Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.
Планируемые результаты
Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.
Личностные: понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать»; способствовать формированию навыков сотрудничества; положительное отношение к учению, произвольному поведению,
Регулятивные: уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока I. Мобилизующая часть урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
Ребята, скажите, а где живут наши буквы? В буквограде. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
1) Гласные какого ряда обозначают мягкость согласных звуков после которых следуют? Гласные 2 ряда
2) Гласные какого ряда обозначают твѐрдость согласных звуков после которых следуют? 1 ряда
3) Назовите звонкие согласные звуки. Зв. Согл. 1 ряд
4) Назовите глухие согласные звуки. 2 ряд
5) Назовите букву которая не обозначает звук? Мягкий знак.
2. Постановка темы, целей и задач урока
Откроем нашу азбуку на стр. 16 и Максим прочитает пословицу.
«Мало уметь читать, надо уметь думать» смысл этой пословицы заключается в том, что когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь. Это так же, как и умение правильно говорить и писать, это значит, что мало знать слова, которые говоришь или пишешь, ми нужно уметь пользоваться и уметь связывать их между собой.
Что мы видим? Красочную иллюстрацию. Кто на ней изображена?
Почему вы так решили? Видно, что девушка не русская, не из России.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из какой сказки?
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала
– Кто автор этой сказки? (Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)
Слова с каким звуком вы слышите? ( Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.). Со звуком ш
Выяснили, а сейчас прочитайте, пожалуйста, пословицы под картинкой. Что означает каждая пословица?
1 "Знай больше, а говори меньше". О чем же нас предупреждает эта пословица?
О том, что для того, чтобы больше знать, следует уметь больше слушать, чем говорить самому.
2 «Добрая шутка дружбы не рушит». Добрая шутка подразумевает под собой доброе намерение поднять настроение. Друг (настоящий, душевный) никогда не станет "высмеивать" тебя.
3 «Поспешишь - людей насмешишь!» Смысл в данной пословице заключается в том, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда нужно принимать решения спокойно, и хорошенько подумав.
Подумайте : «Может ли шутка разрушить дружбу?» может, если шутка глупая, обидная.
-Посмотрите внимательно на пословицы.
-Какая буква выделена во всех этих пословицах? Буква Ш
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.
Изучаемый звук выделяется из слов:
шкаф карандаш
Это звук, какой? Согласный. При произношении воздух встречает преграду - язык и зубы.
Игра «Кто внимательный?».
Назовите одинаковый звук в словах:
Шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шесть.
Звук ш.
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой, всегда твердый и шипящий.
Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. (Мишка, машина, шапка) сколько слогов в этих словах. Составьте предложения с этими словами. (У меня есть плюшевый мишка, У Миши красивая машина, зимой носят шапку.)
Так, как же называется буква, которая обозначает наш звук [ш]? Буква Ша. На что похожа буква ш? На гребень, буква е перевернутая.
Вывешивается карточка с буквой Шш.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Чтение слов в столбиках, с. 17 Дети рассматривают иллюстрацию.
Из чего состоит предложение? Из слов близких по смыслу друг к другу. Мы учимся в школе.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
Чтение текста на с. 17. О каком времени года говорится в тексте? Куда пошли дети? Что они видели в лесу? Что собирали ребята?
Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
Какое внизу мы видим правило?
Ши пиши с буквой и.
Дети, назовите слова, в которых есть звук [ш] в начале (шляпа, шишка, шофер, шатер); в середине (мишка, чашка, петушок, тишина, машина); в конце (карандаш, камыш, малыш, шалаш).
б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш]: (машинка; плюшевые мишка, мартышка, мышонок, кошечка; шашки, шахматы и др.).
1. Соотнесите картинки со словами, с. 18.
Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.
Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки». О ком говорится в тексте?
Объясните значение слова «распетушились». (поссорились, драка).
Физкультминутка
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
Открываем с. 19, читаем слова в столбиках (объясняют значение слов, выделяют сочетание ши.
Каким был дед? Что он не смог сделать?
Кто еще был в избе? Спал кот. Как вел себя внук? Глупо, плохо, нелепо. Как должен был поступить внук? Нужно было помочь деду, а не смеяться. Я надеюсь, ребята, что вы так поступать не будите. 1 класс, а как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите.
Стих что для чего.
Чтение текста на с. 20. Узнали ли вы сказку? Какой момент сказки проиллюстрирован в учебнике?
Что произошло потом? Чем закончилась сказка? («Три медведя».)
С. 21 (Настасья Петровна, Мишутка, Михайло Иваныч).
1. Чтобы что-то сделать, человеку нужно прикладывать усилия.
2. В каждом деле нужен опыт. Надо не бояться пробовать.
