Статья на тему: «Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова»
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Алпатова Людмила Геннадьевна

       В данной статье описывается серия  заданий, игр, которые будут способствовать формированию навыка безошибочного  написания слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  общеобразовательное  учреждение

 «Средняя  школа №1 имени А.М. Горького»

городского округа город Фролово

Волгоградской области

Статья на  тему:

«Формирование навыка правописания

 безударной гласной в корне слова»

Автор:

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя школа № 1

 имени  А.М. Горького»

 городского округа  город  Фролово

Алпатова   Людмила   Геннадьевна

Г. Фролово

2022 г.

Анализ контрольных работ по русскому языку показывает, что до 20-40% учащихся начальных классов допускают ошибки в правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением. Известно немало приёмов работы над этой темой, но, как свидетельствует практика, некоторые учителя используют их от случая к случаю, недостаточно проводят тренировочных упражнений или эти упражнения однотипны. И в конечном счёте навык грамотного письма не вырабатывается. А ведь учитель не только должен познакомить детей с правилом и научить применять его на репродуктивном уровне (вставить пропущенную букву, работать со словами простой слоговой структуры), но и «сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Поэтому в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта я в своей работе особое место отвожу «деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях», идёт обучение трём способам проверки правописания слов: «изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря».

Подобранные ниже задания направлены на развитие орфографической зоркости, активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к русскому языку.

Разумное чередование всех видов работ будет способствовать повышению грамотности учащихся.

Начинаю работу над темой: «Правописание проверяемых (непроверяемых) безударных гласных в корне слова» с отработки алгоритма. В начале 1 класса  алгоритм проговариваем хором с детьми, потом раздаю им памятки, по которым они самостоятельно работают.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найди в слове корень.

2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка поможет игра. Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Грамматическая игра позволяет не только сознательно усваивать способы проверки безударной гласной в корне, но и обогащать словарный запас, развивать познавательную активность детей, проводить языковые наблюдения и исследования, обобщения и выводы. На мой взгляд при работе со всем классом актуальны такие игры:

Игра «Маячок»

В лесу жила волчица. В норе у нее были волчата.

(Предложения могут быть разными).

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Игра «Лото»

Для игры заготавливаются для каждого игрока карточки. Карточка разделена на 8 частей. В каждой части записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. У ведущего заготовлены карточки, на которых записаны все проверочные слова.

Ведущий достает по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клетки с родственными словами. Игра продолжается, пока два-три человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, доказывают проверочным словом.

Б.жать

Гл.зок

Д.жди

К.ты

М.ряк

С.рдечный

Т.гренок

Т. шина

Примерное содержание карточек:

Б.ец, д.ла, зв.рек, кр.чать, н.совой, сл.вечко, ц.ркач, б.да.

Б.ковой, г.довой, д.ма, м.ста, п.левой, сл.ны, х.лмы, г.ра.

Б.бы, п.лубка, зв.ринец, л.сток, м.рской, сл.ва, ч.совщик, т.хоня.

Б.евой, г.довик, д.машний, кр.кун, п.ровой, скр.петь, т.грята, в.дяной.

Б.гуны, д.ловой, д.ждевик, к.тенок, п.ля, скр.пучий, ч.совой, в.да.

Б.ка, гл.зок, зв.нить, л.сток, п.левой, сл.ненок, ш.повник, гр.зовой.

В.рить, г.лубок, к.рмить, м.стечко, п.ровоз, с.рдечный, ц.ркач, гр.за.

Б.ковой, гл.за, зв.нок, м.ста, н.сы, сл.ны, х.лмистый, б.да.

Б.бовый, г.довой, зв.рек, кр.чать, м.ряк, сн.говик, ч.сы, г.рняк.

Б.ец, д.ревья, д.жди, л.сток, р.га, сл.вечко, ш.пы, т.хонько.

Б.евой, г.лубка, к.рмушка, м.рить, р.гатый, сн.гурка, т.грята, б.да.

