Словарные диктанты на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку на тему
Доклад - презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_diktanty_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy.pptx | 204.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д анный материал поможет учителю начальных классов и родителям в проведении разнообразных словарных диктантов как промежуточных, так и контрольных. Материал подобран и систематизирован так, что с первых дней изучения словн с епроверяемым написанием можно пользоваться этим материалом. Работа построена в порядке последовательного изучения словарных слов по программе « Русский язык» 2
В слайде представлен большой объём для повторения изученных слов. Словарные слова повторяются много раз в разных заданиях, что позволяет учащимся прочно запомнить их правильное написание. Так же представлены задания на отработку орфографических навыков по основным темам курса русского языка в начальной школе. Включены занимательные и увлекательные задания, которые повышают интерес к родному языку, обеспечивают наилучший развивающий эффект и повышают мотивацию обучения. Использование разных видов диктантов позволит ученикам «проработать» слово со всех сторон (его толкование и происхождение, употребление с разными словами, антонимы и синонимы, однокоренные слова), а так же способствует развитию словообразовательных навыков. 3
Виды диктантов 4
Выборочный диктант —развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро точно анализировать слово и относить его к тому или иному виду орфограмм. 5
Буквенный диктант — так же позволяет разнообразить виды работ, развивает орфографическую зоркость, вызывает интерес у учащихся к предмету, позволяет экономить время на уроке. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову. 6
Зрительный диктант — нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов (например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работ заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до его написания. 7
Цифровой диктант - Развивает память, умение соотнести букву и цифру (можно использовать любой другой знак).это делает работу интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить правописание словарных слов. Например, учитель диктует слова: ученик, учитель, медведь, пенал, ветер, весело. Ученик шифрует буквы безударных гласных: 1, 1, 1, 1, 1. В этих словах пишется только буква е, Поэтому цифры одинаковые, Когда работа проделывается многократно, ученики, путём сравнений и анализа запоминают группы слов с одинаковыми безударными гласными. Суммированный ответ записывается для ускоренной проверки. 8
Комбинированный диктант — позволит учителю увеличить материал для работы со словарными словами, помогает повторять ранее пройденные, и закрепить вновь изученные орфограммы. 9
Обратный цифровой диктант — это более сложное задание, так как нужно подобрать по памяти слова, подходящие к заданному шифру. 10
Письмо по памяти. Цель — «впитать» новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторять про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. По окончании работы детям даётся возможность проверить написанное. 11
В игровой форме проходит работа со «Словарными квадратами» или «Словарной лесенкой», где учащимся необходимо помнить словарные слова по их лексическому значению. Учитель может дать первую и последнюю букву слова, можно усложнить работу, предложив только первую букву или последнюю, или только количество букв по клеточкам. 12
Слуховой диктант (контрольный) — проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения. Материал подобран так, что на протяжении всего года учитель может многократно повторять написание изученных слов. 13
Этимологический диктант — содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание. 14
Диктант с однокоренными словами — позволяет провести наблюдение над единообразным написанием в них корня. 15
Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты — предполагает развитие некоторых лексических представлений, формирование понятий, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, стимулируют интерес к родному языку. На первом этапе знакомства учеников со словарными словами допускается очень много ошибок. К сожалению, как ребёнок списал неправильно, так и запомнил. 16
Но «Диктант для знакомства» — позволит не сделать ошибок, так как п еред детьми словарное слово появится постепенно, по буквам, сразу идет работа по предупреждению ошибки. Буквы безударных гласных во вспомогательных словах даны в ударной позиции. 17
Развивайте память, дети, и стихи учите — это задание направлено на развитие памяти и правильное запоминание словарного слова на основе логического восприятия. В опорном слове указывается ударная сильная позиция словарного слова, позволяющая лучше запомнить «опасное» место. Словарные слова нельзя проверить, но здесь можно обратить внимание учащихся на то, что опорные слова или слово будут являться «ключом» к секрету правописания словарного слова. 18
Свободный диктант — очень сложная, но интересная работа, во время которой раскрывается творческий потенциал учащихся. 19
Примерные задания морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона, сорока, воробей Диктант для знакомства Из первых букв каждой группы слов «собери» новые слова и запиши их. 1. Мандарин, ослик, речка, корона, ослик, верёвка, 28-я буква алфавита. (Морковь) 2. Повар, ель, тетрадь, угол, хомяк. (Петух) 3. Дом, ель, вода, ослик, чашка, кастрюля, аист. (Девочка) 4. Масло, аист, лампа, 28-я буква алфавита, часики, искры, карта. (Мальчик) 5. Тапки, аист, рыба, ель, лейка, курица, аист. (Тарелка) 6. Вешалка, ослик, работа, ослик, нитки, атлас, (Ворона) 7. Солнце, ослик, ракета, ослик, карандаш. (Сорока) Ветер, ослик, растение, ослик, болото, ель, йод. (Воробей) 20
Развивайте память, дети, и стихи учите эти Выучите рифмовки и запишите их п о памяти. 1. Моет Зиночка морковь, У неё обед готов. На столе салат, котлеты, Сок морковный и конфеты. 2. У Тани тарелки на полке стоят Красиво и ровно, как будто парад. 3. Олечка девочка — Умница в школе. Учит уроки, Помощница в доме. 4. Игорь мальчик-баловник — Самый худший ученик. Порван у него дневник, А тетрадь, как черновик. 21
5. Пётя, рыженький петух. У тебя прекрасный слух. Только на рассвете Не буди нас, Петя! 6.Возле дома болтливая ворона Каркает, ругается, никак не унимается. 7.Соня, глядя на сороку, Уронила бутерброд. Мама ей кричит в окошко: «Не разевай ты, Соня, рот!» 8. Вова кормит воробья. Ведь они теперь друзья. 22
Лексический диктант Замените каждое предложение одним словом. 1 . Огородное растение, корнеплод с утолщённым оранжевым сладковатым корнем. (Морковь) 2. Кукарекающая домашняя птица с красным гребнем на голове — часто с яркой окраской перьев. (Петух) 3. Ребёнок женского пола. (Девочка) 23
4. Ребёнок мужского пола. (Мальчик) 5. Столовая посуда круглой формы, с приподнятыми краями и широким плоским дном. (Тарелка) 6. Всеядная птица семейства вороновых, серая с чёрным или чёрная. (Ворона) 7. Птица чёрного цвета с белыми перьями в крыльях. (Сорока) Маленькая серо-коричневая шустрая птичка. Живёт обычно вблизи домов. (Воробей) 24
Зрительные диктанты Варианты заданий: I ) Запишите слова в алфавитном порядке. 2) Запишите слова по правилам «обратного» алфавита. 3) Запишите названия предметов в таком порядке: люди, птицы, овощи, вещи. Т_релка , п_тух , мал( ь ,-) ч_к , в_р_бей , с_рока , в_р_на , м_рков ( ь -), дев_ ( чк , чьк )а. Запишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. ( В,в ) _р_бей ) ( С,с ) тепан , ( П,п ) _тух ( Г,г ) оша , ( С,с ) _рока ( В,в ) асилиса , ( М,м )ал( ь ,-) ч_к ( С,с ) аша , ( В,в ) _рона ( К,к )лава, ( Д,д ) ев_ ( чк,чьк )а ( Ж,ж ) еня . 25
Зрительно-слуховой диктант Прочитайте слова, записанные на доске. Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь к письму под диктовку. (Далее слова закрываются, проводится диктант. После выполнения работы выполняется взаимо - или самопроверка.) С_рока , в_р_бей , п_тух , в_рона , мал( ь ,-) ч_к , т_релка , м_рков ( ь ,-), дев_ ( чк,чьк )а. 26
