Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1).
Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности развития детей класса затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей.
Целью обучения изобразительной деятельности в первом классе – формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
.
Основные задачи:
— формирование положительного отношения детей к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 74.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
МАОУ «КСОШ-ДС»
Принято на заседании психолого- педагогического консилиума МАОУ «КСОШ-ДС» протокол №________ от «___»__________ 20___ г. | Удтверждаю: Директор МАОУ «КСОШ-ДС» К. Е. Данилов ________________ от «___»__________ 20___ г. приказ №______________ |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2В класса
Составитель:
Учитель начальных классов:
Шилова С.В.
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1).
Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности развития детей класса затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей.
Целью обучения изобразительной деятельности в первом классе – формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
.
Основные задачи:
— формирование положительного отношения детей к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям класса. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти виды работ целиком отдельные уроки не отводятся; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, направленные на развитие данной ВПФ. Сенсорное развитие детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, дидактических играх.
Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активным действиям и речи. Учебная работа на уроках изобразительной деятельности строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Изобразительная деятельность» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты освоения предмета:
- принимает предлагаемую помощь;
- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
- определяет состояние своего здоровья;
- проявляет собственные чувства;
- проявляет уважение к людям старшего возраста;
- учится избегать конфликтных ситуаций;
- проявляет собственные чувства;
- осознает, что определённые его действия несут опасность для него;
- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
Предметные результаты освоения программы по предмету:
- фиксирует взгляд на предмете
- берёт рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривает его;
- берёт карандаш в руку и сжимает его с помощью учителя;
- проводит прямые и ломаные линии самостоятельно или с помощью учителя;
Базовые учебные действии. БУД:
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их;
- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
- фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке;
- выполняет действие «рука в руке»;
- берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью;
- ориентироваться в пространстве класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | ЦОП | Домашняя работа | |
факт | план | |||||
1 модуль. Развитие мелкой моторики | 4 | |||||
1 | Давайте познакомимся. ИОТ и ТБ. Игра с цветными карандашами. | 1 | ||||
2 | Исследование различных образцов бумаги. Цветная бумага. | 1 | ||||
3 | Рисование карандашами (закрашивание предмета внутри контура). | 1 | ||||
4 | Действия с простым карандашом, ластиком.Рисование красками (заливка контура). | 1 | ||||
2 модуль. Развитие мелкой моторики. | 10 | |||||
5 | Смешивание акварельных красок. ИОТ и ТБ. | 1 | ||||
6 | Игры с разноцветной водой. | 1 | ||||
7 | Рисование по мокрому листу. Явления природы. | 1 | ||||
8 | Рисование по мокрому листу. Осень. | 1 | ||||
9 | Растительный мир. Знакомство с природным материалом. | 1 | ||||
10 | Фрукты и ягоды. Игра с гуашевыми красками. | 1 | ||||
11 | Рисование разными способами. Фрукты на тарелке или в вазе. | 1 | ||||
12 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи. Снеговик. | 1 | ||||
13 | Рисуем мелками «Украсим ёлку шарами». | 1 | ||||
14 | Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками». | 1 | ||||
3 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 5 | |||||
15 | Рисование гуашевыми красками: полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ. | 1 | ||||
16 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы. Неваляшка. | 1 | ||||
17 | Рисование несложных по форме ёлочных игрушек. | 1 | ||||
18 | Рисование ветки ели с игрушками. | 1 | ||||
19 | Декоративное рисование. Узор в полосе из кругов и квадратов. | 1 | ||||
4 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 7 | |||||
20 | Рисование красками «Кошки-мышки». | 1 | ||||
21 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | |||||
22 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисование «Колобок катится по дорожке». | 1 | ||||
23 | Роспись силуэтного изображения игрушек «Матрешка». | 1 | ||||
24 | Явления природы. Рисуем мелками. | 1 | ||||
25 | Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. Флажки. | 1 | ||||
26 | Рассматривание дымковской игрушки. Геометрический узор в полосе из треугольников. | 1 | ||||
5 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 7 | |||||
27 | Явления природы. Смешивание акварельных красок, нанесение разноцветных красок на контур. ИОТ и ТБ. | 1 | ||||
28 | Рисование по мокрому листу. «Аквариум». | 1 | ||||
29 | Растительный мир. Рисование акварельными красками. «Трава». | 1 | ||||
30 | Рисование подснежника | 1 | ||||
31 | Рисование акварельными красками. «Полянка с цветами». | 1 | ||||
32 | Рисование «Ковёр из одуванчиков» | 1 | ||||
33 | Рисование с натуры «Ветка в вазе» | 1 | ||||
34 | Итоги года. | 1 | ||||
Итого: | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана на основе на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью программно-методическим материалом « Обуч...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.1...