Статья « Словарная диктанты на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.»
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
На уроках русского языка в начальной школе можно проводить разнообразные словарные диктанты как промежуточные, так и контрольные. Использование разных видов диктантов позволит обучающимся проработать слово с разных сторон( его толкование, происхождение, употребление с разными словами), так же способствует развитию словообразовательных навыков, развитию речи и расширению кругозора, повышает культуру речи и уровень грамотности. Особенно это важно для детей с нарушениями речи, так как способствует коррекции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Словарная диктанты на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.»
На уроках русского языка в начальной школе можно проводить разнообразные словарные диктанты как промежуточные, так и контрольные. Использование разных видов диктантов позволит обучающимся проработать слово с разных сторон( его толкование, происхождение, употребление с разными словами), так же способствует развитию словообразовательных навыков, развитию речи и расширению кругозора, повышает культуру речи и уровень грамотности. Особенно это важно для детей с нарушениями речи, так как способствует коррекции речи.
Комбинированный диктант- помогает повторять ранее пройденные слова и знакомиться с новыми. Такой диктант я провожу, начиная с первого класса.
Выборочный диктант-развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а обучающийся записывает определённые слова, соответственно заданию. Такая работа развивает слух, внимание, память , развивает орфографическую зоркость , умение быстро анализировать слово и относить к тому или иному виду орфограмм. Этот вид диктанта достаточно сложен. Я начинаю проводить его со второй половины 3 класса.
Буквенный диктант- развивает орфографическую зоркость, память, мышление. У обучающихся формируется внимание к слову. Можно начинать проводить со 2 класса, ориентируясь на общий уровень развития и возможности обучающихся класса.
Слуховой (контрольный) диктант- проводится после изучения слов и закрепления . Помогает выявить пробелы в знаниях обучающихся. Я провожу, начиная с 1 класса.
Зрительный (картинный) диктант- развивает память, внимание, ассоциативное мышление, способствует развитию интереса к предмету. Начинаю проводить с 1 класса. Дети очень любят такие диктанты.
Зрительно-слуховые диктанты- позволяют обучающимся ещё раз проанализировать и запомнить написание слова. Это такие диктанты, как найди и выдели «лишнее слово», отгадай ребус и запиши слово, диктант с загадками. Такая работа интересна детям. Она развивает логическое мышление, совершенствует приёмы запоминания, развивается ассоциативное мышление. Проводятся с 3 класса.
Цифровой диктант- развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр, делает работу разнообразной и интересной. Сложный вид диктанта, я провожу только в 4 классе.
Этимологический диктант -содержит информацию о происхождении слов, его первоначальное значение и употребление. Обращение к истории слова позволяет объяснить овременное написание. Развивает интерес к истории , память, логическое мышление. Трудный вид диктанта, я провожу в 4 классе.
Диктант с однокоренными словами- поможет провести наблюдение над единообразием написания корня. Развивает орфографическую зоркость .Проводится с 3 класса.
Синонимический , антонимический и фразеологический диктанты- способствуют образованию у обучающихся лексических представлений, формируют понятия, помогают расширить словарный запас, вырабатывают интерес к родному языку. Проводятся в 4 классе.
Свободный диктант-способствует развитию фантазии у обучающегося , гибкости ума, наличия своего мнения. Я провожу их со 2 класса.
Словарые слова повторяются многократно при использовании различных видов диктантов и словарной работы, что позволяет обучающимся прочно запомнить их правописание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
словарный диктант на уроке русского языка
вариант интегрирования знаний по краеведению без потери учебного времени в изучении русского языка...
Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....
Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения
Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...
Словарные диктанты на уроках русского языка
Доклад - презентация...
Презентация "Словарный диктант для уроков русского языка 2 класс"
Данная презентация позволит повысить эффективность усвоения словарных слов , связанных с темой "животные"....
Технологическая карта урока русского языка для обучающихся « П1А » класса с нарушением опорно-двигательного аппарата Тема: «Строчная буква "х"»
Цель урока: научить писать строчную букву х; способствовать закреплению навыка правильного письма, развитию речи, образного мышления, фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.За...
«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...