"Мало уметь читать, надо уметь думать"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.oseeva.docx | 199.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие внеурочной деятельности «В мире книг»
по теме «Мало уметь читать, надо уметь думать»
(выпуск тематической газеты)
Цель: познакомить детей с биографией В.А. Осеевой и ее произведениями, показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.
Задачи:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности: выпуск тематической газеты;
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;
- обогащение нравственного опыта младших школьников; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- воспитывать гуманное отношение.
Предварительная подготовка:
чтение произведений В.А. Осеевой «Что легче?», «Синие листья», «Плохо», «Три товарища», «Сыновья», «Хорошее», «Печенье», «Просто старушка», «До первого дождя», «Добрая хозяюшка», «Кто хозяин?», «Просто так», «Мечтатель», «Девочка с куклой», «Почему?», «Вырванный лист» и др.;
разучивание стихотворений В.А. Осеевой;
разучивание песен и частушек по теме.
Оборудование: музыкальные записи «Частушки», «Бедный ёжик», «Доброта»; рисунки детей по произведениям В.Осеевой; выставка книг В.А. Осеевой.
Для газеты: 2 ватманских листа; портрет и биография Осеевой В.А.; иллюстрации из фильмов по рассказам Осеевой; заголовок «Мало уметь читать, надо уметь думать»; карточки с названием рубрик «дружба», «забота», «честность», «доброта»; карточки с названием произведений (по викторине); кроссворд.
Для детей на столах по количеству групп: конверты с разрезными буквами, конверты с пословицами, конверты для игры «Собери картинку», зелёные листочки для дерева.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас праздник, праздник книги.
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!
(http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604361/)
2. Постановка темы занятия
- Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги? (Чтобы интересное рассказать, чтобы научить своих читателей чему-то, заставить задуматься над собой, своим поведением)
- Сегодня мы все примем участие в создании тематической газеты. Что такое газета? Заглянет в словарь:
«Газета – периодическое печатное издание в виде больших листов»
- Какое слово непонятно? (Период – промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит. Периодическое издание – выходящее из печати через определённые промежутки времени: ежедневно, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц.)
- Ребята, как вы думаете, что должно быть в газете? (Заголовок, иллюстрации, рубрики, информация и др.)
3. Знакомство с биографией писательницы В.А.Осеевой
- Наша газета будет посвящена одной замечательной писательнице. Я вам сейчас прочитаю, что сказала она о своих произведениях.
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
- Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова. (В.А.Осеева, портрет помещается в центр газеты)
- Что посоветовала мама Валентине Александровне?
- Давайте нашу газету так и назовём: «Мало уметь читать, надо уметь думать» (название прикрепляется к газете).
В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама Валентина Александровна. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам.
В 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”. Давайте эту информацию поместим в нашу газету.
В 1944 г. появился самый знаменитый рассказ «Волшебное слово».
- Почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? Почему герои стали выполнять все желания Павлика?
- Как волшебное слово меняет героев? (Расположил к себе людей)
- Как меняется поведение Павлика? (Становится внимательным к другим)
- Действительно ли Павлик встретил волшебника?
- Как действуют на людей волшебные слова? (Становятся добрее, улыбаются)
- Есть на свете немало волшебных слов. Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова, которые обладают волшебной силой. А вы знаете такие слова, сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
4. Проведение игры «Доскажи словечко»
- Вы должны добавить подходящие слова по смыслу.
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого - Спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит - Добрый день.
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим - Простите, пожалуйста.
И в России, и в Дании,
На прощанье говорят - До свидания!
- Осеева В.А. старалась разговаривать с детьми о том, что очень важно знать и понимать маленькому ребёнку, иначе ему трудно будет жить. За многие века человечество выработало основные правила поведения, но, к сожалению, применяют их далеко не все. Послушайте об этом частушки.
5. Исполнение частушек
Тётя Сима попросила
Слазить Колю на чердак.
-Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната,
«Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
Малыша обидел Саша,
Но пред школою в строю,
Саша просит:
«Извините, я ошибку признаю!»
