Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Форма урока: традиционная
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять род имён существительных; обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода; находить в словах изученные орфограммы; работать в паре; слушать собеседника; выстраивать логическую цепочку рассуждений; контролировать и оценивать свою работу.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».
Оборудование:
- карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;
- презентация слайдов
- учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично - поисковый, практический.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.( слайд №1)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка буду вести я, меня зовут Анжелика Семёновна. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
- Интересным, познавательным, развивающим, плодотворным.(слайд № 2)
- Чтобы урок получился таким, необходима ваша помощь. Какими на уроке должны быть ученики?
-Активные, думающие, работоспособные, внимательные, творческие, дисциплинированные. (слайд № 3)
- Вы готовы быть такими? Садимся и выполняем правила посадки.
1-ноги на пол,
2-спинка прямая,
3-проверяем расстояние от живота до парты,
4- проверяем расстояние до глаз,
5-все сидят правильно
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Словарно – орфографическая работа.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Картинный диктант. - Назовите одним словом, напишите. (слайд №4)
Семья, пальто, нож, печь,стриж, мальчик, мышь, перья.
- К какой части речи относятся все эти слова?(Это имена существительные).
-На какие вопросы отвечает, как изменяются имена существительные?
(Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
- Что вы знаете об имени существительном? Приведите примеры, используя слова на доске.
-Одушевлённые и неодушевлённые.
.- Собственные, нарицательные.
III. Создание ситуации, приводящей к постановке темы и целей урока.
Цель: Создание условия для выявления « Чего мы ещё незнаем ?» (слайд № 7)
- Давайте поработаем в парах. Чтобы работа получилась, какие умения необходимы? (договариваться, быть внимательным, выслушивать чужое мнение, предлагать свое, надо уметь слышать и слушать собеседника)
Разделите эти слова на 4 группы по 2 слова в каждой.
Ребята работают в парах. Двое ребят распределяют слова у доски.
- Давайте проверим какие слова определили в первый столбик? Какую роль выполняет ь в первом столбике?- во втором столбике?
(Ответы учащихся)
- А какие слова определили в третий столбик? Какую роль выполняет ь знак в 3 столбике?
-Почему в написании слов печь, мышь есть Ь, а в записи слов нож, стриж Ь нет?
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: печь, мышь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, стриж его нет?)
Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.
На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
-
Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
V. Физкультминутка.
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода- приседаете.
У: шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, речь, малыш, дичь, силач.
IV. Открытие детьми нового знания.
Игра «Добавь словечко» (слайд № 10)
- Ребята, давайте вместе с нашим стрижонком поиграем в игру.
- Как вы думаете, что объединяет эти слова?
- Шипящий согласный на конце. Все слова являются именами существительными.
1. Работа в группах.
- Я предлагаю поработать вам в группах. Обсудите, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет.
Разделите эти существительные на 2 группы.
- Какой вывод сделаем? С какой орфограммой познакомились?
VI. Применение нового знания на практике.
1. Работа по учебнику.
Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).
2. Работа с текстом «В цирке»
а) Работа со словарными словами
б) Письменная работа в тетрадях
VI. Рефлексия
- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
- Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Ни печали, ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
- Открываем глазки.
Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК
У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета.
Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке.
-Жёлтую, вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.
А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.
- Урок закончен, всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...