Технологическая карта урока русского языка"Разные части речи в роли главных членов предложения"
статья по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Сергеева Вера Викторовна , учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №10»
Предмет | Русский язык |
Класс, образовательная программа | 3 класс, «Планета знаний» |
Тип занятия | Урок - исследование. Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Технология построения занятия | Технология развития критического мышления, проблемно-диалогическая, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий |
Тема | Разные части речи в роли главных членов предложения |
Основное содержание темы | Актуализация знаний о предложении. Главные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Алгоритм разбора предложения по членам. Составление теста из предложений и определение темы текста. |
Термины и понятия | Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, разбор предложения по членам. |
Цель | Актуализация знаний о главных членах предложения, о частях речи в роли ГЧП, о связи слов в предложении. |
Планируемые результаты
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
- осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения | Познавательные умения: -раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «ЧАСТИ РЕЧИ», «имя существительное», «имя прилагательное» «местоимение» и включать эти определения в активный словарь; - разбирать предложения по членам, используя алгоритм; - использовать приобретенные знания для составления связного текста; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом; - определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки; -соотносить учебные действия с алгоритмом; Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности. | - читать и составлять модели предложений; - обозначать главные члены предложения графически; - устанавливать с помощью вопросов и оформлять графически связь слов в предложении; - составлять и записывать связный текст. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по опорным словам. Окружающий мир Тема: Сезонные изменения в жизни животных. | Фронтальная Работа в группах Работа в парах Индивидуальная | Карточки Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы занятия | Дидактические задачи |
I Организационный (этап мотивации) |
|
II Стадия «Вызов» (Целеполагание)
|
|
III Стадия «Осмысление»
|
|
IV Стадия «Рефлексия»
|
|
ХОД УРОКА
ЭТАП УРОКА ВРЕМЯ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
I Организационный этап (мотивация). (2 мин) | Вот и солнышко с утра, И в душе у нас весна! Мы начнём урок с улыбок. Выполним всё без ошибок | Ответ учащихся Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Личностные: формирование положительной мотивация к совместным действиям | |
II Стадия «Вызов» (Целеполагание) | Учитель создаёт ситуацию: звучит сонная музыка. Уч:Снится мне сон. Проверяю я тетради и вот в одной вижу запись: Скаска лож, да вней намёк. Добрым молатцам урок! - Так зачем же мы с вами учим русский язык? | Скажите, чего не знает ученик, который это написал? | Дети назывют: КАК писать парные согласные? Как проверять безударные гласные и не знает , что в женском роде после шипящих пишется Ь. Чтобы грамотно писать | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения |
II Чистописание
| Как правильно написать? Кто автор этого изречения? А.С. Пушкин) Слайд 2 Это всемирно известный русский поэт. Поэтому я вам предлагаю начать урок с чистописания, на котором будем писать заглавную П и соединения с ней. - Какой звук обозначает буква П? Дайте характеристику этому звуку. Пишем П – 5 РАЗ, Пи, Пм,Пр по два раза - Подчеркните грамматическую основу в этих предложениях. Какими частями речи они выражены? | Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок! - Что означают эти слова? После письма: Назовите, какие соединения: нижнее, верхнее или среднее вы использовали? - Запишите правильно высказывание А.С. Пушкина | Каждая сказка чему- то учит Согласный, парный,глухой, бывает ТВ, бывает мягк Пи – верхнее, Пм – нижнее, Пр - среднее 1 ч- к на доске запишет его | |
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ | ||||
-Словарный диктант «Любимый поэт» По рядам
| Учитель: чтобы провести словарный диктант, мне нужны помощники… диктует слова: Мороз , солнце, чудесный день Красавица, друг, прелестный А.С. Пушкин создавал не только сказки, но и замечательные стихотворения. Назовите Стихотворения по действующим предметам: | Организует работу учащихся в паре. Проводит фронтальную беседу. | 1 ученик диктует слова: Мороз , солнце, чудесный день Красавица, друг, прелестный (объясняет орфограммы) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» | Познавательные: структурирование собственных знаний: умение отличать новое от уже известного раскрывать значение понятий «главные члены предложения», части речи и включать эти определения в активный словарь; |