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал ».
- Да ребята, к сожалению, такие люди встречаются и в нашей жизни. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть: ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. А в этом вам помогут книги В. Осеевой.
- Кто главные герои её рассказов? (Дети)
6. Игра «Сложи слово»
- Давайте узнаем, чему эти рассказы учат? На ваших столах лежат конверты с разрезными буквами. Сложите из букв слова. Что получилось? (Забота, дружба, доброта (добрые дела), честность)
- Поместим эти слова – названия рубрик в нашу газету.
- Все произведения Осеевой учат нас доброте, отзывчивости, учат быть смелыми, справедливыми, учат дружить и сопереживать, заботиться о других, защищать маленьких и слабых. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете эти произведения.
7. Викторина по произведениям В.А.Осеевой
- Узнайте произведение по его отрывку и поместите его название в соответствующую рубрику: «забота», «дружба», «добрые дела», «честность».
1. «Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!» («Сыновья»)
2.У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. («Синие листья»)
3. Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. («Кто хозяин?»)
4. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила. («Что легче?»)
5. Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. («Почему?»)
6.Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой птичий домик я сделал. («Просто так»)
7. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. («До первого дождя»)
8. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. («Печенье»)
9.У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.
– Кто бы это мог сделать? – спросил Дима.
Все ребята молчали. («Вырванный лист»)
10. Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился... («Мечтатель»)
11. Проснулась девочка - никого у неё нет! («Добрая хозяюшка»)
12. Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. («Хорошее»)
ЗАБОТА | ДРУЖБА | ДОБРОТА (ДОБРЫЕ ДЕЛА) | ЧЕСТНОСТЬ |
«Сыновья» «Печенье» «Хорошее» | «Синие листья» «До первого дождя» «Добрая хозяюшка» | «Кто хозяин?» «Просто так» «Мечтатель» | «Что легче?» «Почему?» «Вырванный лист» |
8. «Собери картинку»
- Конечно, это не все произведения Валентины Александровны. Сейчас вам предстоит поработать в роли художников-оформителей. Нужно сложить разрезную картинку, аккуратно наклеить на лист и вспомнить название рассказа. Договоритесь, кто будет клеить, кто отвечать. (Дети собирают картинки к произведениям «Просто старушка», «Три товарища», «Девочка с куклой», «Вырванный лист»; помещают их в газету)
ЗАБОТА | ДРУЖБА | ДОБРОТА (ДОБРЫЕ ДЕЛА) | ЧЕСТНОСТЬ |
«Сыновья» «Печенье» «Хорошее» | «Синие листья» «До первого дождя» «Добрая хозяюшка» | «Кто хозяин?» «Просто так» «Мечтатель» | «Что легче?» «Почему?» «Вырванный лист» |
9. Работа с пословицами
- На столах конверты с пословицами (по количеству детей). Каждый из вашей группы берёт одну пословицу, читаете по очереди, а потом обсуждаете, какая именно пословица подходит к собранной вами картинке. (Дети читают пословицы и доказывают правильность выбора, пословицы помещаются в газету)
Конверт 1
- Где труд, там и радость.
- Крепкую дружбу и водой не разольешь.
- Добрый человек добру и учит.
- Нет друга лучше, что родная матушка.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Чтение – вот лучшее умение.
- Вежливость открывает все двери.
Конверт 2
- Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.
- Делу время, а потехе – час.
- Друзья познаются в беде.
- Добрый человек добру и учит.
- Вежливость открывает все двери.
- Где труд, там и радость.
- Нет друга лучше, что родная матушка.
- На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
Конверт 3
- Вежливость открывает все двери.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Крепкую дружбу и водой не разольешь.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Бояться не надо, надо умом раскинуть.
- На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
- Чтение – вот лучшее умение.
Конверт 4
- Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег наголову.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Добрый человек добру и учит.
- Честность всего дороже.
- На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
- Чтение – вот лучшее умение.
- Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя – об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо и нескучно, заставляя их самих принимать правильное решение, а своими рассказами только подталкивала к правильному выбору.
10. Знакомство с творчеством поэтессы В.А.Осеевой
- Валентина Александровна писала для детей не только рассказы, но и стихи, которые печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята» и др. В стихах, которые она писала, тоже вложен большой смысл. Давайте послушаем некоторые из них.
Веселые деньки
Проснулся я, слышу — залаял Дружок.
Гляжу — на кого он? На первый снежок!
Конечно, он не жил на свете зимой
И с горки еще не катался со мной.
Коньков не видал. Ну и лает, чудак.
А вот посмотрел бы на взрослых собак!
Они так и рвутся на первый снежок…
Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!
И если явился со снегом мороз,
Огнем загорится холодный твой нос,
И так тебе весело станет зимой,
Тебя не загонишь, пожалуй, домой.
Ты будешь кругами носиться, скакать
И снег, как метелкой, хвостом разметать.
Прокатишься с горки по гладкому льду,
Потом на каток я тебя поведу.
Веселые скоро наступят деньки!
Эх, жалко — не можешь надеть ты коньки!
Хороший гусь
Я поссорился с Митей,
А потом заскучал.
Я сказал ему: «Митя!
Я нарочно кричал.
Я нечаянно, Митя.
Я уже не сержусь.
Но ты тоже ведь, Митя,
Хороший гусь!»
Гостья
В детский сад пришла чужая кошка,
В сильный дождь откуда-то пришла,
Постучалась лапкою в окошко,
На карниз уселась и ждала.
По стеклу сбегали быстро капли
На худое кошкино лицо,
Лапки серые в воде обмякли…
Мы открыли двери на крыльцо.
Все гурьбой мы бросились к окошку —
Сыпал дождь на головы с берез!
Первый я схватил чужую кошку,
Поднял вверх и в комнату принес.
Мы налили в блюдечко какао,
Накрошили сладкий пирожок…
Гостья выпила, сказала: «Мяу!»
По-кошачьи значит: «Хорошо!»
Строителям
Льет осенний дождик,
Впереди зима.
Слава тем, кто строит
Теплые дома!
Кто свой труд тяжелый
Отдает стране,
Кто построил школу
И тебе и мне!
- Стихи Валентины Осеевой полюбили не только дети, но и взрослые. А композиторы написали музыку на некоторые из них. Сейчас вы послушаете песню «Бедный ёжик». Музыку к ней написала А.Ермолова.
11. Исполнение песни «Бедный ёжик» (музыка А. Ермолова, слова В.Осеевой)
Спит медведь, уснула галка,
Сон сморил лису…
Я не сплю, мне очень жалко
Ёжика в лесу.
Припев: Бедный ёжик, бедный ёжик
По ночам не спит, -
Весь в иголках, лечь не может,
Сядет и сидит.
На бочок приляжет – колко,
Колется спина.
Нелегко всю ночь под ёлкой
Просидеть без сна.
Припев
Как себя он спать уложит?
Снял бы шубку прочь.
Бедный ёжик, бедный ёжик,
Чем тебе помочь?
Припев (2раза)
- Есть у В. Осеевой повесть о школьной дружбе «Динка» (1959) и «Динка прощается с детством» (1969). Это автобиографическое произведение, в котором Осеева рассказала, как проходило её детство.
Дети полюбили эти книги. Особенно им нравилась главная героиня. Сообразительная Динка – из тех героев, с которыми хочется дружить. Долгие годы читатели спрашивали автора, что с Динкой было дальше. А так как повесть Осеева написала о себе, то представить, что было дальше, довольно легко.
- Мало кто знает и другую сторону творчества Валентины Александровны. По её повестям сняты художественные фильмы. Их смотрели и ими восхищались ваши бабушки и дедушки, когда были маленькими. Это: «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955), «Отряд Трубачёва сражается» (1957), «Найди меня, Лёня!» (1971), «Раннее, раннее утро» (1983).
