словарный диктант на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку (3,4 класс) по теме

вариант интегрирования знаний по краеведению без потери учебного времени в изучении русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Slovarnyy_diktant_na_urokah_russkogo_yazyka.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Словарный диктант на уроках русского языка по темам «Заглавная буква в написании имен собственных» с интегрированием знаний по краеведению

В ходе контроля учителем диктуются словарные слова. Учащиеся записывают их, затем выполняют задания учителя:

1.Чемодан,абрикос,аккуратный, батон, картина, одежда, ветер

а) назовите  род имен существительных

б) называется орфограмма каждого слова + какая ассоциация помогает запоминанию правописания слова + отыскивается «слово в слове» (Чемодан, чемодан)

в) подбирается подходящий признак для каждого существительного

г)называется  «лишнее слово» + почему ( по каким признакам)? Например: аккуратный- это признак, имя прилагательное, слово с удвоенным согласным и т.д.

Д) нарисуй устно картину, на которой будут изображены все предметы. Что нарисовать не сможем? (ветер)

Выпишите на новую строку:

-непарный мягкий глухой согласный 1 слова

-безударный гласный первого слога

-непарный звонкий мягкий согласный 3 слова

-звонкий согласный 2 слога 4слова

-ударный гласный слова картина

-глухой согласный 1слога слова картина

-слог, который нельзя переносить из слова одежда

-парный звонкий согласный слова ветер

образуйте слово (Чайников)

вспомните и назовите правило записи слова

вспомните и назовите имя и отчество Чайникова

что вы знаете об этом человеке? ( псевдоним Кузебай Герд, поэт и т.д.)

Как ижевчане увековечили память о нем? ( памятник, краеведческий музей носит его имя)

2 вариант .Чемодан, через, закон, ворота, иллюстрация, вагон, бассейн

а) назовите лишнее слово, почему?

Б) назовите слова с удвоенным согласным

В)назовите  слово, у которого есть проблемы с переносом

Г) назовите  род имен существительных

д)называется, выделяется каждая  орфограмма каждого слова + ассоциация+ слово в слове

е) назовите  подходящий признак для каждого существительного

выпишите на отдельную строку:

- 1 слог слова чемодан

-2 слог слова через

-ударный гласный слова закон

- парный звонкий согласный слова  ворота

-гласный последнего слога слова иллюстрация, в котором только один звук

-1 слог слова вагон

-непарный звонкий твердый согласный слова бассейн ( получается Черезов)

Назовите правило записи слова

Что вы знаете об этом человеке? Имя? Отчество?

Вклад этого спортсмена в развитие спорта в Удмуртии? Как он помогает сохранять уважение к нашей стране?

3. Вокзал, ужин, лопата, командир, снова, галерея, малина, ванная, аллея, абрикос, вместе, правило, машина,

а)назовите  род имен существительных

б) орфограмма каждого слова + ассоциация+ слово в слове

в) назовите подходящий признак для каждого существительного

г) назовите «лишнее» слово + почему?

Д) нарисуй картину, на которой будут изображены все предметы. Что нарисовать не сможем?

Запишите на новой строке:

-глухой согласный слова вокзал

-1 слог слова, называющего вечерний прием пищи ( ужин)

-непарный звонкий согласный слова лопата

-окончание слова, называющего орудие труда огородника ( лопата)

-1 слог слова командир

-2 слог слова, являющегося синонимом слов еще раз, опять ( снова)

-1 слог слова, называющего место, где мы можем увидеть коллекции картин, фотографий, авторских работ

-слог с мягким согласным слова малина

-2 слог слова ванная

-1 слог слова аллея

-ударный гласный слова аллея

-парные глухие согласные слова абрикос

- ударный и безударный гласный слова вместе

-мягкий согласный слова правило

-3 слог слова, называющего транспортное средство( машина)

Получается Кулакова ( прославленная лыжница)

назовите  правило записи слов

что вы знаете об этом человеке?

Вклад этого спортсмена в развитие спорта в Удмуртии? Уважение к стране?

4. аллея, чемодан, класс ,терраса, осина, запад, завтрак ,волшебный, облако, винегрет,

а) назовите род имен существительных

б) орфограмма каждого слова + ассоциация+ слово в слове

в) назовите подходящий признак для каждого существительного

г) назовите лишнее+ почему?

Д)  картинка, на которой можно нарисовать почти все предметы

Запишите на новой строке буквы по заданию:

-1 слог  слова аллея

-гласный 1 слога слова чемодан

- глухой согласный слова, называющего комнату для занятий в школе. Его звонкая пара записывается 4 буквой алфавита.

*Какие еще значения имеет это слово?

-3 слог слова, называющего летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с крышей на столбах

-непарный звонкий слова осина

-парный звонкий 2 слога слова запад

-непарный звонкий слова, называющий обязательный утренний прием пищи, дающий запас энергии на целый день

- 1 слог имени прилагательного

-последний слог слова, называющего скопление влаги в верхних слоях атмосферы

- парный звонкий согласный слова, называющего витаминный салат из овощей

Получается Волков (президент Удмуртской республики)

правило записи слов

что вы знаете об этом человеке?

Кто является президентом страны? Каких людей выбирают в президенты?

 Легко ли быть президентом? Что надо для этого?

Что ты можешь сделать для того, чтобы тебя уважали и верили тебе окружающие люди?

Запиши слова, подчеркни буквы по заданию:

5. фонарь ( глухой согласный), ветер (гласный звук), помидор (3 слог)

галерея ( гласный 2 слога), ветер (парный звонкий согласный), долина (1 слог), хоккей (удвоенный согласный), лимон (безударный гласный+ 3 звук слова+ударный гласный), винегрет ( 1 слог), что ( мягкий согласный).

Слово? Правило записи?  (Федор Евдокимович)

Иней, газета, насекомые, апельсин, терраса, вокзал (1 звук слова)

? обозначение разделения гласного и согласного в 1 слоге слова терраса ( разд.ь)

Слово? Правило записи?  (Игнатьев)

Домашнее задание: найдите сведения об этом человеке, его вкладе в историю Ижевска и Удмуртии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)

В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....

Презентация "Словарный диктант для уроков русского языка 2 класс"

Данная презентация позволит повысить эффективность усвоения словарных слов , связанных с темой "животные"....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Статья « Словарная диктанты на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.»

На уроках русского языка в начальной школе можно проводить разнообразные словарные диктанты  как промежуточные, так и контрольные. Использование разных видов диктантов позволит обучающимся прораб...