Урок русского языка: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова» 3 кл "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка по теме "Общее предтавление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова" "(Школа России") разработан для детей 3 класса. На уроке дети учатся находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 80.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» |
Открытый урок по русскому языку (УМК «Школа России») в 3 г классе |
Тема: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова» Учитель: Кашуба Г.Н. |
24. 11. 2021 |
Конспект открытого урока по русскому языку (УМК «Школа России») в 3 г классе
Учитель: Кашуба Г.Н.
Дата проведения: 24. 11. 2021
Тема: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Цели:
1) Обучающие: формирование умения видеть орфограмму в словах;
уточнение знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
2) Развивающие: развитие навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развитие умения применять ранее изученные правила, умения ставить и решать проблемную ситуацию.
3) Воспитывающие: воспитание любви к природе; самостоятельности при выполнении заданий; культуры общения в совместной деятельности.
Планируемые результаты: ученики научатся находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Тип урока: предметный.
Форма урока: урок-постановка учебных знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, дифференцированная работа, работа в парах
Методы: словесные, частично-поисковый.
Этапы урока | Ход урока |
1.Мотивация (самоопределение к деятельности) | 1.Организационный момент (слайд 1) Ребята, давайте произнесем девиз нашего урока: Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит грамотно писать Надо научиться! |
2.Выявление места и причины затруднения | 2. Приветствие гостей. - Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием поприсутствуют на нашем уроке и порадуются нашим успехам. 3. Психологический настрой. - Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Рефлексия. Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке (смайлик) - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 24 ноября (учитель пишет на доске). 1. Минутка чистописания Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки запутали карточки с буквами. Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Какая буква отличается от других? Почему? (Чч) А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр) Откройте тетради и пропишите по образцу буквы.
Звук «ч» всегда мягкий, а остальные всегда твердые. «Р» согласный, остальные гласные. Игра «Отгадай часть слова» (устно) - Правила игры: один из вас будет давать определение о какой-либо части слова, а вы должны догадаться, о какой части слова идёт речь. 1. - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка) 2. - это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень) 3. - это часть слова, которая стоит после корня и служит для 4. - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание) 5. - это часть слова без окончания. (Основа) - Какие две части слова очень похожи по своей роли в словообразовании? (приставка, суффикс) - Чем они похожи? (служат для образования новых слов) - Какие две части слова непохожи? (корень, окончание) - Чем они непохожи? (корень не изменяется, а окончание изменяется) - Ребята приготовили нам сказку (инсценирование) СКАЗКА «Как живёте части слова?» Ведущий: Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный. Ведущий Окончание говорит: - Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении. Ведущий Суффикс отвечает: - Я главнее, я стою сразу после корня, и с моей помощью образуются новые слова. Ведущий Приставка ответила: -А я вообще стою перед корнем, самая первая и образую новые слова. Ведущий Основа говорит: - А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания. Ведущий Корень отвечает: - Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга. Ведущий: С тех пор они дружат и всегда вместе. -Ребята, зачем нам нужно изучать части слова? Где могут пригодиться эти знания? (чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок) -Отгадайте загадки. Запишите отгадки. 1) Ученикам велит садиться, Затем вставать и расходиться. В школе многим он велит, Ведь звонит, звонит, звонит. (Звонок) Вместо капелек-дождинок С неба камушки летят, По земле они стучат. Что за ледяной парад? Этот дождь из льдинок - ...(град) Всюду острый нос сую. Ох, и злюсь я, и шиплю, Мятых о-очень не люблю. (Утюг) - Что можете сказать о словах? Есть ли в словах орфограммы? - На какие группы по орфограммам можно распределить? - В какой части слова находятся орфограммы? (в корне) - Что надо сделать, чтобы написать правильно? А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы? - Где ещё они могут быть? Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке и проверим наше предположение. |
3.Построение проекта выхода из затруднения | Над какой темой мы будем работать? ПРАВОПИСАНИЕ орфограммм в значимых частях слова. Какие цели поставим на урок? Какие это части? Будем учиться находить орфограммы в разных частях слова, проверять их и грамотно записывать. |
