Конспект урока с приложениями. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сырицо Татьяна Александровна

Конспект и приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Сырицо Т.А.

Предмет: русский язык 

Класс:  3 

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

УМК «Перспектива»

Тип урока: ОНЗ

Цель: показать, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе; учить ставить вопросы к глаголам и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени, определять род глаголов единственного числа прошедшего времени.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: изменять глаголы прошедшего времени по родам; наблюдать, анализировать и устанавливать с помощью блок-схемы языковые явления.

Метапредметные результаты:

Познавательные: согласовывают имена существительные и глаголы при составлении предложений.

Регулятивные:  ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и последовательность действий; адекватно воспринимают оценку учителя, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве (групповая работа); формулируют собственное мнение и позицию; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты: имеют желание учиться, работают коллективно; осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и «незнания»; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: карточки (приложение 1, приложение 2), презентация.

Ход урока:

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута  обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:         включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи:                                               создать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Методы:                                                  словесные (беседа);                            методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

- Какие качества ученика вам помогут в учёбе?

Слайд 2

- Вы отлично знаете, как работать на уроке. Желаю вам верить в свой успех. Давайте приступим.

ΙΙ. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

Введение в тему урока. Орфографическая работа.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:              актуализировать знания о глаголе, как части речи, установление связи известного материала с новой темой.

Задачи:                                             повторить правописание изученных орфограмм, обобщить знания о глаголе.

Цель, которую учитель хочет достичь:                                          проверить знания обучающихся о глаголе.

Методы:                                                     словесные (беседа); эмоциональные (стимулирующее оценивание); социальные (организация взаимопроверки).

- Какова цель первого этапа? (Выяснить, что я не знаю.)

- С какого шага начинается первый этап? (Повторяем то, что нам будет нужно для открытия нового знания.)

Орфографическая минутка

(Индивидуальная работа в карточках.)

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Карточка 1

Кре_кий  м_роз отступил. Со_нце  раст_пило снежное покрывало. Заз_л_нели  п_ля. В_сна овладела з_млёй.

- Почему у глаголов разные окончания? (Глаголы в прошедшем времени, но разного рода.)

Ученики читают по учебнику на стр. 82 слова профессора Ивана Ивановича Самоварова:                                                                                   - В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Они могут стоять в мужском, женском, среднем роде. Глаголы в каждом роде отвечают на свои вопросы и имеют свои окончания.

Слайд 3  (Проверка)

- Какие вам встретились орфограммы?

- Найдите глаголы. Укажите над ними их число и время.

Обучающиеся указывают число и время глаголов.

Взаимопроверка по образцу.

- Как изменяются глаголы по временам? (Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.)

- Какого времени вам встретились глаголы в тексте? (Прошедшего времени.)

- Как вы определили? (Суффикс –л, отвечают на вопросы прошедшего времени.)

- Выделите окончания глаголов. Что заметили?

- Подумайте, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания. Запишите ответ на этот вопрос в ваших карточках.

- Поднимите руку, кто не смог записать ответ на вопрос.

  • Если обучающиеся запишут ответ на вопрос, попросить обосновать ответ.

- В чём ваше затруднение? (Мы пока не знаем, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

ΙΙΙ. Построение  проекта  выхода из затруднения. Работа  в группах.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                                  уметь формулировать тему и цель урока.

Цель, которую учитель хочет достичь:                                                   вовлечь обучающихся в процесс постановки цели урока.

Методы:                                             словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы); познавательные (создание проблемной ситуации).

- Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель. (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

Слайд 4

- Я предлагаю вам составить план наблюдения за глаголами в прошедшем времени. Для этого надо расставить предложенные шаги плана в нужном порядке. 

Слайд 5              

                       «План наблюдения».                                                                        1. Определяю объект наблюдения.                                              2. Провожу наблюдение и фиксирую результаты.                               3. Формулирую вывод.

Обучающиеся восстанавливают план.

-Что является объектом нашего наблюдения? (Глаголы прошедшего времени.)

ΙV. Реализация построения проекта.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                               уметь самостоятельно делать выводы.

Задачи:                                                 выявить связь объектов работы с целями и результатами.

Цель, которую учитель хочет достичь:                                              создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний.

Методы:                                          словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (учет познавательного интереса);  социальные (поиск контактов и сотрудничества).

Работа в группах

Обучающиеся проводят наблюдение по таблице, заполняют её, формулируют вывод.

предложение

глагол прошедшего времени

окончание

вопрос

признаки

Крепкий мороз отступил.

отступил

нулевое

что сделал?

прош. вр., ед ч., м. р.

Солнце растопило снежное покрывало.

растопило

-о-

что сделало?

прош. вр., ед ч., ср. р.

Зазеленели поля.

зазеленели

-и-

что сделали?

прош. вр., мн ч.

Весна овладела землёй.

овладела

-а-

что сделала?

прош. вр., ед ч., ж. р.

