Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

На основе учебного исследования  учеников подводим  к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Цели урока: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных», упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных падежных окончаниях имен существительных).

Задачи:

предметные

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных, проговаривая алгоритм выбора буквы;

- отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж имен существительных;

- систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи;

- развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуация.

метапредметные:

– учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания,

владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление

к координации различных позиций в сотрудничестве).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Ход урока

Организационный момент. Вхождение в деятельность

-Ребята! Сегодня на уроке у нас гости.

- Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте.

-Не зря говорят «Гость недолго гостит, да много видит». Поэтому какая будет наша задача?( показать все чему мы научились)

-А теперь начнем работать.

Актуализация знаний учащихся. Словарно – орфографическая работа

СЛАЙД

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте слова про себя.

-Вслух …

небылица, поговорка, рассказ, шутка, прибаутка

- Назовите орфограммы в словах. (читают, ставят ударение, называют орфограмму)

- Есть ли здесь «лишнее» слово  по – вашему мнению.

-Обоснуйте ответ (рассказ или м.р.)

-Хорошо.

- А если мы эти слова свяжем с предметом литературное чтение, тогда какое слово по-вашему лишнее? (рассказ, все остальные жанры фольклора)

-Что такое фольклор? Какие жанры фольклора можно сюда добавить? (называют слова с орфограммами: сказка, пословица)
- Эти слова запишем в тетрадь и заменим лишнее слово своим, которое обозначало бы жанр фольклора, выделяя орфограммы.

- Скажите, какие орфограммы встретились в записи числа?

                       Двадцатое сентября. (написано заранее)

                          Классная работа.

- … Какие записал слова? Хорошо.

- Разберем слова по составу. (По - одному человеку у доски: поговорка, рассказ, шутка)

Выдвижение проблемы

Слайд

- Прочитайте предложение про себя, вслух…

 «Каждый день жизн. прибавляет частицу мудрост. .».

-К какому жанру УНТ мы отнесем это предложение? (пословица)

- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).

-Всё ли написано на доске? (нет, у им. сущ. нет окончаний)

Постановка учебной задачи.

-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

-Как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на сегодняшнем уроке?

(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных)

- А какую цель поставим перед собой? (отрабатывать умение правильно писать слова с безударными окончаниями)

Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного? (использовать слова-помощники с ударным окончанием)

-Правильно.

- Назовите слова-помощники для каждого из склонений.

1 скл. - луна, земля.

2 скл. - окно, конь.

3 скл. - печь, степь.

-Хорошо. Но как определить какое из этих слов использовать? (называют алгоритм написания окончания)

Алгоритм

1) Ставлю существительное в … … и определяю … .        Слайд

2) Подбираю … и ставлю … .

3) Пишу такое окончание, как … .

4) Проверяю: обозначаю орфограмму.

(  1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.

2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи   

3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.

4) Проверяю написанное: в степи , в тетради. )

-Правильно. А сейчас вернемся к нашей пословице и вставляем пропущенные буквы.

-Первое слово разбирает (Дима).

-Проверяем (в слове появляется буква и)

Слайд

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрост.

- Второе слово разбирает (Алеша).

-Проверяем (на слайде)

Слайд

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

-Запишите пословицу в тетрадь, выделяя доказательства выбора окончания.

- Выполните грамматический разбор предложения. Что это значит? Юлиана с места.

-Итак, еще раз сделаем вывод как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в безударном падежном окончании имени существительного?

Исследовательская работа. Проверка действие ключа на других словах.

Первичное закрепление

Итог исследования:

 

Физическая пауза

Вторичное закрепление.

Упражнение в определении безударных окончаний имен существительных.

Самостоятельная работа.

Используя опорные слова проведем маленькое исследование. Работаем по группам.

- На столах лежат карточки.

- Что записано на карточках? (высказывания)

- К какой группе, части речи относится? (к именам существительным)

-Какие бывают высказывания?

-Какова будет ваша задача? (определить верное высказывание)

-Хорошо, а теперь приступаем к исследованию

1группа.

У вас написаны 2 высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, доказывает его верность

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном ,в дательном и предложном падежах окончание – е.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

для доказательства берем опорное слово ___________

Р.п.___________________________________окончание ______

Д.п. ___________________________________окончание_____

П.п. ___________________________________окончание______

Мы доказали, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –….

- Поднимите руки кто в первой группе нашел верное высказывание?

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак + доказывает его верность, а если неверным, то знак -.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.

Вывод: Мне надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуюсь для доказательства опорным словом__________________________

П.п. ______________________________окончание ___

Я доказал, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –….
Высказывание №___является верным, а второе утверждение будет неверным.

- Поднимите руки кто во второй группе нашел верное высказывание?

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак + доказывает его верность, а если неверным, то знак -. .

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Вывод: Мне надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуюсь для доказательства опорным словом__________________________

Р.п.___________________________________окончание___

Д.п. ___________________________________окончание___

П.п. ___________________________________окончание____

Я доказал, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. Высказывание №2 верное. №1 неверное.

-- Поднимите руки кто в третьей группе нашел верное высказывание?

Итог исследования:

- Таким образом, закончите предложение чтобы написать правильную букву в безударном падежном окончании имени существительного надо…

Имена существительные 1скл- приседаем; 2скл – руки вверх; 3 скл – руки в стороны

(машина, небо, дочь, календарь, мышь, дядя, солнце, девочка, рожь)

Сели тихо девочки, мальчики еще тише.

Самостоятельная работа.

в тетрад ..
в альбом…
из чашк..
в банк..
у дорог..
по улиц..

в коробк..

без бол..

у алле..

Проверка выполнения работы: ученики “по цепочке” называют слово и пропущенную безударную гласную.

Слайд (по мере названия буквы появляется на слайде и,е,и,е,е,и,е,е,и,и,и,и )

-Какие орфограммы встретились?

-Что это за слова?

- Теперь вы можете оценить себя сами:

  •  нет ошибок — вам присуждается звание мастера
  • 1-2 ошибки — неплохо, надо только еще чуть-чуть поупражняться, вам присуждается звание консультанта.
  • 3 ошибки - вам присуждается звание знатока

- Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, кто получил звание мастера.

-Молодцы!

-Какое важное умение вы отрабатывали, выполняя это задание?

Поиск ошибок

Вы уже достаточно хорошо усвоили тему и я предлагаю вам поработать в роли учителя.

Ученик Незнайкин, выполняя домашнюю работу не справился с заданием т.к. гласные И, Е не хотели занимать положенные им места.

СЛАЙД

 Лесная столовая

Ребята с осени запасались желудями, шишками еле, семенами березы и ольхи.

Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
-Зачем нужно помогать птицам зимой?

-Объясните написания слов, в которых допущены ошибки (5)

Итог урока

Рефлексия урока.

Рефлексия.

-Наш урок подошёл к концу.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? ( обладать умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа)

- Смогли ее достичь?

- Где вы будете применять полученные знания?

Домашнее задание

В учебнике с.35 упр.1

Большое всем спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"

Цель: формировать  умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных....

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...