Урок русского языка по теме "Части речи" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
В уроке представлена работа по совершенствованию умения различать самостоятельные и служебные части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совершенствование умений различать служебные и самостоятельные части речи | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части речи: самостоятельные и служебные.
Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.
Задачи урока: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.
2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).
3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- карточки,
- учебник « Русский язык» 4 класс авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
« Больше дела, меньше слов»
2. Актуализация знаний. Мотивация
На доске предложение
Прочитайте и вставьте пропущенные буквы
Какие знания нам для этого придётся применить?
- Со…нце ст…яло низко над г…р…зонтом.
-Какое словарное слово вам здесь встретилось?
-Запишите. Самопроверка. Оцените себя.
- Ребята, какие знакомые части речи встретились в этом предложении?
3. Постановка учебной задачи и ее решение
- на какие группы вы бы разделили названные части речи?
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
- Назовите тему урока.
- Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно.
-Для определения цели урока выполним парную работу(карт 1)
- возникли ли трудности? (Затруднения фиксируем - неточно знаем отличительные признаки ч.р.)
- Значит, какую цель мы ставим сегодня на уроке? Уточнить и пополнить знания и умения о частях речи )
-сформулируйте каждый свои задачи. Чему хотим научиться на уроке?
- А это те задачи, которые мы перед собой поставим на сегодняшний урок:
Узнать, чем отличаются служебные и самостоятельные части речи?
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?
Какие части речи важнее?
Можно ли обойтись без служебных частей речи?
-какие ранее изученные знания нам понадобятся?
4. Решение учебной задачи.
Проектная задача – работа в группах.
- мы знаем, какие части речи существуют, но неточно знаем отличительные признаки. Предлагаю создать справочный плакат о частях речи, используя справочники. Для помощи на обратной стороне карточек есть наводящие вопросы. Как будете готовы, плакат на доску.
Выступление группы.
-части речи, которые вынесены на доску относятся к самостоятельным или служебным?
- о каких признаках расскажете?
-подведем итог: что можете сказать об особенностях сам. частей речи?
- а предлог к какой группе ч.р. относится? Какие еще ч.р.отнесем к служебным?
- как думаете, можем ли мы определить такие же признаки у служебных ч.р.?
- с какими трудностями встретились?
- какой вывод сформулируете?
4. Физминутка: Называю слова разных частей речи. Если это существительное- руки верх, прилагательное- в сторону, глагол- хлопок.
(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).
- а теперь ответим на вопрос – какая ч.р. важнее?
Проблемная ситуация. Слайд 11
- с помощью каких слов удалось восстановить текст?
- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
- Запишите в тетрадь 1 предложение.
(Самопроверка)
- Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
- Для чего служат в предложении предлоги?
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
взаимопроверка
- Подчеркните грамматические основы предложений.
- Какую роль в предложении выполняют союзы?
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
-подведем итог: можем ли мы выделить какую-то ч.р.?
5. Первичное закрепление.
- чтобы ваши знания о ч. Р. Стали более прочными, что надо делать?
- выполним задания.
Учебник, стр. 68, упр. 114
1в-1предлож.
2в-2 предлож.
-что тебе нужно было сделать?
- удалось ли тебе выполнить задание?
-ты сделал все правильно или были ошибки?
-ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
6. Обобщение
- я думаю, пора проверить свои силы в определении ч.р.
Сам.раб. слайд 12 на карточках, сравнение с эталоном.
7. Оценка
- вернемся к нашим вопросам.
- давайте проверим, на все ли поставленные вопросы нашли ответы?
-как считаете, какие проблемы мы сегодня решили?
Карточка каждому
8. итог.
-какая цель стояла перед нами?
-достигли ли вы цели? Что узнали?
- почему важно уметь определять ч.р?
-какое значение имеют для вас полученные знания?
- можно сказать, что вы сегодня стали грамотнее, чем вчера?
-какую работу понравилось выполнять?
лист самооценки.
9. дом.зад.
С.67, упр.11
Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...