  • Ответственные групп озвучивают результат наблюдения.

- Где вы не смогли определить род? Почему?

Вывод: в прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.

Слайд 6

  • Если группы не сделали вывод, то необходимо сформулировать его в сотрудничестве с учителем.

- Сравним ваш вывод с ответом профессора Ивана Ивановича Самоварова (стр.85).

- От чего в предложении зависит род глаголов в прошедшем времени? (Род глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного.)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                                      в сотрудничестве с учителем ставить цель предстоящей работы, наблюдать, анализировать и устанавливать с помощью блок-схемы языковые явления.              Самостоятельно  определять глагольные окончания, определять род глаголов.

Задачи:                                               повторить написание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Цель, которую учитель хочет достичь:                                                   создать условия для совместной  работы.

Задачи:                                              побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; предлагать визуальный материал для взаимоконтроля;  стимулировать интерес к  деятельности.

Методы:                                              словесные (беседа); практические (фиксирование); методы стимулирования и мотивации (прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы).

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.)

 - Как различить глаголы каждого рода? (Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.)

- Опираясь на блок-схему, расскажите какие окончания у глаголов в прошедшем времени.

Слайд 7

- Какую цель вы ставили? (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

- Достигли вы цели? (Да, мы узнали, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

- Какую следующую цель можно поставить? (Научиться изменять глаголы по родам  и научиться определять род глагола по окончанию.)

Работа по учебнику: упр. 152 (коллективно, письменно) 1. Утром взошла яркое солнце. 2. К остановке подъехала   трамвай. 3. Мама принёс  мне коробку карандашей.

- Прочитайте задание. (Какие ошибки в согласовании слов допущены? Исправьте ошибки и запишите получившиеся предложения.)

-Как вы его поняли? (Надо исправить ошибки и записать получившиеся предложения.)

- Выделите глагольные окончания, над глаголами укажите род.

Коррекция

  • Если определение рода глаголов у обучающихся вызовет затруднение, порекомендовать указать род над именами существительными.

Слайд 8 (Проверка)

1. Утром взошло  яркое солнце. 2. К остановке подъехал   трамвай. 3. Мама принесла  мне коробку карандашей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                         снять напряжение, сменить статическую позу.

Цель, которую учитель хочет достичь:                                                    создать условия для снятия напряжения, смены статической позы.

Методы:                                        практический (упражнения).

Слайд 9

Поднимает руки класс - это раз.                                      Повернулась голова - это два.                                                   Руки вниз, вперёд смотри - это три.                                                     Руки в стороны пошире                                                              Развернули на четыре.                                                                        С силой их к плечам прижать - это пять.                                        Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

VI.     Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (внутренняя речь). 

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                        оценить своё умение самостоятельно определять род глаголов, правильно употреблять глагольные окончания в речи.

Задачи:                                              провести наблюдение за изменением глаголов.

Цель, которую учитель хочет достичь:                                                     создать условия для наблюдения за изменением глаголов.

Задачи:                                           направлять действия обучающихся при определении рода глаголов.

Методы:                                                  методы стимулирования и мотивации (прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы);                                              методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом).

- Как вы можете проверить, что сможете изменить глаголы прошедшего времени по родам? (Выполнить самостоятельную работу.)

Разноуровневые задания 

Слайд 10           

Карточка 2
   
1 уровень.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
Дерево стоял…
Лодка плыл…
     2 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:
Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.
Вода ……………
Яблоки …………….
Человек ……………..
     3 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.
Ножницы ……………
Ребёнок ……………
Радио ……………

Коррекция

  • Если определение рода глаголов у обучающихся вызовет затруднение, спросить о том, какая часть речи может помочь в определении рода глагола.                                     

Самопроверка:  

Слайд 11

1 уровень.                                                                                            Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
Дерево стояло – ср. р.
Лодка плыла
 – ж. р.
2 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:
Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.
Вода закипела – ж. р., ед. ч.
Яблоки
созрели – мн. ч.
Человек
м. р., ед. ч.
3 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.
Ножницы ___________________- мн. ч.
Ребёнок __________________- м. р., ед. ч.
Радио  ___________________- ср. р., ед. ч.
- Где вы не смогли определить род?
(Во мн.ч.) Вывод: глаголы в единственном числе изменяются по родам, а во множественном – нет.

   Слайд 12

VII. Включение в систему знаний, повторение. 

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                       оценить своё умение самостоятельно определять род глаголов, правильно употреблять глагольные окончания в речи.

Задачи:                                          определить практическую значимость умения изменять глаголы по родам; провести наблюдение за изменением глаголов.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для наблюдения за изменением глаголов.

Задачи:                                          направлять действия обучающихся при определении рода глаголов.

Методы:                                             словесные (беседа); методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы);                                                             методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом).

- Для чего надо знать, что глаголы изменяются по родам? Когда вам могут потребоваться новые знания? (При выборе глагольного окончания.)

