Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Наместникова Дарина Игоревна

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты

Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Личностные: понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать»; способствовать формированию навыков сотрудничества; положительное отношение к учению, произвольному поведению,

Регулятивные: уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

    Ход урока I. Мобилизующая часть урока.

Прозвенел звонок,                                                                      

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели

На меня все посмотрели.

Ребята, скажите, а где живут наши буквы? В буквограде. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.

1) Гласные какого ряда обозначают мягкость согласных звуков после которых следуют? Гласные 2 ряда

2) Гласные какого ряда обозначают твѐрдость согласных звуков после которых следуют? 1 ряда

   3) Назовите звонкие согласные звуки. Зв. Согл.   1 ряд

4) Назовите глухие согласные звуки.    2 ряд

5) Назовите букву  которая не обозначает звук? Мягкий знак.

 

2.          Постановка темы, целей и задач урока

Откроем нашу азбуку на стр. 16 и Максим прочитает пословицу.

«Мало уметь читать, надо уметь думать» смысл этой пословицы заключается в том, что когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь. Это так же, как и умение правильно говорить и писать, это значит, что мало знать слова, которые говоришь или пишешь, ми нужно уметь пользоваться и уметь связывать их между собой.

Что мы видим? Красочную иллюстрацию. Кто на ней изображена?

Почему вы так решили? Видно, что девушка не русская, не из России.

Сейчас я прочитаю вам отрывок из какой сказки?  

               … Вдруг шатер

               Распахнулся… и девица,

               Шамаханская царица,

               Вся сияя, как заря,

               Тихо встретила царя.

               И она перед Дадоном

               Улыбнулась – и с поклоном

               Его за руку взяла

               И в шатер свой увела.

               Там за стол его сажала.

             Всяким яством угощала

– Кто автор этой сказки? (Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)

Слова с каким звуком  вы слышите? ( Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.). Со звуком  ш

Выяснили, а сейчас прочитайте, пожалуйста, пословицы под картинкой. Что означает каждая пословица?

1 "Знай больше, а говори меньше". О чем же нас предупреждает эта пословица?

О том, что для того, чтобы больше знать, следует уметь больше слушать, чем говорить самому.

2 «Добрая шутка дружбы не рушит». Добрая шутка подразумевает под собой доброе намерение поднять настроение. Друг (настоящий, душевный) никогда не станет "высмеивать" тебя.

3 «Поспешишь - людей насмешишь!» Смысл в данной пословице заключается в том, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда нужно принимать решения спокойно, и хорошенько подумав.

Подумайте : «Может ли шутка разрушить дружбу?» может, если шутка глупая, обидная.

-Посмотрите внимательно на пословицы.

-Какая буква выделена во всех этих пословицах? Буква Ш

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.

Изучаемый звук выделяется из слов:

шкаф               карандаш

Это звук, какой? Согласный. При произношении воздух встречает преграду - язык и зубы.

Игра «Кто внимательный?».

 Назовите одинаковый звук в словах:

Шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шесть.

Звук ш.           

Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой, всегда твердый и шипящий.

Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. (Мишка, машина, шапка) сколько слогов в этих словах. Составьте предложения с этими словами. (У меня есть плюшевый мишка, У Миши красивая машина, зимой носят шапку.)

Так, как же называется буква, которая обозначает наш звук [ш]? Буква Ша. На что похожа буква ш? На гребень, буква е перевернутая.

                 Вывешивается карточка с буквой Шш.

               Шура сено ворошил,

               Вилы в сене позабыл.

Чтение слов в столбиках, с. 17 Дети рассматривают иллюстрацию.

Из чего состоит предложение? Из слов близких по смыслу друг к другу. Мы учимся в школе.

               Рассмотри-ка все внимательно,

               Поразмысли не спеша

               И отыщешь обязательно

               Все слова на букву Ш.

Чтение текста на с. 17. О каком времени года говорится в тексте?  Куда пошли дети?  Что они видели в лесу? Что собирали ребята?

