Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_klasse_po_teme_mestoimeniya.zip | 256.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 3 классе
по теме «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель: знакомство с учащимися с новой частью речи – местоимением.
Задачи: познакомить учащихся со значением местоимения; формировать понятие о личных местоимениях; развивать умение работать в группах и парах; воспитывать интерес к учебе, любовь к природе.
Ход.
1 Организационный момент.
-Проверьте готовность к уроку и настройтесь на серьезную работу.
- Начать урок я хочу с пословицы, закончите ее: Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат чтобы стал … (умнее) СЛАЙД 1
- Можете ли вы объяснить смысл пословицы?
- Считаете ли вы, что стали умнее за годы учебы в школе?
- А нужно ли учиться дальше?
- Я рада, что вы все хотите учиться и становиться умнее.
2 Создание проблемной ситуации.
- Тогда за работу.
День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.
Молотки, взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
- Прочитайте название частей речи. СЛАЙД 2
- Интересно, а какая часть речи скрывается под знаком вопроса?
- Хотите узнать?
3 Определение темы урока.
- Чтобы определить тему урока и открыть знак вопроса, мы должны выполнить следующее задание.
- Прочитайте текст. СЛАЙД 3
Я уже давно мечтаю о нем. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться.
-Как выдумаете, кто герой этого небольшого рассказа?
- Почему нельзя определить, кто герой рассказа?
- Каким словом назван герой?
- Героем рассказа может быть кто угодно.
- Можно ли определить мечту героя?
- Почему?
-Какие слова нужно заменить в тексте, чтобы стало понятно, кто герой и о чем он мечтает.
(Дети называют слова)
- Какой частью речи вы замените эти слова?
- Поработайте в группах и составьте свой текст, употребляя имена существительные.
Учащиеся в группах работают по карточкам:
___________ уже давно мечтает о ___________. Иногда даже видит ___________ во сне.
____________ кажется, что если ______________ будет у ______________, ____________ будет лучше учиться.
- Прочитайте тексты, которые у вас получились.
- Какой частью речи вы заменили слова я, о нем, его, мне, он.
- Значит, эти слова занимали место … СЛАЙД 4
- Кто догадался, что же это за часть речи? (Местоимение)
- Что мы с вами определили? (Тему урока)
- Какие задачи вы поставите перед собой?
(Определить роль местоимения в речи. Узнать о признаках местоимения)
- Итак тема определена, задачи вами поставлены. Приступаем к их решению.
4 «Открытие» нового знания.
- Чтобы определить роль местоимения, выполним упр. 290 на стр.55.
- Работать будем по вариантам парами. СЛАЙД 5
1 вариант – предложения под №3. (На ветке сидел воробей. … чистил свои перышки)
2 вариант – предложения № 4. (На соседнюю ветку села ворона. … громко закаркала.)
3 вариант – предложения № 5. (Из – за тучи выглянуло солнце. … осветило землю)
4 вариант – предложения № 8. (Я люблю читать книги. … помогают мне хорошо учиться.)
- Прочитайте задание, обсудите, если все понятно, приступайте к выполнению.
После выполнения работы следует коллективная проверка.
- Назовите местоимения, которые вы вставили в предложения.
- Как вы думаете, какую роль выполняют местоимения в речи?
Вывод: Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. СЛАЙД 6
- На какие предметы указывают местоимения в каждой группе предложений.
- Выпишем их из предложений. СЛАЙД 7.
- Попробуем найти общие признаки местоимений и существительных.
- Задайте вопрос к существительным и местоимениям, их заменяющим.
- Местоимения отвечают на тот же вопрос, что и имена существительные.
- Но это относится только к местоимениям – существительным.
- А как их называют, мы узнаем после физминутки.
Физминутка.
- Хлопните в ладоши, если услышите местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
- Как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение?
- Перечислите местоимения, которые вы услышали?
- А теперь давайте послушаем диалог.
Уч-ся (разыгрывают сценку).
- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Маша. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А Саша? Он дома?
- Что мы с вами прослушали?
- Сколько лиц участвуют в диалоге?
- Кто начал разговор?
- Как назвала себя Юля?
- Это первое лицо, которое участвует в диалоге. СЛАЙД 8
- Все вы можете сказать про себя я.
- А как вы все скажите про всех вас вместе? (Мы)
- Это первое лицо.
- Кто является вторым лицом диалога?
- Как Юля обратилась к Владу? (Ты)
- Юля, а как бы ты обратилась к ребятам? (Вы)
- Влад и Юля говорят о ком – то еще, кто не участвует в диалоге, т.е. о третьих лицах.
- Саша – он, Маша – она.
- А как можно назвать Сашу и Машу одним словом? (Они)
- Сделайте вывод.
- Местоимения бывают 1,2,3 лица.
- Как вы думаете, как мы их назовем?
- Называются эти местоимения личными.
- Посмотрите внимательно на таблицу личных местоимений.
- У каких местоимений вы можете определить род?
- Какой вывод можно сделать?
- Род можно определить у местоимений 3 лица.
5 Закрепление изученного материала.
- С какими местоимениями мы познакомились?
- Поработайте самостоятельно по карточкам и найдите в каждом ряду лишнее слово, зачеркните его.
Учащиеся работают по карточкам.
Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
Проверка.
- Какое слово зачеркнули в каждом ряду, почему? СЛАЙД 9
6 Итог.
- С какой частью речи мы познакомились на уроке?
- Что вы узнали о местоимении?
- Назовите ключевые слова урока.
- Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 10.
- Как вы считаете, на следующем уроке нам надо возвратиться к теме «Местоимение» или достаточно одного урока?
- На следующем уроке мы возвратимся к теме «Личные местоимения» и закрепим полученные на уроке знания.
- Давайте прочитаем с вами заключительные слова урока. СЛАЙД 11
7 Домашнее задание
- К следующему уроку вы должны выучить правила на стр. 56,57 и выполнить упр.291
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Личные местоимения"
Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Личные местоимения». Данный материал будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Личные местоимения. Изменение местоимений по родам".
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Личные местоимения. Изменение местоимений по родам"....
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"
Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...
Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».
Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....
урок русского языка в 4 классе тема "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам."
Познакомить с изменением местоимений 3-го лица по падежам. Изучение нового материала.Комбинированный. Работа в парах, фронтально, самостоятельно. Проблемный, словесный, интерактивный, п...
Урок русского языка в 3 классе по теме : " Личные местоимения".
Урок русского языка в з классе по теме " Личные местоимения". УМК " Школа России"....
Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:...