4. Реализация построенного проекта. | 1. Откройте учебники на стр. 102-ой, са-мостоятельно в тетради выполните упр. 192. - Вам нужно списать текст в тетрадь. Выделить части слова, в которых встетились орфограммы. Ночью пр..шёл первый зам..р..з..к. Он н..дышал хол..д..м на стёкл.., п..сыпал з..рнист..м инеем на крыш.., з..хрустел под н..гами. - Прочитайте слова с выделенными орфограммами. - Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради. В слове: пришёл, ( в какой части слова выделена буква? выделите её) (в приставке) заморозок (в корне и окончании) надышал (в приставке) холодом (в корне и окончании) стёкла (в окончании) посыпал (в приставке) зернистым (в корне и окончании) крыши (в окончании) захрустел (в приставке) ногами (в приставке) Вывод: орфограммы могут находиться в разных значимых частях слова. - Почему надо проверять написание выделенных букв? - Потому что мы может записать их не правильно, и потому что они слышатся не так, как пишутся. - Давайте в учебнике, прочитаем обратим внимание! Прочитайте правило (с. 102) Читает 1 ученик: «Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова: в приставке: пришёл; в корне: дарить; в суффиксе: маленький; в окончании: из землянки. -Как распознать орфограмму безударного гласного? -Нужно поставить ударение, определить безударные гласные, указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки. Например,
Таким образом, в этом слове три орфограммы: 2 – в приставке, 1 – в корне. Физминутка Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) - Ребята, какое сейчас время года? Поздняя осень и зима трудное время для птиц, им голодно, так как трудно добывать корм. Чем мы можем им помочь? 2.-Двигаемся дальше. Посмотрите на следующее задание. Определите, в какой части слова пропущена орфограмма. ( работа в парах с коллективной проверкой) 1 группа: Др…зды, л…сная, д…ревья; 2 группа: Звёзд…чка, малин…вый, мал…нький; 3 группа: п..дбросили, пр…летели, п…дружка; 4 группа: на ветк.., о мам.., лесн..му; 5 группа: (с,з)бежать, дож…ь, сапожо.. , много грибо.. . - В каких значимых частях слова могут быть орфограммы? -Что нужно делать если орфограмма в приставке, в суффиксе? - В корне слова? - А если это непроверяемая безударная гласная? - Что заметили? Прочитайте слова 5 группы. -Чем эта группа слов отличается от остальных? В этой группе орфограмма не безударный гласный звук, а парный согласный. - Как проверяем слова с парной согласной? Запишите слова 5 группы в тетрадь, выделите часть слова, в которой находится орфограмма. В каких частях слова встретилась орфограмма? Вывод: орфограммой может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный. Орфограмма может быть в любой значимой части слова. - Проверим наши предположения. Страница 103- Обратите внимание! Прочитайте правило до таблицы. - Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук. Работа со словом из словаря - Разгадайте ребус. -Какой день недели находится между средой и пятницей? -Посмотрите на новое словарное слово- четверг -Запишите его в тетрадь. Какие орфограммы здесь встретились? Обозначьте орфограммы. - Составьте со словом четверг синквейн. Запишите его. четверг четвертый чистый приближается настает проходит После дождичка в четверг. день недели - Еще раз прочитайте словарное слово. Запомните его написание. ФИЗМИНУТКА (для глаз) 3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике (с. 103) - Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте. - А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте. - А если это непроверяемая орфограмма? |
5.Первичное закрепление | Игра «Лови ошибку» Работа по карточкам (самостоятельно) Взаимопроверка. Находят ошибки в тексте и исправляют их. Сверяют с эталоном. Зима. Ноступила марозная зема. На землю выпал мяхкий снежок. Речька сковано толстым лединым панцирем. Диревья нарядились в белые пушыстые шабки. |
6.Подведение итогов. Рефлексия | Ребята, отгадайте шараду. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречаем. Вся я в дневнике или в журнале (оценка) Оцените свою работу на уроке. - Какова была тема урока? (В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?) - В каких значимых частях слова могут быть орфограммы? - Как проверить безударный гласный в корне? В приставке или суффиксе? - Как проверять парный согласный? – Закончите предложения: -Как оцениваете себя, своих одноклассников? |
7.Домашнее задание | - Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. С. 108 упр. 202. Ребята, вы молодцы! Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Закрепление орфограммы двойные согласные в слове"
Тема урока: Закрепление изученного.Цели урока: повторить орфограмму - двойные соглассные в словах;Планируемые результаты:· Предметные: применять на практике п...
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
презентация к уроку русского языка «Общее представление о главных частях в разных средствах языка» 3 класс Планета знаний
laquo;Общее представление о главных частях в разных средствах языка»...
Русский язык. . Общее представление о правописании частей слова
Дать представление о том , что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо запомнить.Учить детей находить части слова и уметь выделять в словах орфограмму.На ур...
Технологическая карта урока русского языка - "Общее представление об местоимении" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Общее представление о местоимении»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о местоим...
Технологическая карта урока русского языка «Общее представление о личных местоимениях» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: закрепление понятие о местоимении как части речи, умения находить и определять местоимение в тексте.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о местоимении;2....