Этапы работы | Содержание этапа |
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: создать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Методы: словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы). | - Какие качества ученика вам помогут в учёбе? Слайд 2 - Вы отлично знаете, как работать на уроке. Желаю вам верить в свой успех. Давайте приступим.
|
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксирование затруднения. Введение в тему урока. Орфографическая работа. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: актуализировать знания о глаголе, как части речи, установление связи известного материала с новой темой. Задачи: повторить правописание изученных орфограмм, обобщить знания о глаголе. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания обучающихся о глаголе. Методы: словесные (беседа); эмоциональные (стимулирующее оценивание); социальные (организация взаимопроверки).
| - Какова цель первого этапа? (Выяснить, что я не знаю.) - С какого шага начинается первый этап? (Повторяем то, что нам будет нужно для открытия нового знания.) Орфографическая минутка (Индивидуальная работа в карточках.) - Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Карточка 1 Кре_кий м_роз отступил. Со_нце раст_пило снежное покрывало. Заз_л_нели п_ля. В_сна овладела з_млёй. - Почему у глаголов разные окончания? (Глаголы в прошедшем времени, но разного рода.) Ученики читают по учебнику на стр. 82 слова профессора Ивана Ивановича Самоварова: - В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Они могут стоять в мужском, женском, среднем роде. Глаголы в каждом роде отвечают на свои вопросы и имеют свои окончания. Слайд 3 (Проверка) - Какие вам встретились орфограммы? - Найдите глаголы. Укажите над ними их число и время. Обучающиеся указывают число и время глаголов. Взаимопроверка по образцу. - Как изменяются глаголы по временам? (Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.) - Какого времени вам встретились глаголы в тексте? (Прошедшего времени.) - Как вы определили? (Суффикс –л, отвечают на вопросы прошедшего времени.) - Выделите окончания глаголов. Что заметили? - Подумайте, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания. Запишите ответ на этот вопрос в ваших карточках. - Поднимите руку, кто не смог записать ответ на вопрос. - Если обучающиеся запишут ответ на вопрос, попросить обосновать ответ.
- В чём ваше затруднение? (Мы пока не знаем, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.) |
ΙΙΙ. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь формулировать тему и цель урока. Цель, которую учитель хочет достичь: вовлечь обучающихся в процесс постановки цели урока. Методы: словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы); познавательные (создание проблемной ситуации). | - Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель. (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.) Слайд 4 - Я предлагаю вам составить план наблюдения за глаголами в прошедшем времени. Для этого надо расставить предложенные шаги плана в нужном порядке. Слайд 5 «План наблюдения». 1. Определяю объект наблюдения. 2. Провожу наблюдение и фиксирую результаты. 3. Формулирую вывод. Обучающиеся восстанавливают план. -Что является объектом нашего наблюдения? (Глаголы прошедшего времени.) |
ΙV. Реализация построения проекта. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь самостоятельно делать выводы. Задачи: выявить связь объектов работы с целями и результатами. Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний. Методы: словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (учет познавательного интереса); социальные (поиск контактов и сотрудничества).
| Работа в группах Обучающиеся проводят наблюдение по таблице, заполняют её, формулируют вывод. предложение | глагол прошедшего времени | окончание | вопрос | признаки | Крепкий мороз отступил. | отступил | нулевое | что сделал? | прош. вр., ед ч., м. р. | Солнце растопило снежное покрывало. | растопило | -о- | что сделало? | прош. вр., ед ч., ср. р. | Зазеленели поля. | зазеленели | -и- | что сделали? | прош. вр., мн ч. | Весна овладела землёй. | овладела | -а- | что сделала? | прош. вр., ед ч., ж. р. |
- Ответственные групп озвучивают результат наблюдения.
- Где вы не смогли определить род? Почему? Вывод: в прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания. Слайд 6 - Если группы не сделали вывод, то необходимо сформулировать его в сотрудничестве с учителем.
- Сравним ваш вывод с ответом профессора Ивана Ивановича Самоварова (стр.85). - От чего в предложении зависит род глаголов в прошедшем времени? (Род глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного.) |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: в сотрудничестве с учителем ставить цель предстоящей работы, наблюдать, анализировать и устанавливать с помощью блок-схемы языковые явления. Самостоятельно определять глагольные окончания, определять род глаголов. Задачи: повторить написание родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для совместной работы. Задачи: побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; предлагать визуальный материал для взаимоконтроля; стимулировать интерес к деятельности. Методы: словесные (беседа); практические (фиксирование); методы стимулирования и мотивации (прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы).
| - Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.) - Как различить глаголы каждого рода? (Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.) - Опираясь на блок-схему, расскажите какие окончания у глаголов в прошедшем времени. Слайд 7
- Какую цель вы ставили? (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.) - Достигли вы цели? (Да, мы узнали, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.) - Какую следующую цель можно поставить? (Научиться изменять глаголы по родам и научиться определять род глагола по окончанию.) Работа по учебнику: упр. 152 (коллективно, письменно) 1. Утром взошла яркое солнце. 2. К остановке подъехала трамвай. 3. Мама принёс мне коробку карандашей. - Прочитайте задание. (Какие ошибки в согласовании слов допущены? Исправьте ошибки и запишите получившиеся предложения.) -Как вы его поняли? (Надо исправить ошибки и записать получившиеся предложения.) - Выделите глагольные окончания, над глаголами укажите род. Коррекция - Если определение рода глаголов у обучающихся вызовет затруднение, порекомендовать указать род над именами существительными.
