Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Шилова Светлана Валериевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1).    

     Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности  развития детей класса затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе  работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей.

    

     Целью обучения изобразительной деятельности в первом классе формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

.

     Основные задачи:

— формирование положительного отношения детей к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

МАОУ «КСОШ-ДС»

Принято на заседании психолого-

педагогического консилиума

МАОУ «КСОШ-ДС»

протокол №________

от «___»__________ 20___ г.

Удтверждаю:

Директор МАОУ «КСОШ-ДС»

К. Е. Данилов ________________

от «___»__________ 20___ г.

приказ №______________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2В класса

Составитель:

Учитель начальных классов:

Шилова С.В.

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1).        

     Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности  развития детей класса затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе  работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей.

     

     Целью обучения изобразительной деятельности в первом классе –  формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

.

     Основные задачи:

— формирование положительного отношения детей к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

        Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

     Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

      Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям класса. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти виды работ целиком отдельные уроки не отводятся; они включаются в урок  как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, направленные на развитие данной ВПФ. Сенсорное развитие детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, дидактических играх.

     Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей  учащихся к активным действиям и речи. Учебная  работа на уроках изобразительной деятельности строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Количество учебных часов

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Изобразительная деятельность» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты освоения предмета:

  • принимает предлагаемую помощь;
  • выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;

  • определяет состояние своего здоровья;

  • проявляет собственные чувства;
  • проявляет уважение к людям старшего возраста;
  • учится избегать конфликтных ситуаций;
  • проявляет собственные чувства;
  • осознает, что определённые его действия несут опасность для него;
  • выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;

Предметные результаты освоения программы по предмету: 

  • фиксирует взгляд на предмете
  • берёт рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривает его;
  • берёт карандаш в руку и сжимает его с помощью учителя;
  • проводит прямые и ломаные линии самостоятельно или с помощью учителя;

Базовые  учебные действии. БУД:

  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их;
  • раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
  • фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке;
  • выполняет действие «рука в руке»;
  • берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью;
  • ориентироваться в пространстве класса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

дата

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

ЦОП

Домашняя работа

факт

план

1 модуль. Развитие мелкой моторики

4

1

Давайте познакомимся.  ИОТ и ТБ. Игра с цветными карандашами.

1

2

Исследование различных образцов  бумаги. Цветная бумага.

1

3

Рисование карандашами (закрашивание предмета внутри контура).

1

4

Действия с простым карандашом, ластиком.Рисование красками (заливка контура).

1

2 модуль. Развитие мелкой моторики.

10

5

Смешивание акварельных красок. ИОТ и ТБ.

1

6

Игры с разноцветной водой.

1

7

Рисование по мокрому листу. Явления природы.

1

8

Рисование по мокрому листу. Осень.

1

9

Растительный мир. Знакомство с природным материалом.

1

10

Фрукты и ягоды. Игра с гуашевыми красками.

1

11

Рисование разными способами. Фрукты на тарелке или в вазе.

1

12

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи. Снеговик.

1

13

Рисуем мелками «Украсим ёлку шарами».

1

14

Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками».

1

3 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

5

15

Рисование гуашевыми красками: полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ.

1

16

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы. Неваляшка.

1

17

Рисование несложных по форме ёлочных игрушек.

1

18

Рисование ветки ели с игрушками.

1

19

Декоративное рисование. Узор в полосе из кругов и квадратов.

1

4 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

7

20

Рисование красками «Кошки-мышки».

1

21

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

22

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисование «Колобок катится по дорожке».

1

23

Роспись силуэтного изображения игрушек «Матрешка».

1

24

Явления природы. Рисуем мелками.

1

25

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. Флажки.

1

26

Рассматривание дымковской игрушки. Геометрический узор в полосе из треугольников.

1

5 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

7

27

Явления природы. Смешивание акварельных красок, нанесение разноцветных красок на контур. ИОТ и ТБ.

1

28

Рисование по мокрому листу. «Аквариум».

1

29

Растительный мир. Рисование акварельными красками. «Трава».

1

30

Рисование подснежника

1

31

Рисование акварельными красками. «Полянка с цветами».

1

32

Рисование  «Ковёр из одуванчиков»

1

33

Рисование с натуры «Ветка в вазе»

1

34

Итоги года.

1

Итого:

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана на основе на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью   программно-методическим материалом « Обуч...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.1...