Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Прямая и косвенная речь»
проект по русскому языку
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
отделение общего образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателей по программе
«Совершенствование методической компетентности учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Прямая и косвенная речь»
Авторы:
Салихьянова Юлия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 40 Приволжского района г.Казани» |
Фаздуллина Зиля Муслимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ» Ютазинского муниципального района РТ |
Хасанова Айгел Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новотинчалинская СОШ им.Н.Г.Фаизова» Буинского муниципального района РТ |
Соломина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы |
Научный руководитель
Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Казань, 2019
Введение
1. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В отечественной психологической и педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, ставящая целью образования развитие личности на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Системно-деятельностный подход обуславливает новую модель образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к ориентации изучения учебного предмета для решения жизненных задач;
- стихийной учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации;
- индивидуальной формы усвоения знаний к решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели обучения.
Основными результатами обучения и воспитания, обеспечивающими широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностью, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию, являются:
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования; формирование образа мира, ценностных ориентаций; формирование нетерпимости и умения противостоять негативным действиям и влияниям.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания; развитие логического, творческого мышления, памяти и внимания.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного уровня развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
2. Актуальность проекта
Задача учителя при реализации ФГОС - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Прямая и косвенная речь»
Задачи проекта:
1) изучить требования ФГОС по формированию УУД;
2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий;
3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Прямая и косвенная речь»;
4) разработать диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия по разделу «Прямая и косвенная речь»;
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1) создание комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки планируемых результатов обучения русскому языку по разделу "Синтаксис. Прямая и косвенная речь»;
2) повышение качества образования и воспитания в школе;
3) повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1. Низкая мотивация учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
2. Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев оценки.
Список использованных документов и источников информации
1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2018. - 115 с.
- А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.2.
3.Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Систем.требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95/98/NT/2000/Me/XP, InternetExplorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
4.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская)
5.Герасимов А. В. Итоговый практико-значимый проект «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки» // Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii /library/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i – [Дата обращения 04.05.2015]
6.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
Контрольно-диагностический лист по разделу
«Прямая и косвенная речь»
Тематическое планирование | Планируемые результаты ООП |
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. | Знать способы передачи чужой речи |
Слова автора внутри прямой речи. | Находить слова автора внутри прямой речи |
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Уметь ставить необходимые знаки препинания |
Косвенная речь. | Знать, что такое косвенная речь |
Цитата. Знаки препинания при цитировании. | Уметь правильно использовать цитирование |
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | |
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. | Уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот |
Задания по формированию УУД
Регулятивные УУД
Задание 1. Терминологический диктант
- Высказывание другого лица, включенное в авторское повествование (чужая речь)
- Три способа передачи чужой речи (прямая речь, косвенная речь, цитирование)
- Чужая речь, воспроизведенная дословно, с сохранением не только ее содержания, но и формы, особенностей языка говорящего (прямая речь)
- Чужая речь, воспроизведенная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания (косвенная речь)
- Части, из которых состоят предложения с прямой речью (слова автора или комментирующая часть и прямая речь)
- Группы слов, вводящие прямую речь (глаголы речи, мысли; глаголы, характеризующие целевую направленность высказывания; глаголы, обозначающие сопутствующие высказыванию действия и эмоции)
Критерии:
6 заданий – «5»;
4-5 заданий – «4»;
3 задания – «3»;
1-2 задания – «2».
Задание 2. Верные-неверные утверждения
- Существует два способа передачи чужой речи: прямая речь и косвенная.
- Чужая речь, воспроизведенная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания называется косвенной.
- Глаголы речи, мысли: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться.
- Глаголы, характеризующие целевую направленность высказывания: упрекнуть, решить, подтвердить, согласиться, поддакнуть, посоветовать.
- Предложения с прямой речью включают слова автора (комментирующую часть, в которой указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была сказана, кому адресована…) и прямую речь.
- Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.
- Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится тире.
Верные: 2, 4, 5, 6
Неверные: 1, 3, 7
Критерии:
7 заданий – «5»;
6-5 заданий – «4»;
4-3 задания – «3»;
1-2 задания – «2».
Задание 3. Составьте план по разделу «Прямая и косвенная речь».