Слайд 8 (Проверка) 1. Утром взошло яркое солнце. 2. К остановке подъехал трамвай. 3. Мама принесла мне коробку карандашей. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: снять напряжение, сменить статическую позу. Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятия напряжения, смены статической позы. Методы: практический (упражнения). | Слайд 9 Поднимает руки класс - это раз. Повернулась голова - это два. Руки вниз, вперёд смотри - это три. Руки в стороны пошире Развернули на четыре. С силой их к плечам прижать - это пять. Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (внутренняя речь). Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: оценить своё умение самостоятельно определять род глаголов, правильно употреблять глагольные окончания в речи. Задачи: провести наблюдение за изменением глаголов. Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для наблюдения за изменением глаголов. Задачи: направлять действия обучающихся при определении рода глаголов. Методы: методы стимулирования и мотивации (прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы); методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом).
| - Как вы можете проверить, что сможете изменить глаголы прошедшего времени по родам? (Выполнить самостоятельную работу.) Разноуровневые задания Слайд 10 Карточка 2 1 уровень. Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род. Дерево стоял… Лодка плыл… 2 уровень. Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов: Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал. Вода …………… Яблоки ……………. Человек …………….. 3 уровень. Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число. Ножницы …………… Ребёнок …………… Радио …………… Коррекция - Если определение рода глаголов у обучающихся вызовет затруднение, спросить о том, какая часть речи может помочь в определении рода глагола.
Самопроверка: Слайд 11 1 уровень. Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род. Дерево стояло – ср. р. Лодка плыла – ж. р. 2 уровень. Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов: Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал. Вода закипела – ж. р., ед. ч. Яблоки созрели – мн. ч. Человек м. р., ед. ч. 3 уровень. Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число. Ножницы ___________________- мн. ч. Ребёнок __________________- м. р., ед. ч. Радио ___________________- ср. р., ед. ч. - Где вы не смогли определить род? (Во мн.ч.) Вывод: глаголы в единственном числе изменяются по родам, а во множественном – нет. Слайд 12
|
VII. Включение в систему знаний, повторение. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: оценить своё умение самостоятельно определять род глаголов, правильно употреблять глагольные окончания в речи. Задачи: определить практическую значимость умения изменять глаголы по родам; провести наблюдение за изменением глаголов. Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для наблюдения за изменением глаголов. Задачи: направлять действия обучающихся при определении рода глаголов. Методы: словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы); методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом). | - Для чего надо знать, что глаголы изменяются по родам? Когда вам могут потребоваться новые знания? (При выборе глагольного окончания.) Тест (на карточках): Карточка 3 - Обведите в кружок букву правильного ответа. 1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей. а) -а б) -о в) нулевое м) -и 2. Таня усадил… малышей в кружок. о) -а м) -о н) нулевое о) -и 3. Воробей сидел… на ветке. е) -а о) -о л) нулевое у) -и 4. Молоко вскипел… на плите. з) -а о) -о в) нулевое д) -и 5. Ворона каркал… в гнезде. д) -а п) -о р) нулевое с) –и 6. Ученик делал… уроки. з) -а и) -о е) нулевое к) –и 7. Гости пришл… на урок. з) -а и) -о к) нулевое ц) - Коррекция - Если подбор глагольных окончаний вызовет затруднение, порекомендовать над именами существительными указать род, если ед. ч. или указать мн. число.
Самопроверка: - Прочтите слово, которое у вас получилось из обведённых ответов. (Молодец.) |
VШ. Рефлексия учебной деятельности. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: осознать свою УД, провести самооценку результатов деятельности своей и класса. Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности. Задачи: сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся Методы: словесные (беседа); волевые (формирование рефлексивности); методы оценивания (педагогическая оценка, графическая самооценка, взаимооценка).
| - Вы, действительно, молодцы! Чему вы учились сегодня на уроке? - Какую цель вы сегодня ставили на уроке? (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.) - Почему же у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания? (В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.) - От чего в предложении зависит род глагола в прошедшем времени? (Род глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного.) - Как определить окончание глагола в прошедшем времени? (Надо определить род глагола?) - Как называется окончание глагола в прошедшем времени в мужском роде? (Нулевое?) - Оцените себя. Слайд 13 Утверждения | Поставь знак + или - | Я понял новый материал |
| Я справился с самостоятельной работой |
| Мне необходимо поработать над темой урока |
|
- Кому бы вы хотели сделать комплимент за работу на уроке? - Чтобы ни у кого больше не возникало затруднений, предлагаю наши умения закрепить на следующем уроке. |
Домашнее задание Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: самостоятельный выбор и решение задачи с высокой степенью свободы и ответственности. Цель, которую учитель хочет достичь: активизировать творческие возможности обучающихся. Методы: методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы). | Р. т. стр. 76 упр.121. Допишите нужные окончания у глаголов прошедшего времени. Укажите род над именами существительными и над глаголами. Выделите окончания. Лето пришл.. . Весна пришл.. . Праздник пришёл.. . Выбери и подчеркни верный ответ. - У глагола пришёл нет окончания.
- У глагола пришёл нулевое окончание.
|