Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Билчир Чочаймаа Ландый-ооловна

поурочная разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Форма урока: традиционная

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу; 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Планируемые  результаты: Учащиеся научатся определять род имён существительных; обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода; находить в словах изученные орфограммы; работать в паре; слушать собеседника; выстраивать логическую цепочку рассуждений; контролировать и оценивать свою работу.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».

 Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;
  • презентация   слайдов
  • учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина  В.Г.Горецкий.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично - поисковый, практический.

        Ход урока

I. Организационный  момент. Мотивация к учебной деятельности.( слайд №1)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка буду вести я, меня зовут Анжелика Семёновна. Каким бы вы хотели  видеть  сегодняшний урок?

- Интересным, познавательным, развивающим, плодотворным.(слайд № 2)

- Чтобы урок получился таким,  необходима ваша помощь. Какими на уроке должны быть ученики?

-Активные, думающие, работоспособные, внимательные, творческие, дисциплинированные. (слайд № 3)

- Вы готовы быть такими? Садимся и выполняем правила посадки.

1-ноги на пол,

 2-спинка прямая,

 3-проверяем расстояние  от живота до парты,

 4- проверяем расстояние   до глаз,

5-все сидят правильно

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Словарно – орфографическая работа.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

 Картинный диктант. - Назовите одним словом, напишите. (слайд №4)

Семья, пальто,  нож, печь,стриж, мальчик, мышь, перья.

- К какой части речи относятся все эти слова?(Это имена существительные).

-На какие вопросы отвечает, как изменяются имена существительные?

  (Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

- Что вы знаете об имени существительном? Приведите  примеры,  используя слова  на доске.

-Одушевлённые и неодушевлённые.

.- Собственные, нарицательные.

III. Создание ситуации, приводящей к постановке  темы и целей урока.

Цель: Создание условия для выявления « Чего мы ещё  незнаем ?» (слайд № 7)

- Давайте поработаем в парах. Чтобы работа получилась, какие умения необходимы? (договариваться, быть внимательным, выслушивать чужое мнение, предлагать свое, надо уметь слышать и слушать собеседника)

 Разделите эти слова  на 4 группы по 2 слова в каждой.

Ребята работают в парах. Двое ребят распределяют слова у доски.

- Давайте проверим какие слова определили в первый столбик? Какую роль выполняет ь в первом столбике?- во втором столбике?

(Ответы учащихся)

- А какие слова определили в третий столбик? Какую роль выполняет ь знак в 3 столбике?

-Почему в написании слов печь, мышь есть Ь, а в записи  слов нож, стриж Ь нет?  

- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах:  печь, мышь в конце написали мягкий знак, а в словах нож,  стриж  его нет?)

 

Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

-

Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

 

V. Физкультминутка.  

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

 Я буду называть имена существительные мужского    и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода- приседаете.

У: шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, речь, малыш,  дичь, силач.

 IV. Открытие   детьми  нового знания.

Игра «Добавь словечко» (слайд № 10)

-  Ребята, давайте вместе с нашим стрижонком поиграем в игру.

- Как вы думаете, что объединяет  эти слова?

- Шипящий согласный на конце. Все слова являются именами существительными.

1. Работа  в группах.  

- Я предлагаю поработать вам в группах. Обсудите, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет.

Разделите эти существительные на 2 группы.

- Какой вывод сделаем? С какой орфограммой познакомились?

 

 VI. Применение нового знания на практике.

1. Работа  по учебнику.

Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? (Дети  после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных  после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

2. Работа с текстом «В цирке»  

 а) Работа со словарными  словами

б) Письменная работа в тетрадях

VI. Рефлексия  

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

- Открываем глазки.

        Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК

У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения,  вам не очень понравилась работа на уроке.

-Жёлтую, вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.

- Урок закончен, всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...