Б.гуны, г.довик, д.ма, к.ты, м.рской, сл.ненок, ц.ркач, в.дяной.

Б.ка, д.ревянный, д.машний, м.рить, п.ля, сл.ва, х.лмы, т.шина.

Б.жать, д.ловой, зв.нок, кр.кун, п.ровой, сн.гурки, ч.совой, г.ра.

В.рить, д.ревянный, д.ждевик, м.риться, п.ровой, сн.говик, б.да, в.да.

Б.бы, д.ревья, зв.ринец, л.сты, н.совой, скр.пучий, ц.рковой, гр.за.

В.реный, г.лубок, зв.нить, к.тенок, р.га, с.рдечко, ш.пы, т.хонько.

Б.евой, д.ла, к.рмить, л.сток, р.гатый, скр.петь, х.лмы, т.гренок.

В.рить, д.ревянный, к.рмушка, м.риться, н.сы, сл.ны, ч.сы, гр.зовой.

Б.бовый, гл.за, зв.нок, кр.чать, п.левой, сн.гурка, ш.повник, г.рняк.

В.реный, г.довой, к.рмушка, м.рить, р.гатый, сн.говик, ш.пы, гр.за.

Б.ковой, д.ревья, д.ма, м.ста, п.ля, с.рдечный, ц.рковой, б.дняк.

Б.ец, г.лубка, зв.рек, м.стечко, м.рской, сл.ва, х.лмы, т.шина.

Б.бы, гл.зок, д.машний, м.риться, п.ровоз, сл.ненок, ч.совой, в.дяной.

Б.ка, д.ловой, д.жди, к.ты, п.ровой, скр.пучий, ш.повник, гр.за.

Б.бовый, д.ла, зв.ринец, м.ста, н.совой, сл.вечко, ц.ркач, гр.зовой.

Б.гуны, г.довик, зв.нить, кр.кун, р.га, с.рдечный, т.гренок, г.рняк.

В.реный, г.лубок, к.рмить, м.стечко, м.ряк, скр.петь, т.грята, в.да.

Б.жать, гл.за, д.ждевик, к.тенок, н.сы, с.рдечко, х.лмистый, б.дняк.

Проверочные карточки для ведущего: бег, боб, бок, бой, вар, глаз, год, голубь, дело, дерево, дождь, дом, зверь, рог, сердце, скрип, слово, слон, снег, тигр, холм, цирк, час, шип, тишь, воды, беды, горы, грозы.

Игра «Скалолазы»

Кто быстрее доберется до вершины?

                        Кр.сивый

             Тр.ва                    з.лёный

         Б.жал                             з.мний

    Тр.па                                       зв.рёк  

Гр.бок                                               п.нёк

Задание № 1

Со 2 класса ведём «Тетрадь однокоренных слов». На первой странице ручкой с зелёной пастой запись: «Корни в однокоренных словах пишутся одинаково». И чем старше становятся дети, тем более сложные берём слова. Первыми в группе однокоренных слов записаны проверочные слова. Корни слов во всей группе выделены зелёной пастой.

Например:

Море, заморский, морской, моряк, морячка, мореход.

Двор, дворник, дворик, дворняжка, дворовый.

Крик, крикнуть, закричали, крикливый, крикун.

Лётчик, полёт, слёт, взлёт, перелётные, полетать, летательный.

Сказка, сказочка, рассказ, подсказка, рассказчик, сказочный, сказать, пересказать.

Мир, мирный, мирить, помирить, усмирить, примирение, перемирие.

Ясный, ясность, ясно, объяснить, разъяснить, пояснение, пояснительный.

 Задание № 2

Подберите родственные слова с заданными корнями:

ласк игр зим

Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

Задание № 3

Работа с перфокартами. (Перфокарты – чистые: в виде прямоугольника с окошками по 3 в строчку и по 3 в столбик).

Учитель диктует слова на слух.

Следить, больной, таскать, ночное, хлеба, весенний, страна, ядовитый, ловил.

