Падеж имен существительных 3 класс
план-конспект по русскому языку
Падеж имен существительных 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezh_imen_sushchestvitelnyh_3_klass.docx | 66.84 КБ |
prezentatsiyapadezhi_imen_sushchestvitelnyh.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Падеж имен существительных. Изменение имён существительных по падежам»
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
УМК: «Школа России»
Тема | «Падеж имен существительных. Изменение имён существительных по падежам» |
Цель: | Познакомить с понятием «Падеж», с вопросами падежей имен существительных , способствовать формированию умения определять падеж имён существительных. |
Задачи: | Направленные на достижение личностных результатов: - развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; - формировать умение оценивать себя и других учеников; Направленные на достижение метапредметных результатов: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; - уметь высказывать свое мнение; Познавательные УУД: - развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - ориентироваться в своей системе знаний; - формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; - развивать мыслительную деятельность; Коммуникативные УУД: - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; Направленные на достижение предметных результатов: - формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам; - формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных; - закрепить умение определять падеж имен существительных по вопросам и опорным словам; |
Тип урока: | «открытие» новых знаний, урок-исследование |
Методы обучения: | проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения |
Планируемый результат: | Знать названия падежей, вопросы к ним, вспомогательные слова; Уметь находить существительные в предложениях и тексте, определять падеж. |
Основные понятия: | - падежи - предлог - падежные вопросы - вспомогательные слова |
Межпредметные связи: | Русский язык, физкультура, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник « Русский язык»,3класс; Комментарии к урокам, наглядный и раздаточный материал, ИКТ; Карточки для работы группах, индивидуальные смайлики, |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах |
Здоровьесберегающие технологии: | физкультминутка , смена вида деятельности, групповая работа. |
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД: |
I .Самоопределение к деятельности. | -Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! | Проверяют готовность к уроку. | Л:самоопределение; формирование положительных мотивов учения; нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; К:способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; |
II.Актуализация знаний . Минутка каллиграфии. | Отгадая загадку, вы узнаете написание какой буквы мы вспомним сегодня на уроке. Эта буква как жучок Эта буква широка Что вы можете рассказать про эту букву/звук? Именно эта буква сегодня встречается на минутке каллиграфии. Диктант: 3 заглавные буквы Ж; «заборчик» из 3 строчных букв;первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в слове крыжовник (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 1 слог в слове жара, 3 слог в слове покажу Ж Ж Ж жжж жи жо жё же жа жу | Это буква Ж Твердый непарный звук,звонкий парный звук, жи пиши с и Прописывают прописную и строчную буквы, сочетания букв | Л: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; Р:определять и формулировать цель на - уметь высказывать свое мнение; П:развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - ориентироваться в своей системе знаний; - формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; - развивать мыслительную деятельность; К: формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; |
III. Подведение к проблеме: | Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции. ([пад’эш]) - Совпадает ли произношение слова с его написанием с написанием? Почему? - Какая орфограмма в этом слове? - Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите. - Как проверить парный согласный? - Запишем это слово и проверочные слова на новой строке через запятую. Падеж, падежи, падежные вопросы. Подчеркните орфограммы. | – падеж Нет, (происходит оглушение согласного звука) Парная согласная в корне слова Ж, падежи, падежный Подобрать проверочное слово, чтоб после согласного стоял гласный звук или н | Л: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; Р:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; - уметь высказывать свое мнение; П: развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - ориентироваться в своей системе знаний; - формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; - развивать мыслительную деятельность; К:формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; |
IV.Формулирование проблемы: | Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Именно её мы записали на минутке каллиграфии | Падеж, падежи, падежные вопросы. | Л:развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; - формировать умение оценивать себя и других учеников; Р:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение планировать, контролировать, корректировать - уметь высказывать свое мнение; П: - развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - развивать мыслительную деятельность; К: - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; |
V.Составление плана исследования(задачи): | Что необходимо узнать на уроке, составим план исследования | Что означает слово « падеж» Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа; Определять падеж имен существительных | |
VI. Проведение исследования: | Некоторым ребятам было дано задание Обобщаю Падеж – грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении. И что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение». Наша задача – выучить и понять 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. | 1. Дано задание - узнать что такое «падеж» Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. ). Греческие учёные заметили ,что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей происходит от латинских и представляют их дословный перевод. Есть сказка(позже послушаем) 2. задание - сколько падежей в русском и других языках (для сравнения). В финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей . Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. В русском языке было 13 падежей, а осталось 6 падежей. | |
6.1 Знакомство с падежами русского языка.(заполнение таблицы) | Работа по группам Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного. Итак, давайте же с ними познакомимся. 1.Есть именительный падеж, С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? 2.А я – падеж родительный. С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи. 3.Я называюсь дательным, С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими? 4.А я – винительный падеж С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи. Могут употребляться с предлогами? 5.А я – творительный падеж, С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? 6. Я – падеж предложный. С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? (Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми): Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах. А чтобы их легче запомнить, я вам предлагаю памятку | Вместе заполняют таблицу Им.п Вопросы- кто? и что? Вспомогательное слово - Есть Предлоги- нет Является подлежащим Р.п. Вопросы- кого? и чего? Вспомогательное слово - Нет Предлоги- с, до, у, из Д.п. Вопросы- кому? и чему? Вспомогательное слово - дать Предлоги- к, по может и без В.п. Вопросы- кого? и что? Вспомогательное слово - виню И.п. и Р.п Предлоги- во, может и без Т.п. Вопросы- кем? и чем? Вспомогательное слово - Любуюсь Предлоги- перед, под и над
