Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Кузьмичева Ксения Юрьевна

Рабочая программа за 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._3_klass.docx63.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская  СОШ»

Рассмотрена и одобрена  на

заседании МО

учителей  начальных  классов

 Руководитель МО______________

/Алякина Ю.И./

Протокол №1 от 29.08.2022.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________/ Трошина Е.В./

Приказ  № 88 от  30.08.2022.

Рабочая  программа

учебного курса

«Русский язык»  

в 3 классе

Составитель: учитель начальных классов

                Кузьмичева К.Ю.

2022-2023 уч.год

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования,

Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

- федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями;

- рабочая программа «Русский язык, 1-4 классы», под ред. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. – М.; «Просвещение», 2014 г.

Русский язык. 3 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях- Для реализации программного содержания используется : Канакина В.П. Горецкий В.Г. х. - М.: Просвещение, 2019.

Проверочные работы по русскому языку для 3 класса. В.П.Канакина, Г.С. Щёголева. Москва «Просвещение» 2019.

 В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций Российской Федерации для изучения русского языка в 3 классе отводится 136 часов из расчета 4 часА в неделю.

Электронные ресурсы

- http://fcior.edu.ru - хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов.

- http://www.openclass.ru - «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества.

- http://www.it-n.ru/- сеть творческих учителей.

- http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение».

-http://teacher.ru – «Учитель.ру». Педагогические мастерские, Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «В помощь учителю».

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

 ознакомление учащихся        с основными положениями        науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

 - развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных
и предметных результатов.

Личностные результаты

Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

 -понимание нравственного содержания собственных поступков окружающих людей;

- ориентация        в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь;

  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и        др.
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные  результаты Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

-        планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения   задачи;

-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника,

 в памятках);

-выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой        и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

Познавательные УДД

- Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;

переводить её в словесную форму;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое, осознавать цель чтения;

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных  видов (художественного  и  познавательного); передавать устно или  письменно содержание текста;

-анализировать и оценивать содержание,        языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя   иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом,
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.)

Коммуникативные УУД

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы "хорошей речи" (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.)
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, обшей беседе, совместной деятельности (в парах и rpуппax), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; считывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и "хорошей" устной и письменной речи как показателя обшей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения;

-        формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами ( в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать сравнивать, классифицировать основные единицы языка ( звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических        и коммуникативных задач;

- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится;

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;

-        выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; -анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах напоставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему - либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном текста языковые средства, создающие его выразительность; знакомиться с жанрами объявления, письма, строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться;

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки)подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста - образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный текст на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в "Картинной галерее" учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи. описание, рассуждение, повествование;

    -пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

-  проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

   Система языка

   Фонетики, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать  звуки  русского  языка:  гласный  -  согласный,  гласный  ударный 
  • безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объеме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

-        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), В словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками,
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

 -замечать в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении, а также эмоционально - оценочные слова, сравнения, олицетворения ( без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов — названий;

-приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы,
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолет и др.), выделять в них корни;
  • находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слов, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология  

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);

    -  изменять имена существительные по числам и падежам;

    -распознавать имена прилагательные; определять зависимости имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (poд, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределенную) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;
  • определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи, наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать за словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слова;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы,
  • определять вид предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить  предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

-отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

-разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;

-находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

-опознавать простое и сложное предложения, определять  части  сложного  предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твердый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

-раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в)  обнаруживать  орфограммы  по  освоенным  опознавательным  признакам  в  указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря,

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом б5-70 слов);

ж)  писать под  диктовку текст  (объёмом  55  -  60 слов)  в  соответствии  с в  изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться;

а) применять правила правописания:

- соединительные о и е в сложных словах (самолет, вездеход);

- е и и в суффиксах имён существительных (ключик  ключика, замочек - замочка);

- запятая при обращении;

- запятая между частями в сложном предложении;

- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Домашнее задание

факт

план

Язык и речь – 2 ч

1

Наша речь.  Виды речи.

2

Наш язык.

Стартовая диагностическая работа

Текст. Предложение. Словосочетание – 11 ч

3

Текст. Типы текстов.

4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

5

Виды предложений по интонации.

Словарный диктант № 1

6

Предложения с обращением.

Обучающее изложение

7

Главные и второстепенные члены предложения.

8

Главные и второстепенные члены предложения.

9

Простое и сложное предложения.

10

Простое и сложное предложения.

11

Словосочетание.

12

Проверочная работа № 1

13

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение».

Слово в языке и речи – 18 ч

14

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Словарный диктант № 2

15

Синонимы и антонимы.

16

Омонимы.

17

Слово и словосочетание.

18

Фразеологизмы.

19

Обучающее изложение  (упр.88)

20

Части речи.

21

Имя существительное.

22

Имя прилагательное.

23

Глагол.

24

Что такое имя числительное?

Проверочная работа «Части речи»

25

Однокоренные слова.

Проверочная работа № 2

26

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Стр. 64 упр. 116

27

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Стр. 66 упр. 120

28

Звонкие и глухие согласные звуки.

Разделительный мягкий знак.

Стр. 69 упр. 127

29

Обучающее изложение (упр.129)

Словарный диктант № 3

Записать 5 слов с мягким разделительным знаком и 5 слов с мягким знаком показателем мягкости согласного

30

Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове»

Проверочная работа

№ 3

Повторить правила

Подготовить проект по теме «Рассказ о слове»

31

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Повторение материала

Состав слова – 14 ч

32

Корень слова. Как найти в слове корень?