Задание 4. Соотнесите предложения с их схемами. Сравните с эталоном.
| А. «П!-а.-П?» |
| Б. «П!»-а. |
| В. А:П!» |
| Г. «П»,-а. |
| Д. «П,-а,-П». |
Правильный ответ: 1-В; 2-Г; 3-Д; 4-Б; 5-А.
Критерии:
5 заданий – «5»;
4 задания – «4»;
3 задания – «3»;
1-2 задания – «2».
Задание 5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Проверьте по эталону.
- Если ты будешь колоть дрова сам, то согреешься ими дважды, сказал Генри Форд.
- «Всякий пусть метет перед своей дверью - советовал Л.Н. Толстой - Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста».
- Древние наставляли Есть желание – будут возможности. Будут действия – появится результат.
- Ηикoгда не oсуждaйтe чeлoвeкa, покa нe пройдeте дoлгий путь в eгo бoтинкaх
советовал китайский мудрец Лао-Цзы.
Эталон:
- «Если ты будешь колоть дрова сам, то согреешься ими дважды», - сказал Генри Форд.
- «Всякий пусть метет перед своей дверью, - советовал Л.Н. Толстой. - Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста».
- Древние наставляли: «Есть желание – будут возможности. Будут действия – появится результат».
- «Ηикoгда не oсуждaйтe чeлoвeкa, покa нe пройдeте дoлгий путь в eгo бoтинкaх», -
советовал китайский мудрец Лао-Цзы.
Критерии:
4 задания – «5»;
3 задания – «4»;
2 задания – «3»;
1 задание – «2».
Задание 6. Исправьте ошибки в построении предложений с косвенной речью. Проверьте по эталону.
- Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.
- Журналист сказал, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
- Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
- Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Эталон:
- Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
- Журналист сказал, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
- Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье».
- Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
Критерии:
4 задания – «5»;
3 задания – «4»;
2 задания – «3»;
1 задание – «2».
Задание 7. Сформулируйте и запишите цель тестового задания.
- Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.
- Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.
- Дети закричали, что «мы не виноваты».
Вариант выполнения задания: Цель: научиться заменять прямую речь косвенной.
Задание 8. Ученика попросили заменить прямую речь косвенной. Он выполнил задание и записал следующее предложение: Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. Правильно ли он выполнил задание? Докажите свою точку зрения.
Задание 9. Что необходимо знать, чтобы расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? Составьте алгоритм ваших действий.
Задание 10.
Установи правильный порядок частей текста в рассказе В.А. Сухомлинского «Семь дочек». Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объясни свой выбор. Проверь по эталону.
- Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке.
- Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
- А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
- Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.
Эталон.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
«Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Критерии: по 5-бальной системе
Задание 11. Свободный диктант. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по эталону.
На крыльце моего дома спал чужой рыжий огромный кот.
Разморенный солнцем, он привалился к двери спиной и посапывал. Я кашлянул. Кот приоткрыл глазок. И это, доложу вам, был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь горели в нем.
Оглядев меня, облив лазурью, обдав изумрудом, глазок закрылся.
«Позвольте пройти», — сказал я.
Кот не шевельнулся.
«Вы не правы, — как можно мягче заметил я. — Ну, согласитесь, это мой дом, приобретенный недавно по случаю. Вы спросите, откуда у меня такие деньги? Я работал, уважаемый. Работал ночами, над-ры-ва-ясь! Позвольте же пройти мне в свою собственность».
Пока я нес эту белиберду, кот отворил оба глаза, слушая меня с интересом. На слове «над-ры-ва-ясь» он встал, потянулся и отошел в сторону, освобождая проход. Я открыл дверь.
«Прошу, — сказал я. — Пожалуйста, заходите».
Пропустив меня вперед, кот вошел следом.
«Располагайтесь, — предложил я. — Вот печь, вот табурет».
Гость оглядел печь и табурет и, заметив на полу солнечное пятно, падающее из окна, с наслаждением развалился в нем.
Я сел к столу и занялся каким-то делом, но дело это не клеилось. Огненный бандит на полу отвлекал меня. Я достал кисть и акварель и произнес: «Один набросок… приподнимите голову». Кот приоткрыл глаз и приподнял голову, а я стал его рисовать.
Солнечное пятно двигалось по полу, к закату.
Кот пятился, перемещаясь вслед за пятном, за ним пятился и мой рисунок.
