Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.01 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_3.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
грач печь мышь карандаш ёж рожь
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных единственного числа
Алгоритм работы Определи часть речи. Определи число имени существительного. Определи род имени существительного . Если имя существительное женского рода, то пишется мягкий знак. Если имя существительное мужского рода, то мягкий знак не пишется.
сыч
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Цель: знакомство с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода;
- формирование умения различать слова мужского и женского рода;
- развитие орфографической зоркости.
Личностные результаты:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитание у учащихся уважения к мнению других.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- создание алгоритма деятельности при решении проблемы;
- развитие внимания, мышления.
Коммуникативные:
- формирование умения работать в группах;
- развитие умения высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения.
Регулятивные:
- формирование умения выполнять свои действия по образцу;
- оценивание результата выполнения задания;
- сравнение своих ответов с ответами одноклассников.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. | Настрой на урок: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. | Настраиваются на работу. | |
2. | Актуализация знаний. | - Наш урок хочу начать с загадки. Это очень хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так. Это сделал… - Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак в словах? - Молодцы. Вот вам группа слов. Спишите их, вставьте, где нужно мягкий знак. Пал…то, кроват…, крест…яне, плат…е, лис…тик. -Какую работу выполняет мягкий знак в каждом слове? | -Мягкий знак. -Обозначает мягкость согласного звука, отделяет гласный от согласного. Выполняют работу в тетрадях Ответы детей: в словах пальто, кровать «ь» - показатель мягкости согласного звука, в словах крестьяне, платье -разделительный мягкий знак , в слове листик нет мягкого знака, так как корень –лист-. | |
3. | Постановка проблемы. | Слайд№2(1) Слайд№2(2) Слайд№2(3) Слайд№2(4) Слайд№2(5) Слайд№2(6) Слайд№3 | -Хорошо отгадали первую загадку. Отгадайте ещё несколько загадок. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад, вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица … Зимой дрова ест, а летом спит. Под полом таится, кошки боится. Не похож на человечка, но имеет он сердечко. И работе круглый год он сердечко отдаёт. Пишет он, когда диктуют, Он и чертит и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. Вместо шерстки – иглы сплошь, Враг мышей – колючий... Не проедешь, не пройдёшь- Колосится в поле… -Молодцы. К какой части речи относятся эти слова? -В каком числе они стоят? -Среди слов – отгадок есть мягкий знак? -Расскажите, какую работу он выполняет в этих словах? - В слове печь мягкий знак обозначил мягкость согласного звука ч. А что мы знаем про звук ч? - А почему тогда мягкий знак ь не встал рядом с ч в слове грач? - Давайте возьмём слово мышь и карандаш. Что мы знаем про звук ш? -Тогда какую работу здесь выполняет мягкий знак? -Так с чем мы столкнулись? - Что общего во всех этих словах? - Так в чём нам надо разобраться? (Схема на доске) ь Сущ., ед. ч. ______________шип ?
ь - Тема нашего урока так и звучит : ь после шипящих на конце имён существительных единственного числа. - А может нам не надо разбираться в этом? - А если это ошибкоопасное место, значит, это? -Ну что, давайте разбираться. | -Грач. -Печь. -Мышь. -Карандаш -Ёж. -Рожь. - Эти слова относятся к имени существительному. - В единственном числе . -Да. -Обозначает мягкость согласного. - Звук ч всегда мягкий. Затруднение в ответе. -Он всегда твёрдый. Затруднение в ответе. - С новой работой мягкого знака. -Они заканчиваются на шипящую, стоят в единственном числе. - Когда на конце существительных после шипящих пишется ь, а когда нет. - Надо разобраться, иначе будем с ошибками писать. -Орфограмма. |
4. | Поиск решения. | Слайд№4 | Работа в группах. -Вот вам группа слов. Чертёж, ложь, мелочь, кирпич, дрожь, ночь, этаж. -Понаблюдайте, как учёные, может есть какая–то закономерность в написании ь после шипящих. - А где можно проверить достоверность нашей версии? Работа по учебнику. -Вы были правы? -Тогда укажите в нашей схеме, когда пишем, а когда нет. ь ж.р. Сущ., ед. ч. ______________ шип ?
м.р. ь -Какова работа ь? - Какую орфограмму узнали? -Давайте составим алгоритм работы для правильного написания имён существительных ед.числа с шипящими на конце. | Обсуждение в группах. -Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода. -В учебнике. Читают правило. -Да. -Указывать на ж.р. существительных после шипящих. -ь после шипящих на конце существительных ж.р. Ответы детей. |
5. | Первичное закрепление. | Слайд №5. | -Проверим, как работает наше правило. Запись слов на доске с проговариванием алгоритма. Камыш, малыш, молодёжь, стриж, дочь, сыч. -Что обозначает слово сыч? -Где это можно узнать? Работа в группах. (В каждой группе лежит толковый словарь) - Нужно ли писать ь? Физминутка. - Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете, если услышите существительное мужского рода, топаете. Печь, мышь, кирпич, прыщ, тишь, борщ, ландыш, полночь, багаж, калач - Молодцы, а теперь задание посложнее. Нужно закончить словосочетание и записать его на доске. Колючий …(ёж), солнечный… (луч), полевая…(мышь), верный …(товарищ), тёмная… (ночь) | Дети выходят к доске, записывая по 2 слова. Возникает проблема с написанием слова сыч - В толковом словаре. Дети выясняют значение слова сыч, узнают, что это существительное мужского рода. -Нет. Записывают словосочетания на доске, проговаривая алгоритм. |
6. | Контроль знаний. | Интерак- тивная доска | -Я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача – написать ь там, где он нужен. Каждый из вас покажет, насколько он разобрался в данной проблеме. Вы оцените себя, а потом я оценю вас, и каждый получит отметку. (Слова напечатаны на листах) Луч?, морж?, трубач?, товарищ?, ноч?, ключ?, сыч?, рож?, циркач?,марш? Проверка по эталону. | Работают на листах. |
7. | Рефлексия учебной деятельности. | -Какая проблема возникла на уроке? -Смогли решить эту проблему? - Когда у имён существительных единственного числа после шипящих пишется ь, а когда нет? | - Не знали работу мягкого знака. -Да. Ответы детей. | |
8. | Домашнее задание. | Слайд№6 | -Выучить алгоритм, красиво оформить нашу схему-модель, а может кто-то придумает свою модель, более понятную. | Записывают д/з в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
поурочная разработка...