Свободные диктанты Запишите слова, добавляя имена собственные. Мальчик, сорока, петушок, девочка, ворона, воробей. От данных слов образуйте и запишите фамилии девочек. Морковь — ___ (Морковкина), воробей — ___ (Воробьёва), ворона — ____ (Воронина), сорока — (Сорокина), петух —___(Петухова), тарелка — ( Тарелкина ). От данных слов образуйте и запишите фамилии мальчиком Морковь — _____ (Морковкин), воробей — _____ (Воробьёв), ворона —___(Воронин), сорока —___ (С орокин), петух — ___ (Петухов), тарелка _____( Тарелкин ). 27
Запишите слова, добавляя слова - названия действий. Мальчик, воробей, девочка, ворона, морковь, тарелка, петух, сорока. Запишите слова, добавляя слова - названия признаков. Девочка, морковь, мальчик, воробей, сорока, ворона, тарелка, петух. Догадайтесь, о каком предмете идёт речь, и запишите его. Стоит, разбилась (тарелка); стрекочет, вертится (сорока); кукарекает, дерётся (петух); шныряет, крохи подбирает (воробей); играет в машинки и солдатики, прыгает, бегает (мальчик), заплетает косички, поёт, улыбается (девочка); каркает, летает (ворона); растёт, даёт витамин А (морковь). 28
Догадайтесь по словам-признакам, о каком предмете идёт речь, и запишите его. Белобокая, вороватая (сорока); задиристый, боевой, заботливый (петух); крикливая, чёрная, любопытная (ворона); послушная, добрая, аккуратная (девочка), умный, воспитанный, смелый (мальчик); круглая, плоская, фарфоровая (тарелка); питательная, вкусная, сладкая (морковь); серенький, маленький (воробей). Спишите предложения, добавляя слова по смыслу. (Слова для справок давать не обязательно.) 1. Утро. Во дворе______и______ . Они клюют______ . Вот летят_______ . На ветке сидит_______ . Слова для справок: петух, куры, зерно, вороны, воробей. 2. ____ ( В,в ) аря и ______ ( Д,д ) има дома. Они рисуют. Вот_____и______ . А вот_____.Дети рады. Слова для справок: девочка, мальчик, ворона, сорока, воробей. 29
Комбинированные диктанты Варианты заданий: 1) Подчеркните слова-признаки. 2) Подчеркните слова-действия. 3) Подчеркните слова-предметы. 1. Бегает петух, вкусная морковь, сидит воробей, большая ворона, мальчик прыгает, пугливая сорока, девочка говорит, маленькая тарелка. 2. Пугливая ворона, рыжий петух, чирикает воробей, красивая сорока, глубокая тарелка, маленький мальчик. 3. Добрая девочка, серый воробей, мальчик чита-п , жадная ворона, злой петух, сорока кричит, соч-ная морковь. 4. Ручной воробей, кукла у девочки, сочная мор-конь, тарелочка на печке, петушиная песня, смелый м.ин.чик , ищу ворону. Жильё вороны, чуткий мальчик, учусь у денечки, жизнь вороны, хочу морковь, пушистый воробей, петушиный клич, кричат сороки, стучу по тарелке. 30
6. Карандаши у мальчика, джинсы на девочке, добыча вороны, трещат сороки, широкая тарелка, прячусь от петуха, дымчатый воробей, кончик моркови. 7. Пять мальчиков, восемь девочек, шесть петухов, девять морковок, девять тарелок, говорить о вороне, умненькая сорока, думать о воробье. Найдите и подчеркните имена собственные. 1. Петушок Петя, воробей Боря, сорока Катя, во-рои.1 Клара, мальчик Миша, девочка Маша. 2. Воробей Аркаша, девочка Саша, сорока Варвара, ворона Клара, мальчик Валя, петух Тоша , Петров Дима, Сорокин Сергей. 3. Катя Воронина, Вася Тарелкин , Маша Воробьёва, Сеня Петухов, Ира Сорокина, Дима Морковкин, Андрей Васильевич Воронцов. 4. Лида Тарелкина , Тоня Петухова, Игорь Воронин, Даша Сорокина, Костя Воробьёв. 31
32 Выборочные диктанты Запишите только словарные слова. Объясните смысл пословиц и поговорок. Сорока на хвосте принесла. Куда ворона летит, туда и глядит. Воробей на кошку чирикает. Земля — тарелка: что положишь, то и возьмёшь. Кому живётся, у того и петух несётся, а кому не живётся, так и курица не несётся. Запишите имена-собственные . Воробей Борька, девочка Лена, сорока Соня, ворона Клава, мальчик Митя, петух Задира. Запишите слова, не являющиеся именами собственными. Воробей Аркаша, девочка Ира, сорока Варвара, ворона Клаша , мальчик Витя, петух Гоша.
