите фразу:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Мне бы хотелось похвалить…»
«Самым интересным на уроке было…»
(Я прошу вас подвести анализ своих знаний и оценить свою работу на уроке)
(Помещают свои листы самооценки на доску. Выставление оценок. )
Приложение 1
Лист самооценки
Высший
Выше
среднего
Средний
Ниже
среднего
низкий
чистописание знания о местоимении редактирование самостоятельная знания о местоимении
( аккуратность в начале урока басни работа на конец урока
правильность)
Приложение 2
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
Приложение 3
Исследовательская карточка |
1.Местоимение – это |
2.Употребляется вместо |
3. Не называют предмет, а |
4. Личные местоимения |
5. Местоимения отвечают на вопросы |
Приложение 4
1.Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей мартышка слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,
Что лает на Слона!
3.Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай, кум милый, мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
Приложение 5
1.Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.
Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.
- Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.
2.Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Проект урока русского языка
Учитель начальных классов: Милькова Ирина Валентиновна
Класс: 4
Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: освоение определения понятия «местоимение», формирование умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.
Задачи:
-совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, выделять существенные признаки и свойства;
-способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия;
- развивать умение работать в парах и коллективе;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
научатся находить местоимения в речи;
познакомятся с личными местоимениями.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
классифицировать объекты по существенному признаку;
использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;
строить сообщения в устной и письменной форме;
оценивать результаты выполненного задания;
Регулятивные:
умение работать по образцу;
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи;
выстраивать последовательность необходимых операций;
контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
участвовать в совместной деятельности;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования;
оказывать взаимопомощь;
осуществлять взаимоконтроль;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Формы организации работы учащихся:
фронтальная, парная, дифференцированная, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Форма урока: урок – исследование. 1-й урок в теме «Местоимение».
Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, тетради, карточки для исследовательской работы, карточки для работы в парах, индивидуальные, презентация, доска с необходимыми записями, учебник В. П. Канакина «Русский язык» 4класс -М.: Просвещение, 2012.
Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».
Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...
Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».
Знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"
Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....
Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс
Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...
План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные: формирование интереса к учению, способн...