                               Игра «Доскажите словечко».

               Если мы растем на ели,

               Мы на месте, мы при деле.

               А на лбах у ребятишек

               Никому не нужно… (шишек).

Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.

Какое внизу мы видим правило?

Ши пиши с буквой и.

Дети, назовите слова, в которых есть звук [ш] в начале (шляпа, шишка, шофер, шатер); в середине (мишка, чашка, петушок, тишина, машина); в конце (карандаш, камыш, малыш, шалаш).

б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш]: (машинка; плюшевые мишка, мартышка, мышонок, кошечка; шашки, шахматы и др.).

1. Соотнесите картинки со словами, с. 18.

Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.

Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки». О ком говорится в тексте?

 Объясните значение слова «распетушились». (поссорились, драка).

Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).

Открываем с. 19, читаем слова в столбиках (объясняют значение слов, выделяют сочетание ши.

Каким был дед? Что он не смог сделать?

Кто еще был в избе?   Спал кот. Как вел себя внук? Глупо, плохо, нелепо.  Как должен был поступить внук?  Нужно было помочь деду, а не смеяться. Я надеюсь, ребята, что вы так поступать не будите. 1 класс, а как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите.

Стих что для чего.

Чтение текста на с. 20. Узнали ли вы сказку? Какой момент сказки проиллюстрирован в учебнике?

 Что произошло потом? Чем закончилась сказка? («Три медведя».)

С. 21 (Настасья Петровна, Мишутка, Михайло Иваныч).

1. Чтобы что-то сделать, человеку нужно прикладывать усилия.

2. В каждом деле нужен опыт. Надо не бояться пробовать.

3. Человек должен много времени уделять делам. А не забавам.

4. Пишет перо или ручка. А текст придумывает человек – ум.

5. Для маленькой мышки кошка является зверем.

         Загадка – книга.

         У слова лист два значения.

 В слове лист два значения.

Лист – бумажный листок, и лист – часть дерева или куста.

Я взял лист бумаги и стал рисовать корову.

С дерева упал последний листок.

Стр.22 Чтение стихотворения Шутки. Подчеркните слова с буквой Ш.

Стр. 22. Бочка, точка, ночка, дочка.

В каждой скороговорке повторяется звук ш.

                        Проговаривание скороговорки.

     Машины – помощники человека.

         В наше время человек просто не может обойтись без помощи чудо-машин. Таких машин существует очень много. Самые главные из них - машина скорой помощи. Когда человеку плохо - мы звоним 03 или 112 и к нему на помощь приезжает бригада медиков и спасает человеку жизнь.

Еще есть пожарные машины - они помогают тушить горящие дома, строения, леса. Запомни этот номер - 01 или 112, увидел пожар - позвони 01 или 112 и на помощь приедет пожарная машина.

Существуют еще полицейские машины. Они помогают людям поймать преступников, догнать грабителя. Чтобы приехала на помощь полицейская машина - звони 02 или 112.

А машина с надписью «Молоковоз» перевозит молоко с фермы.

 Существует множество машин, облегчающих труд человека: Комбайн - косит на полях зерно, кран - поднимает тяжелые грузы, каток - укатывает на дороге асфальт. Например,  машина с надписью «Продукты» доставляет продовольствие до магазинов, где мы их потом можем купить.

 Компьютер - тоже машина, но электронно - вычислительная, она помогает человеку считать, решать трудные задачи, помогает школьникам делать уроки.

Итог урока.С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке? С буквой Ша.

Что вы можете сказать про букву Ша?  Согласная, твёрдая, глухая и шипящая.  Возьмите 3 карточки и найдите из двух, карточки с буквой ш. и сколько слогов? И составьте с ними предложения. Шар лопнул. Зимой носят шубу. Теплый шарф.

Клеим букву Ша.

Рефлексия. Квадраты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_sh.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»

        

Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш  в 1 классе»

     

        Подготовила: учитель начальных классов  Наместникова Д. И.  