33 Запишите слова, которые обозначают признаки предметов. Морковь, вороний, воробей, петушиный, воробьиная, ворона, морковный, мальчик, сорока, девочка, петух, тарелка. Запишите слова, которые обозначают слова-действия. Морковь сварилась, чирикает воробей, ворона каркает, играет мальчик, сорока сидела, девочка катала, бегал петух, стояла тарелка. Запишите слова, которые отвечаю! на вопрос кто? Морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона, сорока, воробей. Запишите слова, которые отвечают на вопрос что? Сорока, морковь, мальчик, воробей, девочка, тарелка, петух, ворона.
34 Запишите слова, состоящие из двух слогов. Сорока, морковь, мальчик, морковка, воронёнок, петушиный, девчонка, мальчуган, воробей, девочка, тарелка, петух, ворона, петушок, ворон. Запишите слова, состоящие из трёх слогов. Тарелка, девочка, петух, воронёнок, сорока, морковь, мальчик, морковка, девчонка, петушок, мальчуган, ворон, воробей, ворона. Запишите только словарные слова. До — ре — ми — фа — соль — ля — си. Сорока едет на такси. А ворона прицепилась И бесплатно прокатилась. Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? (К.И. Чуковский)
35 Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил. Он окошко открывает. Из окошка вылетают Восемнадцать голубей, А за ними воробей. 5. Сидит воробей Под большим лопухом И спорит о чём-то С моим петухом.
36 Буквенные диктанты Запишите буквы гласных звуков, которые нужно запомнить. Морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона. (12 34 56 о е о и а о) Запишите первые буквы слов. Петушок, девочка, мальчик, ворона, сорока, тарелка, воробей, морковь. (12345678 пдмвствм ) Запишите последнюю букву каждого слова. Девочка, сорока, петух, тарелка, морковь, ворона, воробей, мальчик. (12345678 аахаьайк )
37 Цифровой диктант Зашифруйте в словах буквы непроверяемых гласных с помощью цифр : I — о; 2 — а. Сложите числа и запишите ответ. Воробей, тарелка, морковь, ворона, сорока, девочка. (1, 1, 2, 1, 1,1,1= 8)
38 Графические диктанты Зашифруйте в словах буквы непроверяемых безударных гласных звуков с помощью фигур: 1 —О; 2 — . Морковь, девочка, тарелка, ворона, сорока, воробей. (ОО ОООО) Тарелка, девочка, сорока, морковь воробей, ворона. ( ОООООО)
39 Диктанты с родственными словами Варианты заданий: I ) Подчеркни слова-признаки. 2)Подчеркни слова-действия. 3)Подчеркни слова-предметы. Морковка, воробушек, воробьиный, мальчуган, сорочата , воронята, девчата, петушок, тарелочка. Петушиться, воробьиха, воронушка , воронёнок, мальчишка, девица, сорочий. Петушиный, воробьиха, по-сорочьи , вороньё, девчонка, воробьишка , проворонить, тарелочный.