Учащиеся вписывают безударные гласные в окошечки таблицы.

Затем: а) сверяют с записью на доске (самопроверка, взаимопроверка),

б) проверка учителем.

Задание № 4

Вставь пропущенную букву, соединяя слово с проверочным из другого столбика.

Заледенел               л…дяной                         лёд    

Говорил                  разг…вор                         говор

Совиный                 с…вёнок                          совушка  

Старенький          ст…рушка                       старик

Стой                      пост…ять                     стоять                              

Задание № 5

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Слова

Ответы

1

2

3

4

Взгл.нуть

И

Я

Я

Я

Д.леко

А

А

А

О

Ч.стота

И

И

И

И

Тр.щать

Е

Е

И

Е

Пч.ла

Е

И

Е

Е

З.рно

Е

Е

И

Е

Задание № 6

Использование опорных таблиц

На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы.

Последующие упражнения проводятся на группах слов. Записано шесть групп слов с безударной гласной в корне, требующих для проверки корня образования однокоренных слов разными способами либо формы того же слова. Лицевую сторону таблицы дети прочитывают перед словарной работой как напоминание.

Один – много

Много – один

Что делал? – Что

Что делает? –

делает?

Что сделал?

Сосна – сосны

Столбы – столб

Кормил – кормит

Встаёт – встал

Тропа

Дома

Возил

Ведёт

Зерно

Снопы

Таскал

Раздевает

Гнездо

Поля

Носил

Пришивает

Река

Дожди

Пилил

Помогает

Звезда

Зонты

Полол

Поливает

Гроза

Цветы

Катал

Подметает

Стрела

Листы

Дарил

Плетёт

Доска

Сады

Ходил

Одевает

Окно

Столы

Вязал

Лежит

Стена

Хоры

Ловил

Стекло

Полы

Писал

Плита

Болты

Сажал

Семья

Ножи

Смотрел

Сестра

Глаза

Тащил

Нога

Носы

Лизал

Голова

Слоны

Лицо

Мячи

Коса

Волы

Пила

Дворы

Коза

Голы

Овца

Колы

Свинья

Сады

Перо

Бобы

Задание № 7

Работа в парах сменного состава.

Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится так:

Первый ученик из пары читает текст по предложениям (слова), другой пишет (дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Затем каждый берёт тетрадь своего соседа и не смотря в карточку проверяет списанный диктант.

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют вместе сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика.

Задание № 8

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.

Задание № 9

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Вместе с тучей золотистой

Просыпается горнист.

Голосисто – голосисто

Заливается горнист. (Петух)

К нам пришёл весёлый дед

С пышной бородою.

Всю округу он одел

Снежною кошмою. (Дед Мороз)

Задание № 10

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Задание № 11

Подобрать проверочные слова:

Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, зерно, гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет, столбы, снопы, водянистый, поля, косилка, дожди, запах, говорили, зонты, цветы, пастух, волы, бобы.

Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел, полевой, посмотрел, солить, отцветает, зелёный, сосна, легла, посинел, обещают, начинается, сливались.

Замерзали, поспешили, оставалась, показали, весёлый, дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила, весной, завивается, небесный, пестреет, тенистый, очищает, загляделся, удивляться, перенесла, возить, обнесли, починить.

Победил, бродил, ходил, звезда, сова, коза, овца, ловил, схватил, приносил, посадил, накосил, осмотрел, тяжёлые, провалился, покатался, вытащили, потяжелели, проносились, загляделся, запах, долина.

Перо, голова, стекло, стена, оживил, блестели, весело, дождевой, ветерок, коса, отдохнул, зацепился, выклевали, заболела, приласкал, спешил, поседел, далеко, вплотную, косой, спортивные, зелёная, улетел.

Катает, качает, копает, гребёт, одевает, мячи, болты, дворовый, хоры, поля, плетёт, подметает, лежит, лизал, ловил, таскал, семья, лицо, сосна, кора, деревья, висит, поседел, посидел, долина, скотина, пастух.