Записать однокоренные слова: 1 вариант – корень «море», 2 вариант – «гор – гора»

Повторить изученные правила.

33

Сложные слова.

Контрольное списывание № 1

Стр. 78 упр. 141

34

Окончание.  Как найти в слове окончание?

Стр. 81 упр. 146

35

Окончание слова.

Стр. 83 упр. 152

36

Приставка.

Контрольный диктант № 3

за 1 четверть

Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками.

37

Значение приставок.

Словарный диктант № 4

Стр. 88 упр. 163

38

Суффикс. Как найти в слове суффикс?

Записать 10 слов с суффиксами.

39

Значение суффиксов.

Стр. 94 упр. 176

40

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

Стр. 92 упр. 171

41

Основа слова.

Стр. 96 упр. 182

42

Обобщение знаний о составе слова.

Стр. 98 упр. 188

43

Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова».

Повторить правила

Стр. 98, упр. 189

44

Обучающее изложение

Упр. 191

Стр. 99 упр. 190

45

Проект «Семья слов»

Проверочная работа № 4

Повторить правила

Правописание частей слова – 23 ч

46

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Стр. 105 упр. 195

47

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Стр. 107 упр. 200

48

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Стр. 108 упр. 203

49

Правописание слов с  глухими и  звонкими согласными в корне.

50

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

51

Обучающее изложение.

52

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Контрольное списывание № 2

53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

54

Правописание слов с удвоенными согласными.

55

Правописание слов с удвоенными согласными.

56

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

57

Контрольный диктант № 5  по теме «Правописание корней слов».

58

 Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

59

Правописание суффиксов и приставок.

60

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный диктант № 5.

61

Правописание  приставок и предлогов.

62

Правописание  приставок и предлогов.

63

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

64

Контрольный диктант № 6 по теме

« Правописание частей слова».

65

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

66

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

67

Обучающее изложение (упр.278)

68

Проект «Составляем орфографический словарь

                                                   Части речи  ( 61 час)

69

Части речи.

Имя существительное –27ч

70

Имя существительное и его роль в речи.

71

Значение и употребление имён существительных в речи.

72

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

73

Обучающее изложение (упр. 21).

74

Собственные и нарицательные имена существительные.

75

Проект «Тайны имени».

Контрольное списывание № 3

76

Число имён существительных.

77

Число имён существительных.

Стр. 23 упр. 37

78

Род имён существительных.

Стр. 27 упр. 44

79

Род имён существительных.

Стр. 30 упр. 50

80

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Стр. 33 упр. 56

81

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Стр. 34 упр. 60

82

Обучающее изложение (упр.62)

Стр. 35 упр. 63

83

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

Повторить материал по имени существительному

84

Склонение имён существительных.

Просклонять слова: стрела, гроза

85

Падеж имён существительных.

Словарный диктант № 6

Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных

86

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Просклонять слово РУЧКА

87

Именительный падеж.

Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены

88

Родительный падеж.

Стр. 45 упр. 81

89

Дательный падеж.

Стр. 47 упр. 84

90

Винительный падеж.

Стр. 52 упр. 93

91

Творительный падеж.

Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже

92

Предложный падеж.

Стр. 54 упр. 98

93

Обучающее изложение (упр.101)

Составить и записать 5 словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного)

94

Обобщение знаний.

Проект « Зимняя страничка»

Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных. Пользуясь памяткой.

95

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Повторить изученные правила

96

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Повторить падежи и падежные окончания

Имя прилагательное – 15 ч

97

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Стр. 65 упр. 112

98

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Стр. 66 упр. 115

99

Роль имён прилагательных в тексте.

Стр. 69 упр. 121. Подготовиться к сочинению

100

Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь»

101

Род имён прилагательных.

102

Изменение имён прилагательных по родам.

103

Изменение имён прилагательных по родам.

104

Число имён прилагательных.

105

Число имён прилагательных

106

Изменение имён прилагательных по падежам.

107

Изменение имён прилагательных по падежам.

108

Обобщение знаний.

Словарный диктант № 7

109

Сочинение ( или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

110

Обобщение знаний об имени  прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках».

111

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Местоимение – 4 ч

112

Личные местоимения.

113

Изменение личных местоимений по родам

114

Правописание местоимений.

Проверочная работа № 6

115

Обучающее изложение

Глагол – 14 ч

116

Значение и употребление глаголов в речи.

117

Значение и употребление глаголов в речи.

118

Неопределённая форма глагола.

119

Неопределённая форма глагола.

120

Число глаголов.

121

Времена глаголов.

122

Времена глаголов.

2-ое лицо глаголов.

123

Изменение глаголов по временам.

124

Изменение глаголов по временам.

Обучающее изложение.

Упр. 213

125

Род глаголов в прошедшем времени.

126

Правописание частицы НЕ с глаголами.

                

127

Обобщение изученного материала  о глаголе.

128

Обобщение изученного  материала о глаголе.

Проверочная работа №7.

Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов

Стр.130, задание 1.

129

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Повторить словарные слова

Повторение –7ч

130

Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 9.

Стр. 132 упр. 239

131

Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение . Упр.242

Стр. 134 упр. 246

132

Правописание окончаний имён прилагательных

Стр. 135 упр. 249

133

Правописание приставок и предлогов

Стр. 135 упр. 250

134

Правописание безударных гласных

Стр. 137 упр. 255

135

Итоговый контрольный диктант.

Стр.138, упр. 257

136

Анализ контрольного  диктанта. Однокоренные слова

Стр. 140 упр. 263

Итого: 136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...