40 Этимологический диктант Узнайте и запишите слова по их происхождению. I . Это слово происходит от латинского талеар , что означает резать. Первоначально оно означало кусок доски, отрезанный для пищи . Похожие по смыслу и по звучанию слова существуют и в польском, и в немецком языке. Русское слово — это уменьшительно-ласкательное от польского тарель . ( Тарелка ) 2Главное, чем славится эта птица — пение. Она своеобразные поющие часы. Это исконно русское слово, образованное от петь-. С ними на рассвете люди просыпались. С ними с заходом солнца ложились спать. (Петух)
41 Диктант с загадками Отгадайте загадки и запишите отгадки. 1. Эта птица у природы, Как живой прогноз погоды, Громче всех она орёт, Если скоро дождь пойдёт. (Ворона) (В. Степанов) Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь) (Н. Артюхова) 3. С этой болтушкой просто морока, С утра у окошка стрекочет... (сорока). (Л. Яхнин)
42 Говорят, они воришки, Эти серые малышки. И шумливы, и драчливы, Всё щебечут; — Чьи вы? Чьи вы? (Воробей) В деревне есть часы такие. Не простые, а живые. Ходят без завода. Они — птичьего рода. (Петух) 6.Любят в куколки играть, Прыгать, бегать и читать. На юбке стрелочки, Кто же это? (Девочки)
43 Третий «лишний» Из каждой группы слов найдите и запишите слово по заданному признаку. 1) Морковь, мальчик, тарелка. (По первой букве; по одушевлённому предмету.) 2) Петух, девочка, сорока. (По принадлежности к птицам.) 3) Ворона, сорока, воробей. (По первой букве.) 4) Сорока, ворона, петух. (По количеству слогов.) 5) Морковь, ворона, тарелка. (По одушевлённому предмету.) Девочка, мальчик, морковь. (По неодушеелённому предмету)
44 Слуховой диктант Запишите слова под диктовку. Тарелка, сорока, морковь, воробей, девочка, мальчик, ворона, петух.
45 Диктанты 1. Во дворе птицы. Вот ворона и воробей. Воробей мал. Мальчик и девочка кормят птиц. (14 слов) 2.Федя дома. Он лепит. Вот ворона и сорока. А вот морковь. Завтра мальчик слепит петуха.(15 слов) 3. Ира на даче. У девочки есть ворона. Ворону зовут Клара. В тарелке у Клары корм. Девочка дала вороне морковь. (19 слов) 4. Мы в деревне! Гуляет во дворе петух. В лесу трещит сорока. Девочка поливает морковь. Морковь вкусная! Мальчик пилит дрова. (19слов)
46 Кроссворд № 1 По горизонтали: 2. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (Петух) 1 2 5 4 6 7 3
47 5. Пиноккио — деревянный ... (Мальчик) 7. Ему на ветке не сидится, Любит он скакать и веселиться. (Воробей) По вертикали: 1. У кого Гуси-лебеди унесли братца? (Девочка) 3. Непоседа птица эта — Одного с берёзой цвета. (Сорока) 4. Кто я такая? Со всех сторон открыта, Но не корыто. (Тарелка) За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: Нет настроения. Нет обстановки. Нет подготовки. Не вижу … (Морковь)
48 Кроссворд № 2 «Всяк мастер на свой лад» По горизонтали: 1. Умеет взлетать, драться, кричать, петь, кукарекать. (Петух) 5. Умеет играть, рисовать, заниматься, драться, прыгать, бегать. (Мальчик) По вертикали: 2.Может накормить, разбиться, очень любит мыться (Тарелка) 3. Умеет танцевать, писать, читать, хохотать, плакать, шить, вязать. (Девочка) 4.Растёт под землёю, краснеет, накормит, делает нас здоровыми и крепкими. (Морковь)
49 6.Умеет летать, трещать, стрекотать, кружиться, новости сообщать, таскать. (Сорока) 7. Умеет летать, каркать, воровать, клевать, таскать, ругать. (Ворона) Добавьте буквы и прочитайте слово в выделенной строчке. (Воробей) 3 6 4 1 7 5 2
Кроссворд №3 Прятки Слова спрятались в таблице. Найдите их и раскрасьте цветными карандашами. (Морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона, сорока, воробей) 50 м о м о р к о в ь п п е а у д к н г л о ы а п р е т у х г ш в о ч о в о р о н а ф с п в о р о б е й м а л ь ч и к с и т с о р о к а м п б ь ч в о т а р е л к а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
словарный диктант на уроке русского языка
вариант интегрирования знаний по краеведению без потери учебного времени в изучении русского языка...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)
В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....
Презентация "Словарный диктант для уроков русского языка 2 класс"
Данная презентация позволит повысить эффективность усвоения словарных слов , связанных с темой "животные"....
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....
Презентации "Словарная работа " к методической разработке "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
Презентации для работы со словарными словами...
Статья « Словарная диктанты на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.»
На уроках русского языка в начальной школе можно проводить разнообразные словарные диктанты как промежуточные, так и контрольные. Использование разных видов диктантов позволит обучающимся прораб...