Урок русского языка "Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами».
УМК «Школа России», Канакина В.П, Горецкий В.Г., Русский язык. Учебник, 4 класс.
Учитель: Вепрева Юлия Николаевна
Тип урока: открытие новых знаний
Использована технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: | создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения. |
Задачи урока: |
|
Планируемый результат | |||||
Личностные умения - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; - проявление творческого отношения к процессу обучения. | Метапредметные умения Познавательные: - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | Предметные умения - умение находить однородные члены предложения; -умение объяснять условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения; - умение составлять кластер по теме и делать вывод. | |||
I этап. Вызов | |||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Деятельность обучающихся | Планируемый результат | ||
-активизировать имеющиеся знания, связанные с однородными членами предложения, - мотивировать обучающихся к изучению темы, - определить проблемные вопросы урока; | Организационная часть урока. Деление на группы Проблемная ситуация: Ребята, еще в древние времена люди говорили о том, как важно быть грамотным. А что же происходит в наши дни? Современный мир нельзя представить компьютерных технологий. Мы часто общаемся друг с другом при помощи СМС и интернета. Так ли важно быть грамотным, соблюдать правила орфографии и пунктуации? Как вы считаете? Рассмотрим такую ситуацию: В своей книге «В стране невыученных уроков» Лия Гераскина рассказывает историю о том, как судьба героя зависит от фразы «Казнить нельзя помиловать». Как можно ее понять? Какое правило Должен был знать Виктор Перестукин, чтобы остаться в живых? Сделайте вывод. (Правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой). - Давайте поставим запятую так, чтобы спасти Виктора. Запишем предложение. - Проверим по эталону. Если вы справились с заданием, поставьте + на полях. Еще один пример: Вера написала записку «Мы встретили соседа товарища и его сестру». Как можно ее понять? Запишите предложение, поставив запятые в разных местах (учитель помогает, используя интонацию перечисления) - А что мы можем сказать об этом предложении? -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Предлагаю перед началом работы ответить на несколько вопросов: - Как называются одинаковые члены предложения? Какими признаками они должны обладать, чтобы так называться? - Когда между такими членами предложения знаки препинания не ставятся? А когда ставятся? Эти вопросы будут для вас главными на уроке. В конце урока мы должны будем на них ответить. (Отсроченная догадка) -Что вы знаете о членах предложения, об одинаковых членах предложения? (все высказывания обучающихся фиксируются на доске без комментариев и оценки правильности) (Прием «Корзина идей») | Высказывают свое мнение - В нем есть одинаковые члены предложения - Предложения с одинаковыми членами и знаки препинания в них Высказывают свои предположения | Личностный: - проявление интереса к поставленной проблеме Предметный: - знание основных изученных понятий по теме «Члены предложения»; -умение объяснить данные понятия Коммуникативный: -умение работать с информацией на опережение; | ||
II этап. Осмысление содержания | |||||
Познакомиться с новой информацией, сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, учиться делать взаимопроверку по эталону. | Задание 1 группе: Прочитайте статьи «Однородные члены предложения», составьте кластер по определению, подготовьте рассказ об однородных членах предложения. (Используя материалы в учебнике с. 27, 29).