3. Человек должен много времени уделять делам. А не забавам.
4. Пишет перо или ручка. А текст придумывает человек – ум.
5. Для маленькой мышки кошка является зверем.
Загадка – книга.
У слова лист два значения.
В слове лист два значения.
Лист – бумажный листок, и лист – часть дерева или куста.
Я взял лист бумаги и стал рисовать корову.
С дерева упал последний листок.
Стр.22 Чтение стихотворения Шутки. Подчеркните слова с буквой Ш.
Стр. 22. Бочка, точка, ночка, дочка.
В каждой скороговорке повторяется звук ш.
Проговаривание скороговорки.
Машины – помощники человека.
В наше время человек просто не может обойтись без помощи чудо-машин. Таких машин существует очень много. Самые главные из них - машина скорой помощи. Когда человеку плохо - мы звоним 03 или 112 и к нему на помощь приезжает бригада медиков и спасает человеку жизнь.
Еще есть пожарные машины - они помогают тушить горящие дома, строения, леса. Запомни этот номер - 01 или 112, увидел пожар - позвони 01 или 112 и на помощь приедет пожарная машина.
Существуют еще полицейские машины. Они помогают людям поймать преступников, догнать грабителя. Чтобы приехала на помощь полицейская машина - звони 02 или 112.
А машина с надписью «Молоковоз» перевозит молоко с фермы.
Существует множество машин, облегчающих труд человека: Комбайн - косит на полях зерно, кран - поднимает тяжелые грузы, каток - укатывает на дороге асфальт. Например, машина с надписью «Продукты» доставляет продовольствие до магазинов, где мы их потом можем купить.
Компьютер - тоже машина, но электронно - вычислительная, она помогает человеку считать, решать трудные задачи, помогает школьникам делать уроки.
Итог урока.С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке? С буквой Ша.
Что вы можете сказать про букву Ша? Согласная, твёрдая, глухая и шипящая. Возьмите 3 карточки и найдите из двух, карточки с буквой ш. и сколько слогов? И составьте с ними предложения. Шар лопнул. Зимой носят шубу. Теплый шарф.
Клеим букву Ша.
Рефлексия. Квадраты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_sh.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»
Подготовила: учитель начальных классов Наместникова Д. И.
2021 год
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.
Планируемые результаты
Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.
Личностные: понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать»; способствовать формированию навыков сотрудничества; положительное отношение к учению, произвольному поведению,
Регулятивные: уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока I. Мобилизующая часть урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
Ребята, скажите, а где живут наши буквы? В буквограде. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
1) Гласные какого ряда обозначают мягкость согласных звуков после которых следуют? Гласные 2 ряда
2) Гласные какого ряда обозначают твѐрдость согласных звуков после которых следуют? 1 ряда
3) Назовите звонкие согласные звуки. Зв. Согл. 1 ряд
4) Назовите глухие согласные звуки. 2 ряд
5) Назовите букву которая не обозначает звук? Мягкий знак.
2. Постановка темы, целей и задач урока
Откроем нашу азбуку на стр. 16 и Максим прочитает пословицу.
«Мало уметь читать, надо уметь думать» смысл этой пословицы заключается в том, что когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь. Это так же, как и умение правильно говорить и писать, это значит, что мало знать слова, которые говоришь или пишешь, ми нужно уметь пользоваться и уметь связывать их между собой.
Что мы видим? Красочную иллюстрацию. Кто на ней изображена?
Почему вы так решили? Видно, что девушка не русская, не из России.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из какой сказки?
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала
– Кто автор этой сказки? (Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)
Слова с каким звуком вы слышите? ( Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.). Со звуком ш
Выяснили, а сейчас прочитайте, пожалуйста, пословицы под картинкой. Что означает каждая пословица?
1 "Знай больше, а говори меньше". О чем же нас предупреждает эта пословица?
О том, что для того, чтобы больше знать, следует уметь больше слушать, чем говорить самому.
2 «Добрая шутка дружбы не рушит». Добрая шутка подразумевает под собой доброе намерение поднять настроение. Друг (настоящий, душевный) никогда не станет "высмеивать" тебя.
3 «Поспешишь - людей насмешишь!» Смысл в данной пословице заключается в том, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда нужно принимать решения спокойно, и хорошенько подумав.
Подумайте : «Может ли шутка разрушить дружбу?» может, если шутка глупая, обидная.
-Посмотрите внимательно на пословицы.
-Какая буква выделена во всех этих пословицах? Буква Ш
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.
Изучаемый звук выделяется из слов:
шкаф карандаш
Это звук, какой? Согласный. При произношении воздух встречает преграду - язык и зубы.
Игра «Кто внимательный?».
