Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по теме: "Виды предложений по цели высказывания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse._vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniya.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Виды предложений по цели высказывания.
Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)
- Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
- Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.
Наступила золотая осень.
Туча на появилась небе.
Петух клюёт зерно.
Корабль стоит у.
Яркое солнце светит на небе и греет землю.
Зелёная трава.
IV. Самоопределение к деятельности
(На доске карточки с закрытыми буквами.)
п | р | Е | Д | л | о | ж | Е | Н | И | Е |
— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.
(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)
— Из чего состоит текст? (Из предложений.)
— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
— Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)
— Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)
— Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)
— Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)
— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)
— Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)
— Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)
— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.
— Прочитайте слово, которое получилось.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа
— Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца. (Восклицательный знак.)
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (Вопросительный знак.)
Загораживает Путь,
Предлагает Отдохнуть. (Точка.)
- Работа по учебнику
Упр. 20 (с. 17).
— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?
— Какие знаки стоят в конце предложений?
— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?
— На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?
— Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как различаются предложения? (По цели высказывания.)
— Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)
— Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)
Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений.
Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
В поле — метёлкой,
В мешке — золотом. (Овёс.)
— Найдите слово овёс в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом овёс, запишите.
— Запомните, как пишется это слово.
- Работа по учебнику
Упр. 22 (с. 18).
— Прочитайте предложения.
— Чем они похожи?
— С какой интонацией они произносятся?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)
— Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)
4. Распознавание предложений по цели высказывания
— Послушайте отрывки из стихотворений.
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
К. Чуковский
— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?
— Беда! Беда! Бегите скорее сюда!
— В чём дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился
В болото...
К. Чуковский
— Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)
— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 23 (с. 18).
— Прочитайте выразительно побудительные предложения.
— Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?
— Какие знаки стоят в конце предложений?
Какие предложения называются побудительными?
Упр. 24 (с. 19).
Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)
— Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте предложения, которые вы выписали.
— Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?
Упр. 25 (с. 19).
— Прочитайте задание.
— Как нужно прочитать предложения?
— Прочитайте предложения выразительно.
— Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Лексическая работа
— Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?
— Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.
Для чего нужны слёзы?
Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.
Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.
Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!
Текла река с названьем — Нил,
И в ней плескался крокодил,
А крокодил был тот престранный,
Он был и хищный, и гуманный.
Любого друга и соседа
Он не чинясь тащил к обеду.
Бывало, кончится обед,
А гостя почему-то нет.
Хозяин ел кого попало —
Гиену, волка и шакала,
Зато, когда обед кончался,
Хозяин в слёзы ударялся.
Его слезам почти поверя,
Издалека кричали звери:
— Эй, дядя, полно убиваться!
Ты камышом начни питаться!
Обжора отвечал уныло:
— Ох, доброта меня сгубила!
Я всех позвал бы на обед,
Но аппетита больше нет...
Я ваши семьи разлучил! —
И разрыдался крокодил.
Перевод Ю. Ильина
— Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?
VIII. Рефлексия
— Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?
— Спишите, поставьте знаки препинания.
В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.
— Это не слонёнок. Это почти взрослый слон
— Почему же он такой маленький
— Потому что это слон-карлик
— А разве такие бывают
— Как видите
— За малый рост дали слону кличку Бэби
По В. Дурову
— Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.)
Домашнее задание
Упр. 26 (с. 20).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....