Солнечное движение не мешало мне. Рыжий сохранял позу, не опускал голову. Похоже, он понимал, что рисование котов — дело ответственное в наше время, важное дело.
Когда пятно солнечное полезло на стенку, я кончил работу и сказал: «На сегодня хватит».
Кот поднялся на ноги, размялся, потянулся, мельком оценил рисунок, что-то муркнул, вроде «неплохо», и, не прощаясь, вышел.
Критерии: по 5-бальной системе
Задание 12. Напишите по памяти отрывок из басни Крылова «Ворона и Лисица», заключающий в себе предложение с прямой речью. Проверьте по эталону. Составьте схему данного предложения.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Критерии: по 5-бальной системе
Познавательные УУД
1.Представьте, что к вам обратился приятель из соседней школы. Он не понял тему «Прямая и косвенная речь» и просит помочь. Вы встречаетесь в 16.00, а 17.00 у вас занятие по хореографии.
Используя материал учебника, составьте кластер «Прямая и косвенная речь», с помощью которого быстро и эффективно можно объяснить тему и помочь товарищу.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
Под зеленый тополь я прилег,
И спросил я, наслаждаясь тенью:
« Что ты скажешь, тополь-тополек?»
И в ответ услышал шелестенье.
Шелестел он только об одном,
И, прислушиваясь к его рассказам:
«Тополь, — я сказал, — ты агроном,
Лишь с одной землею только связан».
Тополь
Мне сказал:
«Я астроном,
И через листву мою сочатся
Лики солнца, в сонме их хмельном
Пляшут пятна и протуберанцы».
Я сказал:
«Ты, тополь, — астролог.
Солнечными фокусами бредишь —
Вот твоих фантазий потолок
Далеко на этом не уедешь».
Но,
Уйдя из шелеста дубрав -
В небеса, что над полями стынут,
Тополь мне сказал:
«Я астронавт,
К вам из бесконечности закинут!»
(По стихотворению Леонида Мартынова)
1.Объясните значения выделенных слов, пользуясь толковым словарём. Каким термином их можно назвать? (Слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу). Как вы думаете, зачем автор их использует?
2. Поставьте ударения в выделенных словах, пользуясь словарями. Какое слово произносится в стихотворении не так, как в словаре? Выясните, почему, пользуясь литературными справочниками или сетью Интернет.
3. Подобрать нейтральный синоним к слову лики.
4. Выпишите из стихотворения предложения с прямой речью, соответствующие схемам.
Схемы | Предложения |
А: «П?» | |
А: «П,-а,-п» | |
А: «П». | |
А: «П!» |
Эталон.
1.Объяснение незнакомых слов (по словарям):
Агроном (от греческого «agros» — «поле») — специалист по агрономии, обработке земли.
Астроном (от греческого «astron» — «звезда») — специалист по науке, изучающей небесные тела.
Астролог — специалист по изучению влияния небесных светил на земные события и жизнь человека.
Астронавт — то же, что космонавт.
Сонм — большая группа, множество, масса чего-либо, скопище.
Протуберанцы — образования из раскаленных газов на Солнце.
Слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу - паронимы.
Значения всех этих слов имеют специфическое значение в стихотворении: приобретают романтическую окраску.
Астролог. В стихотворной строфе возможен перенос ударения ради сохранения ритма.
Лики (книжн.) – лица.
Схемы | Предложения |
А: «П?» | И спросил я, наслаждаясь тенью: « Что ты скажешь, тополь-тополек?» |
А: «П,-а,-п» | И, прислушиваясь к его рассказам: «Тополь, — я сказал, — ты агроном, Лишь с одной землею только связан». |
А: «П». | Тополь Мне сказал: «Я астроном, И через листву мою сочатся Лики солнца, в сонме их хмельном Пляшут пятна и протуберанцы». Я сказал: «Ты, тополь, — астролог. Солнечными фокусами бредишь — Вот твоих фантазий потолок. Далеко на этом не уедешь». |
А: «П!» | Тополь мне сказал: «Я астронавт, К вам из бесконечности закинут!» |
3. Представьте себе, что вам нужно объяснить причину опоздания на урок.
Подумайте, какими словами можно обратиться к учителю, подберите в словаре синонимов подходящие слова. Составьте предложения с прямой или косвенной речью.
4. Составьте инструкцию «Как нужно цитировать» для соседа по парте, используя материал учебника.