Задание 2 группе: Изучите материал по теме «Постановка знаков препинания при однородных членах предложения» на страницах 30-33 учебника. Составьте схемы по постановке знаков препинания при однородных членах предложения . -Представьте свои работы (Экспертиза работы). - Если у вас все получилось, поставьте + в тетради. - Попробуем составить алгоритм нахождения однородных членов предложения, правила постановки запятой. Обобщение полученных знаний. 1) На слайде записаны предложения: В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Мячик был не голубой а красный. Мальчик ответил на уроке хорошо но допустил несколько ошибок при написании слов. Ночь была морозная и звездная. (Группам задания выдаются на карточках) - Найдите однородные члены предложения, пользуясь алгоритмом поставьте запятые, начертите схемы. - Проверим друг друга. - Сравним свой результат с эталоном. (На слайде) - Если у вас все получилось, поставьте + в тетради. - Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородным членами? 2) Выпишите из текста предложения с однородными членами, поставьте запятые, составьте схемы. Жили-были кот дрозд и петушок. Прибежала к избушке лиса села под окошко и запела песенку. Петушок выставил головку в окно. Лиса схватила его в когти и понесла в свою нору. Петушок закричал. Кот и дрозд услыхали крик петушка бросились в погоню и отняли у лисы петушка. Взаимопроверка. - Обменяйтесь тетрадями в группах, проверьте работу по эталону, поставьте оценку соответственно критериям (Критерии записаны на слайде) - Если у вас все получилось, поставьте + в тетради. Контроль: - Ответьте на вопросы теста, я его проверю и завтра скажу вам свое мнение – насколько успешно мы сегодня поработали. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | Выполняют задания Представление группами промежуточных результатов работы (составление и комментирование кластера и схем предложений). Внесение дополнений в свои работы результатов другой группы С помощью учителя, с опорой на кластер составляют алгоритм (он фиксируется на доске) Обсуждают в группах, выполняют задание, пользуясь алгоритмом. Учитель помогает группам. 2 группа выделяет однородные члены предложения (1 группа комментирует правильность выполнения, исправляет при необходимости), 1 группа расставляет запятые, чертит схемы (2 группа комментирует правильность выполнения, исправляет при необходимости) Делают вывод После обсуждения в группах записывают предложения в тетради. Проверяют работы другой группы по эталону, выставляют друг другу оценки. Выполняют тест, сдают учителю на проверку | Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Предметный: - знание основных понятий по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»; -умение объяснить данные понятия Коммуникативный: -умение анализировать и обсуждать услышанное или прочитанное; - слушать и понимать собеседника | ||
Научиться соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности | Ответы на проблемные вопросы. (Отсроченная догадка) - Какие члены предложения называются однородными? - Когда и какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? -Соотнесите свои «новые» знания с вашими высказываниями, записанными на доске в начале урока. - На следующих уроках мы продолжим работать по теме, будем закреплять то, чему научились сегодня на уроке. - Посмотрите, сколько плюсов вы поставили в своей тетради. Оцените, насколько успешно сегодня поработал каждый из вас. - В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. На доске вы видите схемы предложений с однородными членами. Красная – все понравилось, все понятно! Синяя – остались еще вопросы по теме… Зеленая – мне показалась данная тема очень трудной, я бы хотел еще раз разобраться в ней. – закрасьте кружок в тот цвет, который соответствует характеристике вашей работы на уроке. | Отвечают на вопросы. Соотносят высказывания из «Сундука идей» Осуществляют рефлексию | Коммуникативный -обмен мнениями о новой информации Мотивационный -побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Оценочный -соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса | ||
Домашнее задание | |||||
С. 33, упр. 45. - Тот, кто хочет выполнить задание посложнее, может самостоятельно составить и записать предложения с однородными членами, составить к ним схемы. |
Приложение 1.
ТЕСТ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Выберите верные утверждения:
1.Члены предложения называются однородными, если …
- отвечают на один и тот же вопрос;
- относятся к одному и тому же члену предложения;
- являются одним и тем же членом предложения;
- пишутся с одной и той же орфограммой;
- Однородные члены предложения могут быть связаны между собой …
- интонацией перечисления;
- союзами;
- предлогами.
- Однородные члены предложения могут быть связаны между собой союзами …
- и 2) из 3) а 4) на 5) но 6) над
- Между однородными членами предложения ставится запятая …
- Если однородные члены связаны интонацией перечисления;
- Если однородные члены связаны союзами а, но;
- Если однородные члены связаны союзом и;
- Между однородными членами предложения не ставится запятая …
- Если однородные члены связаны союзами а, но;
- Если два однородных члена предложения связаны союзом и;
- Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?
- а 2) но 3) и
7. Отметь предложения, в которых правильно поставлена запятая.
1) Издавна дружат люди с березой, хранят любовь к этому замечательному дереву.
2) Береза любит свет и простор, не боится лютых морозов.
3) С удовольствием пьют березовый сок не только люди но и животные.
4) Лакомятся живительной влагой синицы, зяблики, малиновки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях
Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация
Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"
Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...
конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знаки препинания в предложениях с одиночным союзом И"
Урок содержит материал для закрепления темы "Предложения"...
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....