                                                 2021 год

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты

Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Личностные: понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать»; способствовать формированию навыков сотрудничества; положительное отношение к учению, произвольному поведению,

Регулятивные: уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

    Ход урока I. Мобилизующая часть урока.

Прозвенел звонок,         

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели

На меня все посмотрели.

Ребята, скажите, а где живут наши буквы? В буквограде. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.

1) Гласные какого ряда обозначают мягкость согласных звуков после которых следуют? Гласные 2 ряда

2) Гласные какого ряда обозначают твѐрдость согласных звуков после которых следуют? 1 ряда

   3) Назовите звонкие согласные звуки. Зв. Согл.   1 ряд

4) Назовите глухие согласные звуки.    2 ряд

5) Назовите букву  которая не обозначает звук? Мягкий знак.

2.          Постановка темы, целей и задач урока

Откроем нашу азбуку на стр. 16 и Максим прочитает пословицу.

«Мало уметь читать, надо уметь думать» смысл этой пословицы заключается в том, что когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь. Это так же, как и умение правильно говорить и писать, это значит, что мало знать слова, которые говоришь или пишешь, ми нужно уметь пользоваться и уметь связывать их между собой.

Что мы видим? Красочную иллюстрацию. Кто на ней изображена?

Почему вы так решили? Видно, что девушка не русская, не из России.

Сейчас я прочитаю вам отрывок из какой сказки?  

                … Вдруг шатер

                Распахнулся… и девица,

                Шамаханская царица,

                Вся сияя, как заря,

                Тихо встретила царя.

                И она перед Дадоном

                Улыбнулась – и с поклоном

                Его за руку взяла

                И в шатер свой увела.

                Там за стол его сажала.

             Всяким яством угощала

– Кто автор этой сказки? (Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)

Слова с каким звуком  вы слышите? ( Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.). Со звуком  ш

Выяснили, а сейчас прочитайте, пожалуйста, пословицы под картинкой. Что означает каждая пословица?

1 "Знай больше, а говори меньше". О чем же нас предупреждает эта пословица?

О том, что для того, чтобы больше знать, следует уметь больше слушать, чем говорить самому.

2 «Добрая шутка дружбы не рушит». Добрая шутка подразумевает под собой доброе намерение поднять настроение. Друг (настоящий, душевный) никогда не станет "высмеивать" тебя.

3 «Поспешишь - людей насмешишь!» Смысл в данной пословице заключается в том, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда нужно принимать решения спокойно, и хорошенько подумав.

Подумайте : «Может ли шутка разрушить дружбу?» может, если шутка глупая, обидная.

-Посмотрите внимательно на пословицы.

-Какая буква выделена во всех этих пословицах? Буква Ш

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.

Изучаемый звук выделяется из слов:

шкаф         карандаш

Это звук, какой? Согласный. При произношении воздух встречает преграду - язык и зубы.

Игра «Кто внимательный?».

 Назовите одинаковый звук в словах:

Шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шесть.

Звук ш.         

Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой, всегда твердый и шипящий.

Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. (Мишка, машина, шапка) сколько слогов в этих словах. Составьте предложения с этими словами. (У меня есть плюшевый мишка, У Миши красивая машина, зимой носят шапку.)

Так, как же называется буква, которая обозначает наш звук [ш]? Буква Ша. На что похожа буква ш? На гребень, буква е перевернутая.

                 Вывешивается карточка с буквой Шш.

                Шура сено ворошил,

               Вилы в сене позабыл.

Чтение слов в столбиках, с. 17 Дети рассматривают иллюстрацию.

Из чего состоит предложение? Из слов близких по смыслу друг к другу. Мы учимся в школе.

                Рассмотри-ка все внимательно,

                Поразмысли не спеша

                И отыщешь обязательно

                Все слова на букву Ш.

Чтение текста на с. 17. О каком времени года говорится в тексте?  Куда пошли дети?  Что они видели в лесу? Что собирали ребята?

                               Игра «Доскажите словечко».