5. Рассмотрите картинки.
1) Соотнесите их с названиями.
А) «Переговоры»
Б) «Собеседование»
В) «У начальника»
1.
2.
3.
2) Выберите понравившуюся ситуацию, составьте диалог и запишите его. Предварительно обратитесь к сети Интернет, к справочной литературе и выясните, каким, примерно, должен быть диалог в выбранной вами ситуации. (Какие обращения, слова, речевые обороты должны употребляться, как строить предложения).
3) Объясните постановку знаков препинания.
6. Найдите ошибку в предложении с косвенной речью. Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи косвенной.
Герои каких произведений представлены в предложениях? Назовите авторов. Подберите из произведений этих авторов 3 предложения с косвенной речью.
1) Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.
2) Лис посмотрел на Маленького принца и сказал, что надо запастись терпеньем.
3) Василиса Егоровна осыпала меня вопросами о том, кто мои родители, где живут.
7. На устном экзамене по русскому языку вам нужно будет пересказать прочитанный текст, включив предложенную цитату.
1) Прочитайте притчу. Подберите высказывания учёных, писателей, философов, политиков, отражающую её основную мысль, обратившись к справочной литературе, к сети Интернет.
2) Переработайте текст, включив в него понравившуюся цитату.
Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:
— Люди! Помогите! Очистите меня поскорее!
Но люди только отмахнулись:
— Ничего, нам и пруда хватит!
Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:
— Помогите, пока не поздно!
Опять не послушали его люди.
И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.
Теперь люди ходили вокруг него, увязали (некоторые даже тонули!) и возмущались:
— И откуда только болота берутся?
Добавим к этому: не только на Земле, но и в человеческих Душах!
8. Прочитайте высказывание. Определите, в каком предложении допущена ошибка при цитировании. Объясните свой выбор.
Обратившись к материалу учебника, выясните, какой способ цитирования здесь не представлен.
"Как строят высокие башни?" - спросили у Ходжи Насреддина. "Очень просто, - ответил он. - Роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку".
1) Ходжа Насреддин уверял, что строить высокие башни легко: нужно лишь вырыть глубокий колодец и вывернуть его наизнанку.
2) "Как строят высокие башни?" - спросили у Ходжи Насреддина. "Строить высокие башни очень просто, - говорил он. - роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку".
3) На вопрос о том, как строят высокие башни, Ходжа Насреддин отвечал: "Роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку".
4) Ходжа Насреддин предлагал свой способ постройки высоких башен. Он был уверен, что для этого "роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку".
Ответ. 2.
Объёмные цитаты можно сократить, обозначая пропуск многоточием <…>
9. Составьте для одноклассников свою проверочную работу. Выберите из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 5-7 предложений с прямой и косвенной речью. Тему для проверочной работы определите самостоятельно. Тема должна относиться к разделу «Чужая речь». Подготовьте ключи к вашим заданиям.
10. Перепишите текст, заменив прямую речь косвенной.
Выясните, обратившись к справочной литературе, что такое хлопковый куст. Запишите краткую информацию об этом.
Соловей однажды увидел цветущий куст и решил сидеть на нём и дожидаться плодов. «Это мой куст. Я его первый нашёл!» - говорил он. Сидел соловей много месяцев и близко не подпускал других птиц, чтобы не делиться.
Но вот цветок превратился в коробочку, коробочка лопнула, и белые хлопья из неё разлетелись вокруг, потому что был это хлопковый куст.
Прилетела тут кукушка и говорит соловью:
— Вот видишь, пустил бы ты нас, мы бы тебе сказали, где съедобные плоды. Но ты ведь никого близко не подпускал, вот и наказан за жадность.
Коммуникативные УУД
Задания
1. Представьте, что Вы директор крупного рекламного агентства. Получили от коллеги письмо следующего содержания:
«Дорогой Иван Иванович!
Мною подготовлено для вас 19 изумительных проектов, которые я представляю на Ваше рассмотрение. Мои друзья считают, что они прелестны и весьма привлекательны (ведь не часто встретишь такие проекты, не правда ли?) Но у них есть ещё одно достоинство - они незабываемы.
Мне же больше всего нравится высказывание моего компаньона. Он считает, что «они взбудоражат весь мир».
Думаю, что Вы согласитесь с этим».