Тест (на карточках):                                   Карточка 3
- Обведите в кружок букву правильного ответа.

1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей.
а) -а
б) -о
в) нулевое
м) -и
2.
Таня усадил… малышей в кружок.
о) -а
м) -о
н) нулевое
о) -и
3.
Воробей сидел… на ветке.
е) -а
о) -о
л) нулевое
у) -и
4.
Молоко вскипел… на плите.
з) -а
о) -о
в) нулевое
д) -и
5.
Ворона каркал… в гнезде.
д) -а
п) -о
р) нулевое
с) –и
6.
Ученик делал… уроки.
з) -а
и) -о
е) нулевое
к) –и
7.
Гости пришл… на урок.
з) -а
и) -о
к) нулевое
ц) -

Коррекция

  • Если подбор глагольных окончаний вызовет затруднение, порекомендовать над именами существительными указать род, если ед. ч. или указать мн. число.

Самопроверка:

- Прочтите слово, которое у вас получилось из обведённых ответов. (Молодец.)

VШ. Рефлексия учебной деятельности.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:                          осознать свою УД, провести самооценку результатов деятельности своей и класса.  

Цель, которую учитель хочет достичь:                                               рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности.

Задачи:                                                сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся  

 Методы:                                           словесные (беседа);                              волевые (формирование рефлексивности);                                                 методы оценивания (педагогическая оценка, графическая самооценка, взаимооценка).

- Вы, действительно, молодцы! Чему вы учились сегодня на уроке?

- Какую цель вы сегодня ставили на уроке? (Узнать, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.)

- Почему же у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания? (В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.)

- От чего в предложении зависит род глагола в прошедшем времени? (Род глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного.)

- Как определить окончание глагола в прошедшем времени? (Надо определить род глагола?)

- Как называется окончание глагола в прошедшем времени в мужском роде? (Нулевое?)

- Оцените себя.

Слайд 13

Утверждения

Поставь знак + или -

Я понял новый материал

Я справился с самостоятельной  работой

Мне необходимо поработать над темой урока

- Кому бы вы хотели сделать комплимент за работу на уроке?

- Чтобы ни у кого больше не возникало затруднений, предлагаю наши умения закрепить на следующем уроке.

Домашнее задание

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:               самостоятельный выбор и решение задачи с высокой степенью свободы и ответственности.  

Цель, которую учитель хочет достичь:                                 активизировать творческие возможности обучающихся.

 Методы:                                                 методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

Р. т. стр. 76 упр.121.

Допишите нужные окончания у глаголов прошедшего времени. Укажите род над именами существительными и над глаголами. Выделите окончания.

Лето пришл.. . Весна пришл.. . Праздник пришёл.. .

Выбери и подчеркни верный ответ.

  1. У глагола пришёл нет окончания.                                          
  2. У глагола пришёл нулевое окончание.

Приложение 1 (самостоятельная работа)

Ф.И.____________________________ Карточка  1

Кре_кий  м_роз отступил. Со_нце  раст_пило снежное покрывало.

Заз_л_нели  п_ля. В_сна овладела з_млёй.

Почему у глаголов разные окончания?

Ответ:______________________________________________________________

Ф.И.____________________________ Карточка  2

Разноуровневые задания 
   
1 уровень.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
Дерево стоял___ …………
Лодка плыл
___ …………...
     2 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:
Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.
Вода ___________________……………………..
Яблоки
___________________……………………..
Человек
___________________……………………..  
     3 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.
Ножницы ___________________……………………..
Ребёнок ___________________……………………….
Радио  ___________________…………………………

                             

                                                            Ф.И.____________________________ Карточка  3

*Тест                              
Обвести в кружок букву правильного ответа.

1.
Ребятишки мастерил… весёлых зверей.
а) -а
б) -о
в) нулевое
м) -и
2.
Таня усадил… малышей в кружок.
о) -а
м) -о
н) нулевое
о) -и
3.
Воробей сидел… на ветке.
е) -а
о) -о
л) нулевое
у) -и
4.
Молоко вскипел… на плите.
з) -а
о) -о
в) нулевое
д) -и
5.
Ворона каркал… в гнезде.
д) -а
п) -о
р) нулевое
с) –и
6.
Ученик делал… уроки.
з) -а
и) -о
е) нулевое
к) –и
7.
Гости пришл… на урок.
з) -а
и) -о
к) нулевое
ц) и

Приложение 2 (работа в группах)

предложение

глагол прошедшего времени

окончание

вопрос

Признаки                  (время, число, ?)

Крепкий мороз отступил.

отступил

Солнце растопило снежное покрывало.

растопило

Зазеленели поля.

зазеленели

Весна овладела землёй.

овладела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

Конспект урока "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол»;- уметь определять род гла...

Конспект урока "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" ("Перспектива",3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для закрепления первичных знаний изменения глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты Предметные:- знать определен...