                Если мы растем на ели,

                Мы на месте, мы при деле.

                А на лбах у ребятишек

                Никому не нужно… (шишек).

Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.

Какое внизу мы видим правило?

Ши пиши с буквой и.

Дети, назовите слова, в которых есть звук [ш] в начале (шляпа, шишка, шофер, шатер); в середине (мишка, чашка, петушок, тишина, машина); в конце (карандаш, камыш, малыш, шалаш).

б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш]: (машинка; плюшевые мишка, мартышка, мышонок, кошечка; шашки, шахматы и др.).

1. Соотнесите картинки со словами, с. 18.

Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.

Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки». О ком говорится в тексте?

 Объясните значение слова «распетушились». (поссорились, драка).

Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).

Открываем с. 19, читаем слова в столбиках (объясняют значение слов, выделяют сочетание ши.

Каким был дед? Что он не смог сделать?

Кто еще был в избе?   Спал кот. Как вел себя внук? Глупо, плохо, нелепо.  Как должен был поступить внук?  Нужно было помочь деду, а не смеяться. Я надеюсь, ребята, что вы так поступать не будите. 1 класс, а как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите.

Стих что для чего.

Чтение текста на с. 20. Узнали ли вы сказку? Какой момент сказки проиллюстрирован в учебнике?

 Что произошло потом? Чем закончилась сказка? («Три медведя».)

С. 21 (Настасья Петровна, Мишутка, Михайло Иваныч).

1. Чтобы что-то сделать, человеку нужно прикладывать усилия.

2. В каждом деле нужен опыт. Надо не бояться пробовать.

3. Человек должен много времени уделять делам. А не забавам.

4. Пишет перо или ручка. А текст придумывает человек – ум.

5. Для маленькой мышки кошка является зверем.

        Загадка – книга.

        У слова лист два значения.

 В слове лист два значения.

Лист – бумажный листок, и лист – часть дерева или куста.

Я взял лист бумаги и стал рисовать корову.

С дерева упал последний листок.

Стр.22 Чтение стихотворения Шутки. Подчеркните слова с буквой Ш.

Стр. 22. Бочка, точка, ночка, дочка.

В каждой скороговорке повторяется звук ш.

                        Проговаривание скороговорки.

        Машины – помощники человека.

        В наше время человек просто не может обойтись без помощи чудо-машин. Таких машин существует очень много. Самые главные из них - машина скорой помощи. Когда человеку плохо - мы звоним 03 или 112 и к нему на помощь приезжает бригада медиков и спасает человеку жизнь.

Еще есть пожарные машины - они помогают тушить горящие дома, строения, леса. Запомни этот номер - 01 или 112, увидел пожар - позвони 01 или 112 и на помощь приедет пожарная машина.

Существуют еще полицейские машины. Они помогают людям поймать преступников, догнать грабителя. Чтобы приехала на помощь полицейская машина - звони 02 или 112. 

А машина с надписью «Молоковоз» перевозит молоко с фермы.

 Существует множество машин, облегчающих труд человека: Комбайн - косит на полях зерно, кран - поднимает тяжелые грузы, каток - укатывает на дороге асфальт. Например,  машина с надписью «Продукты» доставляет продовольствие до магазинов, где мы их потом можем купить.

 Компьютер - тоже машина, но электронно - вычислительная, она помогает человеку считать, решать трудные задачи, помогает школьникам делать уроки.

Итог урока.С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке? С буквой Ша.

Что вы можете сказать про букву Ша?  Согласная, твёрдая, глухая и шипящая.  Возьмите 3 карточки и найдите из двух, карточки с буквой ш. и сколько слогов? И составьте с ними предложения. Шар лопнул. Зимой носят шубу. Теплый шарф.

Клеим букву Ша.

Рефлексия. Квадраты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»

«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

"Мало уметь читать, надо уметь думать"

В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой....

Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»

Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять  твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха....

Презентация к уроку "Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук."

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс Азбука В.Г. Горецкого...