Какими бы ни были произведения Валентины Александровны Осеевой, большими или маленькими, очень хотелось ей, чтобы дети не просто читали их, а, «прочитав, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
12. Подведение итогов
- Чему учат нас рассказы В.А. Осеевой? (дружбе, доброте, заботе о пожилых людях)
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будете ли вы за это ждать награды?
13. Рефлексия
- Вы уже заметили, что на нашей газете изображено дерево. И это не случайно. Дерево – символ жизни. Так пусть книги В.А. Осеевой живут в наших сердцах.
На дереве не хватает только листочков. Давайте его оживим. У вас на столах есть зелёные листочки. Подумайте и запишите на них, какую черту характера вы бы хотели выработать в себе. Прикрепите листочки к дереву.
- Чтобы оказаться под таким деревом, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми.
Исполняется песня «Доброта»
(Музыка Игоря Лученка. Слова Н. Тулуповой)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Припев
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей.
- Для вас, ребята, я приготовила ещё задание, которое помещаю в нашу газету. Это кроссворд. Но, чтобы отгадать его, надо прочитать сказку В.Осеевой «Волшебная иголочка».
- Как мы можем использовать нашу газету?
- Благодарю за внимание! До новых встреч на страницах любимых книг!
Список использованной литературы:
- Корф О.Б. Детям о писателях. ХХ век от О до Я. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2006.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.- 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.
- Осеева В.А. Волшебное слово. ООО «Самовар-книги», 2016.
- https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/uroki_nravstviennosti_i_dobra_valientiny_osieievoi
- http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/literaturnaja-igra-po-skazke-osevoi-volshebnaja-igolochka-2-klas.html
Дополнительный материал
Игра «Не попади впросак».
Если дети согласны, то надо сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если нет - промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
"С добрым утром!" скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в маршрутке тесной,
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго "спасибо"?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Физминутка
Когда учитель проговаривает предложение, дети одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да».
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать? -Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе? -Да!
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1. Бросившись в погоню за девочкой, Баба Яга села на свое помело и полетела. А что она взяла, чтобы пришпоривать себя?
2. Кто повел девочку к избушке Бабы Яги?
3. Назовите имя главной героини сказки Осеевой «Волшебная иголочка».
4. Кто из героев сказки рассказал девочке, где находится иголочка?
5. Что появлялось на столе, когда девочка стелила на стол скатерть, расшитую волшебной иголочкой пряниками да конфетами?
6. Дерево, под которым героиня сказки села дошивать ковер, когда убежала от Бабы-Яги.
По вертикали:
1. Что висело на третьей двери избушки на курьих ножках?
2. Предмет, который задвинула девочка, когда Сова прыгнула в трубу и в котел угодила.
3. Они светились у Совы, как фонари. Один был желтого цвета, другой – зеленого.
4. Что Сова бросила девочке, чтобы она смогла открыть двери?
5. Кто сторожил избушку на курьих ножках, в которой жила Баба Яга?
6. Что было вышито шелком на ковре у Бабы Яги?
7. Что шила Баба Яга волшебной иголочкой?
8. Место, куда ежи затолкали Бабу Ягу.
Ответы к кроссворду:
По горизонтали:
1. Веник 2. Тучка 3. Машенька 4. Шелкопряд 5. Сладости 6.Сосна
По вертикали:
1. Цепь 2. Заслонка 3. Глаза 4. Перышки 5. Сова
6.Крылья 7. Ковер 8. Болото
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Красоту надо уметь замечать. Золотая осень"
Урок предназначен для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):наблюдательность, приобретение опыта эстетических впечатлений,умение сравнивать, определять настроение картины,...
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."
Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...
Классный час в 4 классе по теме: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Иванова Екатерина Семёновна
Девиз классного часа: «Я умею думать, я умею рассуждать,что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Привычка – это действие, которое со временем становится автомати...
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»...
Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...
Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.Планируемые результатыПредметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характе...
Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Звук [ш]. Буквы «Шш». Мало уметь читать, надо уметь думать. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуком [ш], с печатными буквами Шш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: знать характерист...