П.п. Вопросы- о ком? и о чем? Вспомогательное слово - говорю Предлоги- о, и в, и при | Л:развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; Р: уметь высказывать свое мнение; П: развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - ориентироваться в своей системе знаний; - формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; - развивать мыслительную деятельность; К:формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;
П: - формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам; |
(Оценка работы в группе | Оцените свою работу по лесенке знаний (какой высоты вы достигли при получении новых знаний при знакомстве с падежами )прикрепить смайлики | Л: - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; - формировать умение оценивать себя и других учеников; | |
V II. Релаксация. Двигательные упражнения. | Покачайтесь, покружитесь, | Выполняют двигательные упражнения | |
VIII.Формирование самообразовательных умений.(работа в группах) 8.1.Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных и определение падежей | Упражнение 1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Попробуйте определить падеж имени сущ, которое вставили Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем. Через наш город протекает ……..Салгир. Горожане заботятся о …..Салгир. Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой Почему на месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»? Давайте проверим. Проверка на доске (слайд). Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите своё мнение правилом учебника. Стр.8 | (учащиеся вписывают слова) Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку., называется устьем. Через наш город протекает река Салгир. Горожане заботятся о реке Салгире. | Л: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; - формировать умение оценивать себя и других учеников; Р:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; - уметь высказывать свое мнение; П:развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - ориентироваться в своей системе знаний; - формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; - развивать мыслительную деятельность; К:формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; П:формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам; - формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных; - закрепить умение определять падеж имен существительных по вопросам и опорным словам; |
8.2.Составление алгоритма определения падежа имени существительного | У кого возникли трудности? Кто справился? Расскажите как вы это делали? Давайте составим алгоритм – еще одна задача нашего урока Через наш город протекает река Салгир. - Как определить падеж имени существительного. От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.) ПОЧЕМУ ВОПРОС ЧТО? А НЕ КТО? протекает (что?) река Попробуйте определить падеж сущ-го река. И.п. Сделайте вывод: падеж именительный. Выделите окончание Аналогичная работа с другим предложением, но сначала составим алгоритм Проверяем, доказываем свою точку зрения. | Составляют алгоритм : 1. 1.Найди слово в предложении, к которому относится имя. 2. Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительному. 3. По падежному вопросу и предлогу определи падеж. Для проверки подбери, вспомогательное слово. | |
Оценка группы | Оцените свою работу по лесенке знаний (какой высоты вы достигли при получении новых знаний при определении падежей имен существительных)прикрепить смайлики | Оценивают работу в группе | Л:формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; - формировать умение оценивать себя и других учеников |
9. Анализ и обобщение полученных результатов- блиц-опрос. | У каждого из вас таблица падежей, которую вы заполнили, используя полученные на уроке знания. Если возникли вопросы, посоветуйтесь в парах, загляните в учебник или задайте вопрос мне. Итак, подводя Отчёт исследования(вернемся к задачам)проведем блиц-опрос и определим, достигли ли мы целей , которые ставили вначале урока?: Что означает слово « падеж» Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа; Определять падеж имен существительных Составление алгоритма определения падежей Сколько падежей в русском языке? (6) Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные) Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? - чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……) | 6 (косвенные) (изменить по вопросам) (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) И.п. | Л:развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; - формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей; - формировать умение оценивать себя и других учеников; Р: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; - уметь высказывать свое мнение; П:развивать готовность к принятию и решению учебных задач; - ориентироваться в своей системе знаний; - формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; - развивать мыслительную деятельность; К: формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; - формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу; П: формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам; - формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных; - закрепить умение определять падеж имен существительных по вопросам и опорным словам; |
IX. Рефлексия. | Составим букет Знаний, оценим себя Синий цветок- я знаю падежи, вопросы, научился определять падеж и могу объяснить другу Желтый – я не уверен в своих силах и мне потребуется еще помощь учителя или друга Красный – к сожалению я ничего не понял на уроке | Оценивают себя | Л:формировать умение оценивать себя |
Х.Домашнее задание. | Изменить по падежам слова Земля, мама. Выделить окончание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
[пад’эш] Паде ж , паде жи , падежные вопросы
Падежи имён существительных Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Предлоги
Падежи имён существительных Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Предлоги Именительный есть кто? что? Родительный нет кого? чего? с, до, у, из Дательный рад кому? чему? к, по Винительный вижу кого? что? Творительный любуюсь кем? чем? перед, под, над Предложный говорю о ком? о чём? о, в, при
Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……………….. Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем. Через наш город протекает …….. Салгир. Горожане заботятся о ….. Салгире. Слова для справок: река, реки, реку, реке, река, реку, о реке
Горожане заботятся о реке Салгир.
Как определить падеж имён существительных:
Домашнее задание:
Реки Республики Крым
Самые короткие реки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...