Законы улиц и дорог. Простые и сложные предложения с однородными членами.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Конспект комбинированного урока русского языка и занятия по ПДД для учащихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtyurina_konspekt.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комбинированного урока
русского языка и занятия по ПДД
для учащихся 4 класса
выполнила
учитель начальных классов
Втюрина Елена Анатольевна
МБОУСОШ №141 г. Уфа
Тема: Законы улиц и дорог. Простые и сложные предложения с однородными членами.
Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов; способствовать развитию монологической речи. Повторить знания о простых и сложных предложениях с однородными членами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки; научатся правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях с однородными членами.
Метапредметные
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- использовать знаково-символические средства (модели) для решения познавательной задачи
- строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
- строить монологическое высказывание
- задавать вопросы
Личностные:
- демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки
- установку на здоровый образ жизни
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока: презентация по ПДД (с фонограммами и фильмом), рисунки дорожных знаков, карточки с заданиями.
Ход урока
Орг момент
фонограмма “Автомобили, автомобили, буквально всё заполонили…»
Баба Яга. Безобразие!
Девочка: Что с тобой Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят, в городе на таком виде транспорта передвигаться».
Эти, …как их…слово-то такое мудрёное...
Мальчик: Инспектора что ли? (карточка )
Баба Яга: Вот-вот, они самые. Знаки на дорогах понавешали, указателей натыкали. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!
300 лет я прожила в избушке на курьих ножках, а под старость лет решила с удобствами пожить, приобрела квартирку в столице Башкортостана, в прекрасном цветущем городе Уфа.
Мальчик: Так это же хорошо. Подкрепишься медком, кумысом…
Девочка: А какие в нашем городе парки, театры, музеи…
Баба Яга: Да я рада бы оздоравливаться, окультуриваться, да кругом джипы, мотоциклы и даже автобусы. Не образованная я, в лесу то школы не было…
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить! Ой беда, беда…(Баба Яга плачет)
Девочка: Не плач, бабулечка. Оставайся с нами. Мы как раз начинаем урок.
Баба Яга: Ой спасибо милые, спасибо родимые, от верной гибели бабушку спасаете.
- Ребята , перед вами двойная ответственность: не только проверить свои знания, но и помочь бабушке. Справимся?
Орфографическая минутка
Баба Яга: А что это за дырочки в словах? (орфограммы)
Баба Яга: А что такое орфограммы? (ошибкоопасные места)
- Объясните пропущенные орфограммы:
воспитатель семья подъезд вертолёт ванна обошёл легковые молодёжь собака шина
- Запишите транскрипцию первых трёх слов, выполните устный звуко-буквенный анализ одного из этих слов.
Далее все слова на карточках
Из первых слогов данных слов составьте новое слово: ракета, дудочка, газета- радуга
Теперь составьте слово из вторых слогов: Пуговица, молоток, лава- голова
(назовите второй корень в слове «вертолёт», образуйте однокоренное слово с помощью приставки, с помощью суффикса, и с помощью приставки, и с помощью суффикса)
Викторина по ПДД:
Самое опасное место в городе, пресечение дорог (перекрёсток)
Место, где пассажиры входят в общественный транспорт и выходят из него (остановка)
Колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека (велосипед)
Что должен иметь пешеход, чтобы быть заметней для водителя (светоотражатели)
Человек, едущий на транспорте (пассажир)
Работа с простыми предложениями
На доске схемы предложений.
Баба Яга: А что это за фигуры такие нарисованы
- Ребята, объясните бабушке. (схемы предложений)
- Что такое предложение? (слова, связанные по смыслу)
- Какими бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные.
Какая цель этих предложений? (с примерами используя слова с доски)
- Какими бывают предложения по интонации? (воскл. и невоскл.) Какой знак препинания стоит в конце восклицательных предложений? (восклицательный)
- Каким по наличию второстепенных членов является предложение «Девочка идёт.» (нераспр.)
- Распространите его прилагательным, наречием, существительным. А теперь одновременно и прил, и нар, и сущ.
- Какие схемы вы здесь видите? (простых предложений с однородными членами)
- Какие предложения мы называем простыми? (у которых одна грам. основа)
- А что такое однородные члены предложения? (члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают не один и тот же вопрос)
- Всё ли в порядке в этих схемах? (не хватает знаков препинания), кто попытается расставить.
-Почему перед союзом и в некоторых случаях стоит запятая, а в некоторых нет? (перед одиночным союзом и при однородных членах запятая не ставится, а при повторяющихся ставится)
- Какими членами предложения могут быть однородные? (подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами) Приведите примеры, используя любые слова на доске (можно добавлять свои).
