Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мацкевич Наталья Сергеевна

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_odnokorennye_slova_.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Конспект урока

Учитель: Мацкевич Н.С.

Класс: 2 класс    УМК " Школа России"

Предмет: Русский язык

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Тема урока: Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Инструкционные карты, информационные листы, листы  самооценки, заготовки для  эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);

- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

- Ноутбуки для индивидуальной и парной работы;

- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

                                                                                      

Ход урока.

Этап

урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Организационный

(1 мин.)

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 
(7 мин.)

 На доске написаны слова

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? 
(Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить.)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Минутка чистописания.
 (5 мин.)

 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее     оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
(Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. 
(Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова 
корень.
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
(Это слово многозначное.)

 Наблюдение.
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Работа над темой.
 (11 мин)

 Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем  будем говорить сегодня на уроке?
 Запись на доске: 
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

 Коллективное выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

 Доказатель-ство
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Первичное закрепление нового материала
 
(7 мин.)

    На листах    Игра  «Выбери пару».  Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти слова? (работа на нотбуках с использованием локальной сети)
 

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нотбуке
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

 Работа с учебником (№85, стр 61)
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы

Психофизи-

ческая тренировка

(1 мин.)

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Работа в парах

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Гимнастика для глаз.

(1 мин.)

Мульдимедийная презентация

Просмотр презентации

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Самопроверка
 (3 мин.)

 Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

ка, самооценка
 

 Диктует слова
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Подведение итогов
 (2 мин.)

 Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Работа с использованием локальной сети.


 

 Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Этап разъяснения домашнего задания

(1 мин.)

- Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Л…ска, л…сонька, л…са!

Ты в каких живешь лесах?

Л…сий хвост замел следы.

Где л…сичка? Видел ты?

Работа с учебником №90, стр 55

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценочная деятельность)

(1 мин.)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

Рефлексия, КОД

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроке русского языка

Получают позитивный настрой от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...