Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
статья (русский язык, 1 класс) на тему
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Я хочу поделиться тем,как делаю это на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе с помощью различных заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Я покажу как делаю это на уроках обучения грамоте в 1 классе и уроках русского языка во 2 классе с помощью различных заданий. За основу в своей работе я взяла типологию заданий, разработанную в системе развивающего обучения, так считаю, что именно такие задания позволяют наиболее эффективно организовать работу по формированию УУД.
Типология заданий (по Э.А. Александровой):
1.Исполнительские- эти задания ребенку нужно выполнить самому.
1-й уровень – ребенок выполняет задания сам, но ему дан готовый ответ.
2-й уровень – ребенок выполняет задания сам, но ему дается несколько ответов, среди которых один правильный, а другие получены в результате типичных ошибок.
3-й уровень – ребенок сам выполняет задания и сам доказывает правильность его выполнения
2.Оценочные- это задания, которые уже выполнены кем-то, а ребенку нужно оценить.
1-й уровень – задания выполнены кем-то с использованием графической модели.
2-й уровень – задания выполнены кем-то без использования графической модели. Для того чтобы оценить правильность выполнения задания, ребенку сначала нужно построить графическую модель.
3.Рефлексивные- это задания на придумывание самим ребенком таких же заданий, как те, которые ему предлагались учителем. Этот блок позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи, отношения.
4.Рефлексивно-методические- это задания типа «как научить других придумывать такие же задания».
5. Диагностические- это задания с «ловушками» (можно выделить несколько типов «ловушек»: «ловушки» на способ, «ловушки», связанные с недостающими или лишними данными, и др.).
6. Рефлексивно-диагностические- это задания на придумывание детьми таких же «ловушек».
Упражнения, направленные на формирование УУД:
(данные упражнения позволяют формировать все группы УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные).
- Исполнительские.
1 класс. Даны буквы В Г Д Т и А Я . Составьте слоги, чтобы согласная буква обозначала мягкий звук.
2 класс. Даны слова, составьте из них предложение. Запишите.
Листья, лужу, осенние, в, падают
- Оценочные.
1 класс. Авосик и Небосик выполнили это задание так: ВА,ГЯ, ТЯ, ДЯ, ДА;
ВЯ, ГЯ, ДЯ, ТЯ.
Справились ли они с заданием? ( Здесь графической моделью служит схема слога.)
2 класс. Вася выполнил задание так: осенние листья падают в лужу. Оля так: Листья в лужу падают осенние. Оцените.
- Рефлексивные. Придумайте подобное задание.
- Рефлексивно-методические задания еще сложны для первоклассников, поэтому пока мы их не предлагаем. А вот во 2 класс. уже начинаем пробовать, сначала все вместе:
- Что необходимо нам, чтобы придумать такое задание? ( Слова)
-Какие это должны быть слова? ( Связанные по смыслу)
-Подбираем слова.
-Можно идти и обратным путем: придумать предложение, а потом слова в нем «перепутать».
- Диагностические.
- 1 класс. Составьте все возможные слоги из данных букв: С Ш Б ; Ы А.( Ловушка: слоги с буквами Ш и Ы СОСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ).
2 класс. Составьте предложение из слов: утром идут цветочную школу в дети( Ловушка: лишнее слово)
Сделал я день на маме рождения (Ловушка: не хватает слова).
- Рефлексивно-диагностические.
- класс. Дети с охотой придумывают подобные «ловушки».
2 класс. В теме «Текст» было домашнее- придумайте задания с «рассыпанным» текстом, в котором должны быть ловушки.
Сконструированные мной упражнения позволяют формировать:
- познавательные универсальные учебные действия: ребенок учится ориентироваться в системе знаний, работает с информацией, применяет свои знания на новом уровне;
-регулятивные универсальные учебные действия: ставит цель, определяет пути её достижения, составляет план действий, реализует его, соотносит результат с образцом;
-личностные универсальные учебные действия: действует согласно сформированной мотивации учения, пониманием смысла учебной деятельности;
-коммуникативные универсальные учебные действия: формируется умение полно и точно формулировать свою мысль и доносить свою позицию до других с помощью монолога или диалога
В заключение я хотела бы поделиться своим взглядом на формирование универсальных учебных действий в учебном процессе: добиваясь этого, мы в конечном итоге учим детей учиться, общаться, быть человеком и просто жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
проекты для 1 класса в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" во внеурочное время"...
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».
Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...
Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...
Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе
В работе определены характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий, описаны общие приемы и методы формирования универсальных учебных действий ...
Методическая разработка учебного задания, направленного на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Даны разработка по коммуникативным учебным действиям 4класс (проект: создание логотипа)....