У вас на столах карточки с отрывками 1р: Марос и сонце: день чюдесный! 2р Пад галубыми нибисами, великолепными каврами., блестя на сонце снек лижыт. 3 р- Вечор, ты помнишь вюга злилас Посмотрите внимательно и придумайте задание Добавляю : Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении и обозначьте части речи у подлежащего и сказуемого ПРОВЕРКА | Организует самостоятельную работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь слабоуспевающим | Исправить ошибки сущ Мороз и солнце: день чудесный! (прил) Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. Вечор, ты помнишь вьюга злилась | ||
Здравствуй, зимний русский лес, Полный сказок и чудес! Руки подняли и покачали – Это деревья шумят. Руки согнули, кисти встряхнули – Не страшен ветвям снегопад! В стороны руки, плавно помашем – Это снежинки летят. Вот так они тихо на ветки садятся… А нас ждет работа опять. | Проводит физминутку | Выполняют упражнения. | ||
Работа в над местоимением- подлежащим | У какого ряда в предложении местоимением? Какова роль местоимения? На доске текст: В воскресенье ... пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели. Задание списать текст и вставить нужные местоимения | Фронтальный опрос | Местоимение в данном предложении заменяет подлежащее У детей карточки с тестом. У слабых детей на карточках, кроме теста ещё и список местоимений как подсказка Самостоятельно работают с текстом сначала на карточках. Зачитывают получившиеся тексты. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.Регулятивные: - выполнять действие в соответствии с учебным заданием. |
Проверка | Оказывает помощь слабоуспевающим учащимся. | Дети читают и определяют лицо местоимений | Познавательные: - разбирать предложения по членам, используя алгоритм; - использовать приобретенные знания для составления связного текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом; - определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки; -соотносить учебные действия с алгоритмом; Коммуникативные: - формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности; - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | |
Получите конверт со словами - карточками. - Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. - Выделите основу предложения, определите, какой частью речи выражено подлежащее. I группа Стоял зимний солнечный денёк. II группа Таня с Димой принесли зёрна в птичью кормушку. III группа Голодные воробьи и синички прилетели сразу. IV группа Они быстро набросились на еду. Vгруппа Пернатые радовались вкусному обеду. VI группа Они долго сидели на ветках и щебетали. - Проверка. - Прочитаем ещё раз все предложения. Что получилось? (Текст) -Какова главная мысль текста? (Забота о птицах.) - Как вы заботитесь о птицах зимой? (Рассказы детей) -Молодцы! Я рада, что вы заботитесь о наших меньших братьях. | Проводит беседу. | Записывают предложения в тетрадь. | ||
|
| Слайд №5. | Формулируют выводы. Подлежащие- сущ, прилагат, местоим Сказуемое - | |
- Если высказывание верное – хлопок, неверное – топаем ногами, сомневаетесь – сидите спокойно. Слайд 6. | Проводит итоговую игру, выводя высказывания поочерёдно на экран. Слайд №6. | Читают высказывания, хлопают в ладоши или топают ногами. | ||
IV Стадия «Рефлексия» 1. | Поскольку все задания были связаны с зимой, оценим свои знания снежинками. - Если вы справились со всеми заданиями, поднимите белую снежинку. - Если над этой темой вам надо ещё поработать,поднимите голубую снежинку. -Если затруднялись при выполнении заданий, то – синюю. | Организует работу групп. | Работа в группах. Составляют кластер по теме урока. Вывешивают плакаты с кластерами на классную доску. | Познавательные: осознанно подводят итоги Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли в устной форме. Регулятивные: учатся адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация открытого урока русского языка "Однородные члены предложения" (3 класс)
Данный материал может быть полезен учителям 3 классов....
Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...
Технологическая карта урока русского языка " Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс
Данная технологическая карта урока разработана по программе " Начальная школа 21 века". Это урок новых знаний....
Технологическая карта к уроку «Части речи»
Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения...
Технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс
В материале представлена технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс к учебнику Иванова С.В., Евдокимовой А.О. Это урок №52....
Технологическая карта учебного занятия. Русский язык 3 класс. Однородные члены предложения
Представлена технологическая карта учебного занятия по требованиям аттестационной комиссии....
Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...