Словесная игра «Разрешается-запрещается»
- Ехать зайцем, как известно…
- Уступать старушке место …
- Переход при красном свете…
- При зелёном, даже детям…
- По проезжей части бегать…
- А ходить по тротуарам …
Баба Яга: А что за чудище- трёхглазое вдоль дорог у вас стоит?
- Да это не чудище бабушка, а светофор. Ребята, объясните для чего он нужен….
Научная группа подготовила сообщение из истории светофора:
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Управлял первым светофором специально приставленный человек, ремнями он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь с зелёными и красными стёклами.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Первый трёхцветный светофор появился в США. Он уже имел электрическое управление.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху. А теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
Физминутка
-Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!
Баба Яга: Вот уморили старушку…
Коллективная игра «да-нет»
Можно ездить на велосипеде, не держась за руль? (Нет).
Разговаривать во время движения с водителем можно? (Нет!)
Обязательно ли в машине пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)
Можно высовываться из окна транспорта? (Нет)
Можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нет.)
Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет)
Нужны ли права, категории М для управления скутером? (да)
- Ребята, как называются знаки в красном круге? (запрещающие)
- Что запрещают эти знаки?
- Как называются знаки в синем круге? (предписывающие)
- Что они советуют делать?
- Как называются знаки в красном треугольнике? (предупреждающие)
- О каких опасностях они предупреждают?
- Как называются знаки в синем прямоугольнике? (информационные)
- О чём они информируют?
Шуточный тест « Выбери правильный ответ»
- Как называют человека, который плохо водит машину: чайник, самовар, кофейник?
- Как водитель называет руль: бублик, баранка, сушка?
- Как называется пешеходный переход: лошадь, корова, зебра?
- Как называют водителя управляющего такси: таксофон, развозщик, таксист?
- Каких колес не бывает: лысых, шипованных, волосатых?
- Чем регулирует движение регулировщик дубинкой, тростью, жезлом?
- Кто ездит без билета в автобусе: волк, лиса, заяц?
Работа над сложными предложениями
- Какие предложения мы называем сложными? (несколько грамматических основ)
- Как в устной речи соединяются простые предложения в составе сложного? (интонацией или союзом)
- Когда ставится запятая между простыми предложениями в составе сложного? (всегда)
- Расставьте запятые в сложных предложениях, назовите их грамматические основы, нарисуйте их схемы, дайте характеристику предложениям.
Игра «Доскажи словечко»
И проспекты, и бульвары,
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой… (стороны)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей…( вперед)
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни…(потом).
Напомни ротозею строго:
Здесь проезжая дорога!
Кто на улице резвиться,
Потом окажется… ( в больнице).
Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход
Должен знать…(прекрасно).
Тише едешь- дальше (будешь)
Жизнь хороша, когда едешь (неспеша)
- Баба Яга, творческая группа наших ребят приготовили для тебя необычный проект.
Баба Яга: Я люблю сюрпризы.
Видеоролик с участием ребят
Баба Яга: ой спасибо, уважили старушку.
(частушка)
Очень важная наука-
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
- Но я вижу бабуля, что урок для вас не прошёл даром.
Баба Яга: Да, теперь дорогу переходить я умею, ещё 300 лет проживу, Ferrari
мне Кощей купит, и на водительские права пойду учиться.
- Да ты у нас продвинутая бабушка, способная, у тебя обязательно получится.
Домашнее задание:
1 уровень: решить кроссворд (по карточкам)
2 уровень: Выписать из художественных произведений 3 простых предложения с однородными членами и 3 сложных предложения.
3 уровень: Составить памятку пешехода
4 уровень: Придумать текст, в котором все предложения будут с запятыми.
Рефлексия
- Ребята, я предлагаю проверить, все ли в нашем классе усвоили сегодняшний урок? Если вы всегда будете соблюдать ПДД, то приклейте на доску зелёную карточку, если хоть иногда нарушите, то жёлтую, а если ПДД не для вас- тогда красную. (Если будет жёлтая или красная карточка: Жёлтой карточки бы не было, если бы я сказала, что в России за 2014 год погибли 26963 человека)
- Берегите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс
Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
"Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
« Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО» ( урок – закрепление материала)
Материалы урока можно использовать, работая по любой программе....
Конспект урока по русскому языку "Запятая в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами"
Закрепление сложного и простого предложения....
Карточки по русскому языку "Простые и сложные предложения с однородными членами"
Карточки для самостоятельной работы по русскому языку для 4 класса по теме "Простые и сложные предложения с однородными членами"...