Окончание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchanie.docx_3_kl.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат №2»
142402, Московская область., г. Ногинск, ул. Чапаева, д.3
Технологическая карта урока в 3 классе «Окончание»
Составитель:
Учитель: Карезина Елизавет Романовна
2021
Учитель: Карезина Елизавета Романовна
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределение к деятельности | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь, пожалуйста. Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. | Приветствуют учителя | Р.:самоорганизация |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: орфографическое, каллиграфическое написание числа Практический: парная работа с деформированным текстом | 10 мин. | Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. Давайте откроем тетради, отступив две строчки вниз, посередине записываем число (Двадцать третье октября), на следующей строчке (Классная работа) - У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Что необычного вы заметили? Наш город Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город) ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи. - Что нужно сделать, чтобы предложения были понятными? Парная работа - Поработайте в парах и раскройте скобки. -Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению. - Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце? | Слушают учителя. Записывают в тетрадь Работают в парах Отвечают на вопросы Города, к городу, за городом, о городе - Получился текст. - Чтобы был понятен смысл предложения. | Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевых высказываний. Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. К: учет различных точек зрений. |
III.Постановка учебной задачи Практич.: фронтальная работа | 3 мин. | - Кто из вас знает, как эта часть слова называется? А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов. - Сформулируйте тему урока. - Что мы сегодня можем узнать на уроке? - Давайте поставим цели | Отвечают на вопросы - Окончание. -«Формы слова. Окончания».
| Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К: учет различных точек зрений. |
IV.Открытие нового знания Практический.: письменное упражнение | 7 мин. | -Выполним упражнение 142 на с.79. Прочитайте. Формы слова Однокоренные слова Осина осина 1)Выделите корень 2)В словах какого столбика изменилось лексическое значение? 4)Чем отличаются слова второго столбика? Итак, как же мы может отличить формы слова от однокоренных слов? Как образуются формы слова? -Давайте прочитаем вывод на стр. 79 учебника. - Прочитайте последнее предложение . Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи? - Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение? У разных народов бытовали легенды, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра. | Читают упражнение, отвечают на вопросы -выделенные слова имеют одно лексическое значение, это слово обозначает дерево, в нем меняется окончание Отвечают на вопросы -в словах второго столбика -только окончанием, лексическое значение не меняется -кроме корня, появились другие части слова, которые внесли что-то новое в лексическое значение слова -у формы слова не меняется лексическое значение, а у однокоренных слов оно меняется -фразеологизм | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: полное списывание упражнения | 7 мин. | Выполним упражнение 143 на стр. 79 Прочитайте упражнение, что нужно сделать? Давайте разберём смысл данных пословиц. Давайте обратимся к разделу «Обрати внимание!» на стр.80 Попробуем проанализировать правило. Какой вопрос вы можете задать к первому предложению? А какой вопрос ко второму предложению до запятой? И какой вопрос следует дальше? - Что вы можете сказать про окончание? (на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова) Окончание -это…. -служит … - Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (стр. 80) - Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Динамическая пауза | Выполняют упражнение
-как называется изменяемая часть слова? (окончание) -что образуется при изменении этого же слова? (формы этого же слова) -что остаётся прежним? (лексическое значение) -это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложениях Читают правило -потом что на него оканчивается слово | К.: контроль и самооценка П.:структурирование знаний К.: построение речевого высказывания |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практич.: орфографическое упражнение | 7 мин. | Индивидуальная форма работы - Прочитайте упр.144. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему? - Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание? Работаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы. - Что изменялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? - Для чего служат окончания? | Читают упражнение Отвечают на вопросы - Нет. Слова не связаны по смыслу. - Изменить форму слова. - Окончания. - Для связи слов в словосочетании. | П.:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков |
VII.Включение в систему знаний Практический: орфографическое упражнение | 3 мин. | Индивидуальная форма работы -Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик : 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания. 2. Выписать однокоренные слова и выделить корень. Формы слова Однокоренные слова Берёзовый | П.: структурирование знаний К.: построение речевого высказывания П.:структурирование знаний К.: планирование учебного сотрудничества с учителем | |
VIII.Рефлексия деятельности (по продукту) Словесн.: ответы на вопросы | 3 мин. | -Как отличаются формы слова от однокоренных слов? Давайте с вами запишем ваше домашнее задание. А теперь давайте подведем итоги. Что удалось на уроке? Что больше всего понравилось? Чьим успехам смогли бы порадоваться? За что можете себя похвалить? | Отвечают на вопросы -у однокоренных слов лексическое значение разное, а у формы слов лексическое значение одно Записывают домашнее задание Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. | П: осознанное построение речевого высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Окончание. Роль окончания в предложении.
Первый урок русского языка по теме "Состав слова" в 3 классе по УМК "Школы России с использрванием ЭОР по теме "Состав слова", целью которого является ознакомление с окончанием и его ролью в предложен...
Окончание. Роль окончания в предложении.
Урок русского языка в 3 классе.Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении» Задачи:развивать логическое мышление, словарный запас, вним...
Окончание. Роль окончания в предложении.
Урок русского языка в 3 классе.Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении» Задачи:развивать логическое мышление, словарный запас, вним...
План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".
Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....
Окончание. Понятие о нулевом окончании
Цель: закрепить умение определять окончания в словах...
Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".
Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....