Назовите одинаковый звук в словах:
Шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шесть.
Звук ш.
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой, всегда твердый и шипящий.
Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. (Мишка, машина, шапка) сколько слогов в этих словах. Составьте предложения с этими словами. (У меня есть плюшевый мишка, У Миши красивая машина, зимой носят шапку.)
Так, как же называется буква, которая обозначает наш звук [ш]? Буква Ша. На что похожа буква ш? На гребень, буква е перевернутая.
Вывешивается карточка с буквой Шш.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Чтение слов в столбиках, с. 17 Дети рассматривают иллюстрацию.
Из чего состоит предложение? Из слов близких по смыслу друг к другу. Мы учимся в школе.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
Чтение текста на с. 17. О каком времени года говорится в тексте? Куда пошли дети? Что они видели в лесу? Что собирали ребята?
Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
Какое внизу мы видим правило?
Ши пиши с буквой и.
Дети, назовите слова, в которых есть звук [ш] в начале (шляпа, шишка, шофер, шатер); в середине (мишка, чашка, петушок, тишина, машина); в конце (карандаш, камыш, малыш, шалаш).
б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш]: (машинка; плюшевые мишка, мартышка, мышонок, кошечка; шашки, шахматы и др.).
1. Соотнесите картинки со словами, с. 18.
Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.
Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки». О ком говорится в тексте?
Объясните значение слова «распетушились». (поссорились, драка).
Физкультминутка
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
Открываем с. 19, читаем слова в столбиках (объясняют значение слов, выделяют сочетание ши.
Каким был дед? Что он не смог сделать?
Кто еще был в избе? Спал кот. Как вел себя внук? Глупо, плохо, нелепо. Как должен был поступить внук? Нужно было помочь деду, а не смеяться. Я надеюсь, ребята, что вы так поступать не будите. 1 класс, а как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите.
Стих что для чего.
Чтение текста на с. 20. Узнали ли вы сказку? Какой момент сказки проиллюстрирован в учебнике?
Что произошло потом? Чем закончилась сказка? («Три медведя».)
С. 21 (Настасья Петровна, Мишутка, Михайло Иваныч).
1. Чтобы что-то сделать, человеку нужно прикладывать усилия.
2. В каждом деле нужен опыт. Надо не бояться пробовать.
3. Человек должен много времени уделять делам. А не забавам.
4. Пишет перо или ручка. А текст придумывает человек – ум.
5. Для маленькой мышки кошка является зверем.
Загадка – книга.
У слова лист два значения.
В слове лист два значения.
Лист – бумажный листок, и лист – часть дерева или куста.
Я взял лист бумаги и стал рисовать корову.
С дерева упал последний листок.
Стр.22 Чтение стихотворения Шутки. Подчеркните слова с буквой Ш.
Стр. 22. Бочка, точка, ночка, дочка.
В каждой скороговорке повторяется звук ш.
Проговаривание скороговорки.
Машины – помощники человека.
В наше время человек просто не может обойтись без помощи чудо-машин. Таких машин существует очень много. Самые главные из них - машина скорой помощи. Когда человеку плохо - мы звоним 03 или 112 и к нему на помощь приезжает бригада медиков и спасает человеку жизнь.
Еще есть пожарные машины - они помогают тушить горящие дома, строения, леса. Запомни этот номер - 01 или 112, увидел пожар - позвони 01 или 112 и на помощь приедет пожарная машина.
Существуют еще полицейские машины. Они помогают людям поймать преступников, догнать грабителя. Чтобы приехала на помощь полицейская машина - звони 02 или 112.
А машина с надписью «Молоковоз» перевозит молоко с фермы.
Существует множество машин, облегчающих труд человека: Комбайн - косит на полях зерно, кран - поднимает тяжелые грузы, каток - укатывает на дороге асфальт. Например, машина с надписью «Продукты» доставляет продовольствие до магазинов, где мы их потом можем купить.
Компьютер - тоже машина, но электронно - вычислительная, она помогает человеку считать, решать трудные задачи, помогает школьникам делать уроки.
Итог урока.С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке? С буквой Ша.
Что вы можете сказать про букву Ша? Согласная, твёрдая, глухая и шипящая. Возьмите 3 карточки и найдите из двух, карточки с буквой ш. и сколько слогов? И составьте с ними предложения. Шар лопнул. Зимой носят шубу. Теплый шарф.
Клеим букву Ша.
Рефлексия. Квадраты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...
"Мало уметь читать, надо уметь думать"
В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой....
Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха....
Презентация к уроку "Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж] – всегда твердый согласный звук. Буква Жж."
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...
Презентация к уроку "Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук."
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс Азбука В.Г. Горецкого...