Отредактируйте его, а этот процесс опишите, включив в него диалог с секретарём-референтом.
2. Знаки препинания могут употребляться и вместо целых предложений. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?».
Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко: «!».
Почему Гюго и издатель поняли друг друга? Что означают эти знаки?
Составьте диалог, который мог бы произойти между писателем и издателем, используя различные виды косвенной речи.
3. Часто возникает ситуация, когда ты сам бываешь участником диалога, сам включён в ситуацию, а информация о происходившем разговоре тебе не всегда понятна, потому что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчика не поймёшь. Каким образом кратко, просто и доходчиво рассказать о состоявшемся разговоре другим людям, не используя прямой речи: «Я сказал», «Он сказал»? А можно ли по-другому, в виде монолога?
Перестройте диалог в монолог (на основе сценки «Иностранные слова»).
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно): Салют, дерево!
Саша(недоумённо): Ой, где дерево?
Вова (объясняет): Это же ты, кореш.
Саша: Я не корень, я парень…Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова: Отпад!
Саша: Что???
Вова: Ну, ништяк!
Саша: Ой, а что это?
Вова: Это значит, что прикид у неё клёвый!
Саша: Что она прикидывает и кого клюёт?
Вова: Ну, убойная чувиха.
Саша: (испуганно): Она кого-то убила? Она что-киллер? Надо же, а ведь сразу не скажешь!
Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша: Это что- в карты поиграть?
Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки даёт?
Вова (утомлённо): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша: Это я, наверное, ручкой испачкался.
Входит Света.
Вова: Светка –монетка в натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивлённо): Здравствуй, Вова.
Вова: В киношку завалимся. Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен? Я пойду в кино, но только не с тобой, а с Сашей. (Берёт Сашу под ручку).
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
4. Проанализируйте роль слов и выражений «законная», «мировецкая», «законно», «конкретно, «прикиньте» и т.д. в речи современного человека. Опишите ситуацию, когда таких слов было употреблено много, но без пользы для взаимопонимания что и привело к казусу.
Например:
Рассказ Саши
Саша настойчиво просил маму разрешить ему пойти в кино.
-Законная, говорят, картина!
-Опять это ненужное слово! -сердито сказала мама.
Боясь, что мама не отпустит его в кино (тут ещё это мальчишечье слово!), Саша быстро поправился:
-Ну, интересная!
-Хорошо,- сказала мама,- иди, только ты подробно потом расскажешь содержание этой картины. И без своих словечек!
Довольный возвращался Саша из кино. Картина действительно «мировецкая» была, «законная»! Но вдруг лицо его помрачнело. Он вспомнил о мамином приказании.
Мама, бабушка и папа уже ждали его, приготовившись услышать рассказ о картине.
И Саша начал:
-Ну, короче, выходит он и вдруг узнаёт, что, конкретно не туда попал, а потом он пошёл, ну и законно…(Саша прикусил губу, так как на него в этот момент сердито смотрела мама ). В общем, здорово было!
-И всё? – разочарованно произнесла бабушка.
-А что же, всё…
Больше Саша ничего не мог сказать
5. Прочитайте стихотворение Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым». Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь?
-Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
-Смотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
-Где?
-Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!..
-Ну?!
-Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
-Гы!..
-И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш…
-Врёшь!
-Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы. Ивы и ольха…
-Ха!..
-а сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожаньи рос…
-Брось!..
-Да погоди! Почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Псих!..
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не понять снега?..
-Ага!..
С каким настроением вы закончили чтение текста? С кем из участников диалога вы согласны и почему?
Как создаётся смысловая многоплановость в тексте? Согласны ли вы с утверждением: «Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей…?»
Какие реплики вы могли бы дополнить авторскими ремарками? Попытайтесь сделать это. Опишите выражение лица, мимику, жесты участников диалога. Найдите примеры разговорного синтаксиса в диалоге. Как на эмоциональном уровне окрашена речь каждого героя.
Придумайте своё название к прочитанному вами тексту. Сравните его с авторским. Попробуйте закончить текст.
6. Побывайте заочно на игре «Что? Где? Когда?» и послушайте, что интересного там рассказывают. Придумайте сами тему разговора и его содержание и запишите в виде диалога. При этом отдельные части разговора могут быть монологами. Включите в свою запись монолог одного из участников разговора.
7. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Какие правила речевого поведения мы находим в высказываниях Д.С.Лихачёва?
По-настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Как связаны советы, касающиеся правил владения словом, с законами нравственности? Согласны ли вы, что речевая культура человека является отражением его духовно-нравственного развития?
Запишите несколько высказываний, которые вам особенно понравились, включив их в предложения с прямой речью. Что достигается благодаря лексическому повтору слов во втором абзаце текста?
8. Перед Вами картина Карла Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых».
Предположите, какая беседа могла состояться между Александрой и Ольгой перед конной прогулкой. Запишите вариант беседы, применяя различные способы передачи чужой речи.
9. Как перевести в косвенную речь пример из басни выдающегося русского баснописца И.А.Крылова «Два мужика», ведь прямая речь насыщена эмоционально – восклицательными предложениями; есть обращения, междометия. Прочитайте пример и подумайте.
«Здорово, кум Фаддей!» – «Здорово, кум Егор!»
«Ну, каково, приятель, поживаешь?»
«Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!
Бог посетил меня: я сжёг дотла свой двор
И по миру пошёл с тех пор».
«Как так? Плохая, кум, игрушка!»
«Да так! О рождестве была у нас пирушка;
Я со свечой пошёл дать корму лошадям;
Признаться, в голове шумело;
Я как-то заронил, насилу спасся сам;
А двор и всё добро сгорело.
Ну, ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!
И на меня прогневался, знать, бог:
Ты видишь, я без ног;
Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
Я тож о рождестве пошёл в ледник за пивом,
И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
С друзьями полугару;
А чтоб в хмелю не сделать мне пожару,
Так я свечу совсем задул:
Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул,
Что сделал из меня совсем не человека,
И вот я с той поры калека».
«Пеняйте на себя, друзья! –
Сказал им сват Степан. – Коль молвить правду, я
Совсем не чту за чудо,
Что ты сожег свой двор, а ты на костылях:
Для пьяного и со свечою худо;
Да вряд, не хуже ль и впотьмах».
Игра «Одна голова хорошо, а две – лучше». Работа в группах по переводу отрывка из басни в косвенную речь.
10. Напишите эссе «Моя золотая книжная полка». «Золотая книжная полка» – это та, на которую ставятся любимые книги. В творческой работе должны быть использованы предложения с прямой и косвенной речью. Не забудьте процитировать слова сербского писателя Горана Петровича: «Мгновения чтения — это самые продолжительные мгновения на свете. Каждое из них можно сравнить с небольшой вечностью…».
Критерии оценки
Каждое из заданий может быть оценено по следующим критериям, которые способны диагностировать уровень развития коммуникативных УУД (на основе рекомендаций заведующего лабораторией экспертизы качества образовательного процесса Московского центра качества образования, кандидата психологических наук Д.А.Иванова разработана шкала «Уровни овладения коммуникативными универсальными учебными действиями»)
Базовый уровень (оценка 3):
- воспринимает монологическую речь;
- больше слушает и отвечает, чем проявляет инициативу;
- делает необходимые записи;
Повышенный уровень (оценка 4):
- воспринимает информацию в ходе взаимодействия, задает вопросы;
- умеет собирать материал по проблеме, извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков, изображений;
- высказывает свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации); - умеет выходить из конфликта;
- участвует в принятии групповых решений;
Высокий уровень (оценка 5):
- составляет монологическое высказывание, предварительно собрав нужную информацию, ведет диалог;
- анализирует источники знаний, уточняет детали;
- умеет обобщать и делать выводы;
- умеет выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
- умеет осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве;
- умеет занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;
- умеет определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;
- умеет руководить, например, распределять обязанности между членами группы;
- умеет подводить итоги;
- умеет различать мнения и факты в высказывании человека;
- умеет объективно проводить самооценку;
- умеет правильно расставлять эмоциональные акценты.
Заключение
Стратегическим направлением оптимизации системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться». Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов – личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем); коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами русского языка) универсальные действия.
В данной проектной проекте мы представили контрольно- диагностические листы, которые включают задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя существительное». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.
Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение учиться.
Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"
Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...
Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение
Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты :Предметные:- продолжить работу над пониманием основной мысли, выра...
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 3 классе по теме «Текст»
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 3 классепо теме «Текст» Материалы для формирования и оценки регулятивных УУД– задан...