Задание № 12

Дифференцированный подход к обучению при закреплении (вариантно-групповая форма работы).

1 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:

гряды – гр.да скалы – ск.ла

цены – ц.на вёсны – в.сна

след – сл.ды травы – тр. ва

2 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:

...– м.ста ... – стр.на

... – з.мля ... – л.са

... – с.ва ... – п.ля

3 вариант

Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:

Л.са хв.стом зам.ла сл.ды и уб.жала от с.бак.

4 вариант

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное: После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички. 

Знакомлю весь класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей.

Задание № 13

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

2 уровень.

Корм – … (глагол)

Ночь – … (имя прилагательное)

Скрип – … (глагол)

След – … (глагол)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

Шалость – … (глагол)

3 уровень. 

Корм – …

Ночь – …

Скрип –…

След – …

Косит – …

Горы – …

Шалость – …

Задание № 14

Перфокарты.

Перфокарты могут быть разделены на три уровня.

При выполнении заданий 1-го уровня ученик повторяет уже известную орфограмму.

Задание. Подчеркни безударную гласную в корне слова.

Ослепительный, пенёк, смешок, сладковатая, проследить, словечко, синева, присмотрела, снежинка, слабоватое, пересказать, принести, листок, рогалик.

2-й уровень предполагает выполнение заданий на отработку учебного материала, заставляющего отвечать (устно или письменно) на вопрос «Почему?».

Задание. Вставь безударную гласную в корне, найди проверочное слово. Д.карь – дикий, одичать, пож.летъ – жалко, жалею, ед.ничка – единица, единый, зв.рёк – звери, звериная, зн.ток – знатоки, познать, гл.зеть – глазок, сглазить. 

3-й уровень – творческий, так как на этом этапе собраны задания: «Проверь. Исправь. Придумай»

Задание. Проверь, исправь ошибки, вставь нужные буквы, придумай предложение или словосочетание с одним из слов.

Пальто, питух, п.нал, выганять, вязанка, диревья, мефический, пч.ла, навичок, овечий, г.ворить, поднибесный, т.жёлый.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

Задание № 15

Памятка для работы над ошибками.

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, знакомлю детей с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». Памятка подсказывает, на какое правило допущена ошибка, дан образец, как правильно исправить эту ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму.

Задание № 16

Подготовка заданий на изученное правило для товарища.

В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание безударных гласных в корне слова) с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы – безударные проверяемые гласные в корне.

Проверять задание следует вдвоём: автор (ученик, выполнивший задание) шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова плюс (+), если считает подходящим;

б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачёркивает слово, если нашёл его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту.

Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательство» (проверочное слово), выделяет корень.

Задание № 17

Спиши. Рядом припиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Говорить дерзости –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести посадку –

Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие орфографического материала. Без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала формирование орфографического навыка будет проходить медленно.

Считаю важным остановиться на необходимости дать ребёнку возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд, его ощутимые результаты на пути взросления, образования. И эта возможность реальна при работе со справочной литературой по русскому языку. Современному ученику начальных классов нужна целая серия словарей: орфографический, орфоэпический, толковый, этимологический, словарь антонимов и др. И самое главное – рядом, как и сто лет назад, с ребёнком должен быть Учитель, умеющий выбрать такие учебные пособия по русскому языку, задания, виды деятельности, которые помогут ученику понять и полюбить язык своей родной страны – русский язык.

Качество обучения младших школьников орфографии и формированию навыка зависит от средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителем за ходом и качеством формирования орфографического навыка и закрепления изученного материала.

Список использованной литературы

1.Фролова Л. А.  Обучение русскому языку в начальной школе. – М. «Дрофа», 2002.

2.Бетенькова Н. М., Фонин Д. С.   Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – М: ООО Издательство «АСТ Астрель», 2002.

3. Шклярова Т.В.  Найди ошибку. – М. «Грамотей», 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова

Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...

система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР

В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....